| 24 марта, 2015 | | | Читать на сайте издания |
Екатеринбург — снова в федеральной повестке. В политической тусовке обсуждают город как потенциальную столицу российского майдана. Президент Центра системного анализа Ростислав Ищенконакануне посвятил Екатеринбургу статью. По мнению эксперта, уличная активность в городе стартует в начале апреля: «Ожидается, что начнется все за неделю-две до сорока дней с момента гибели [Бориса] Немцова и к дате достигнет пика.
Есть в стране город, который меня беспокоит с точки зрения его использования для дестабилизации ситуации. Это Екатеринбург».
«В последнее время ситуация в городе, где активно действует американское консульство, будоражит Сеть и даже выливается в антимайданные акции. Екатеринбург — третий по величине город в стране, — приводит доводы Ищенко на экспертном портале„Актуальные комментарии“, — крупнейший промышленный центр, где сосредоточены в том числе и предприятия ВПК, включая ракетно-космическую отрасль. Самое главное заключается в том, что в Екатеринбурге сходятся дороги, соединяющие с центром страны Дальний Восток, Сибирь, промыслы Тюменской области... Ну и, в качестве „вишенки на торте“, Екатеринбург — столица потенциальной „Уральской республики“... Для того, чтобы Москва забеспокоилась всерьез, а мир убедился в „российской нестабильности“, им надо всего лишь заблокировать транспортное сообщение».
Имя Ростислава Ищенко, бывшего советника украинского вице-премьера Дмитрия Табачникова, может не вызывать доверия ввиду его известности в узких кругах. Но угрозу национал-предателей обсуждают и более популярные эксперты. Так, директор Института политических исследований и член Общественной палаты РФ Сергей Марков подтверждает: в федеральной тусовке на слуху «города, находящиеся в зоне риска». И Екатеринбург таким является — наряду с Калининградом и Владивостоком. «[Западными оппонентами] выбраны регионы, где оппозиция имеет наибольшие шансы.
Майдан прокатится по разным регионам — внешнему центру важно парализовать власть. Со временем выступления могут обратиться несколькими убийствами, — говорит Марков. — Финальная стадия случится в Москве».
Представитель свердловской власти согласен с такой позицией, отмечая, что в управлении у губернатора Евгения Куйвашевасложнейший регион. «Екатеринбург — один из городов оппозиционного движения, это факт, — говорит чиновник на условиях анонимности. — Кроме всего перечисленного, замечу — здесь сосредоточено большое количество органов власти: администрация губернатора, полпредство, штаб войск ЦВО. Это принцип революции — бить по штабам. Последние 20 лет оппозиция здесь поддерживалась теми или иными группами влияния. Генконсульство США также координирует эту работу. Неслучайно его руководители появились на Марше весны в Екатеринбурге. Сейчас идет отладка системы, поиск круга сторонников, основной удар придется на декабрь 2016 и 2018 годов, когда пройдут важные федеральные кампании».
По мнению нашего собеседника, «пятой колонной» можно называть как «белоленточных» оппозиционеров, так и представителей квазипатриотического движения: «Они тоже выступают с критикой региональной власти. Например, «Патриоты России».
«„Пятая колонна“ может выступать под разными флагами. Но ее можно легко определить по главному маркеру — желанию ослабить госрежим и отказу от диалога».
«Статья Ищенко всколыхнула блогосферу, — говорит руководитель движения „Патриоты“ Илья Белоус. Екатеринбуржец известен собственными списками национал-предателей и предложением вернуть статус „врага народа“. — Описан тот самый сценарий „мягкой силы“. Посмотрите на екатеринбургскую власть, которая открыто заявляет: „Хватит кормить Москву“. У США есть понимание, что нужно готовиться к 2018 году, чтобы продавить своего президента на выборах. А в противном случае поднять вопрос о федерализации ключевых регионов».
Депутата Гордумы ЕкатеринбургаДмитрия Головина («Гражданская платформа») часто записывают в неофициальные списки «пятой колонны». Он участвовует во всех екатеринбургских акциях «за мир на Украине» и считает, что уральцы — носители особой идентичности. «Общество раскачивают делящие страну на тех, кто за и против Крыма, — вступает Головин в дискуссию „URA.Ru“. — А я хочу жить в нормальном европейском государстве, хочу делать бизнес на Родине. А что они [охотники на „пятую колонну“] сделали? В психологии есть понятие „состояние неконтролируемой тревоги“. Сегодняшний невроз проистекает из телевидения. Люди находятся в бешенстве, и ими становится легко управлять».
У уральского политологаАлександра Пирогова есть другое объяснение происходящего в Екатеринбурге. По его словам, сегодня в России идет осмысление нового пролетариата — людей уже не индустриального, а информационного общества. «Екатеринбург — город с корнями вольницы, колыбель демократии, родина первого президента, студенческая столица, где развит малый бизнес — безусловно, взращивает этот класс, — считает Пирогов. — А государство, стоящее на сломе формаций, не знает, как встроить этих людей в свою вертикаль. Им дают имена — „креаклы“, „пятая колонна“ — лишь из-за поверхностной идентификации. Попытки искать среди них национал-предателей — лишь освоение бюджетов под видом борьбы. Безусловно, противопоставление частей общества легко принимается маргиналами. Но дело это неблагодарное».
Близкие к Кремлю эксперты, опрошенные «URA.Ru», в один голос говорят о том, что охотники на «пятую колонну» выполняют не свою функцию. «Для этого есть компетентные органы, — заявляет гендиректор Агентства политических и экономических коммуникацийДмитрий Орлов. — Государству нужно выявлять конкретные факты сотрудничества с иностранными разведками и финансирования политических организаций из-за рубежа. При этом опасно разжигать атмосферу ненависти».
Гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Мироновназывает поиски национал-предателей пиаром отдельных политиков: «Опасности майдана сейчас нет. Согласно нашему исследованию, лишь 22% россиян верят в эффективность митингов. Кроме того, я не вижу майдана вне столицы государства. Это несерьезная угроза. При этом существуют энтузиасты, которые создают повестку „охоты на ведьм“. Таким образом накаляется обстановка нетерпимости, возвращается жанр доносов. Это никак не вписывается в модель стабильной демократии».
«Поиски „пятой колонны“ мало согласуются с политической ситуацией в стране и настроениями в Свердловской области. Ищенко я бы посоветовал съездить на „Уралвагонзавод“ и внимательно послушать, что говорят в цеху по поводу майдана и иностранного влияния на политику России, он бы, возможно, много нового узнал, — считает председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин. — Нужно понимать, что кроме политиков существуют аналитики и публицисты, которые зарабатывают цитируемость на излишней драматизации фактов и создании апокалиптических сценариев. Разговоры о всесилии „пятой колонны“, ее серьезном организационном потенциале являются искажением реальной ситуации.
Сторонники оранжевых сценариев, в том числе и при помощи „иностранных друзей“, у нас в стране существуют. Это надо понимать, чтобы правильно оценивать некоторые призывы и действия, как в России, так и за рубежом».