События и комментарии экспертов фонда

  |  19 марта, 2015   |   Читать на сайте издания

В санкционные черные списки России попало свыше 200 иностранцев

 

По информации «Известий», в черные списки иностранных граждан, которым может быть запрещен въезд в Россию, вошли свыше 200 человек. Большая их часть — политики, чиновники и антироссийски настроенные общественные деятели стран Евросоюза, часть списка составляют также граждане США. В МИД РФ информацию о конкретных фигурантах списков комментировать отказались, однако не исключили, что список может быть «зеркально расширен» в случае введения новых санкций к россиянам. Как пояснил «Известиям» источник, близкий к администрации президента, посольствам РФ уже даны указания составить списки русофобски настроенных иностранных граждан, имеющих активы в России. 

Как сообщил «Известиям» источник, близкий к МИД РФ, список иностранных граждан, которые могут получить отказ на въезд в РФ, по численности зеркально отражает аналогичные черные списки Евросоюза и стран НАТО. Первое место по количеству таких граждан занимают США — свыше 60 человек. Из наиболее влиятельных фигур в нем оказались заместитель помощника президента США по национальной безопасности Кэролайн Аткинсон, помощники президента США Дэниел Пфайффер и Бенджамин Роде, лидер фракции большинства в конгрессе США Гарри Рид, спикер палаты представителей конгресса США Джон Бэйнер, председатель сенатского комитета по иностранным делам Роберт Менендес, сенаторы Мэри Лэндрю, Джон Маккейн, Дэниел Коутс. Кроме того, в этом списке остаются граждане США, попавшие в черный список РФ еще по ответным мерам к «закону Магнитского» (впервые был принят в декабре 2012 года, расширен в январе 2013 года. — «Известия»). В их числе политики, прокуроры, судьи, военные, представители спецслужб и бывшие чиновники, причастные к нарушениям прав человека. 

В остальных странах число граждан, которые не смогут попасть в Россию, колеблется в среднем от 10 до 20 человек. 

Например, в Канаде под санкции попали 13 ведущих политиков. В их числе советник премьер-министра по внешней и оборонной политике Кристин Хоган, глава аппарата премьер-министра Уэйн Вутерс, замруководителя аппарата премьер-министра Жан-Франсуа Трамбле, спикер палаты общин парламента Эндрю Шир, лидер фракции Консервативной партии в палате общин парламента Питер ван Лоан. Кроме того, главы комитетов обеих палат парламента по иностранным делам Рэйнел Андрейчук и Дин Эллинсон, члены палаты общин Поль Дюар, Ирвин Котлер, Тед Опитц, Кристия Фриленд, Джеймс Безан и президент Канадского украинского конгресса Пол Грод.

В санкционном списке РФ оказались и 15 граждан Венгрии. Как сообщил «Известиям» источник, близкий к МИД РФ, в их числе политики, чиновники и общественные деятели, открыто пропагандирующие русофобские взгляды, в том числе один из бывших премьер-министров Венгрии. Как отмечают в ведомстве, сейчас большая часть списков является закрытой и не придается публичности, узнать о том, что гражданин той или иной страны оказался в списке, можно в любом посольстве РФ.  

Не исключено, что в будущем списки будут расширены. Как сообщил «Известиям» собеседник, близкий к администрации президента, за последнее время в правительстве и в администрации президента прошло несколько совещаний, посвященных санкциям. Их результатом стало указание МИД РФ посольствам в странах, которые ввели санкции в отношении РФ, составить списки граждан, проводящих активную антироссийскую политику, а также имеющих активы в России. 

— Мы не проявляем особого желания играть в подобные запретительные игры с Западом. Но если они продолжат активничать в санкциях, то мы пустим в ход новые черные списки, которые подготовили диппредставительства, — заявил высокопоставленный собеседник.

— Сегодня санкционные списки Запада и России соизмеримы. В наши списки также (как и в отношении россиян) включен целый ряд политиков, депутатов. Они их уже почувствовали на себе, — считает находящийся под санкциями глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, приводя в пример недавнюю ситуацию в Европарламенте, когда европейский депутат пожаловалась на то, что ее не пустили в Россию (в первых числах марта в Россию не смогли попасть глава сената Польши Богдан Брусевич и евродепутат от Латвии Сандре Калниете, которые собирались приехать на похороны Бориса Немцова).  

По словам Алексея Пушкова, когда он напомнил европарламентариям о том, что не Россия начала первой эту практику, они не знали, что ему ответить. 

— Я считаю, что сейчас пока не пришло время включать в черные списки западных бизнесменов. Это пагубная практика, потому что бизнесмены занимаются бизнесом и, как правило, не несут ответственности за политические действия своих государств. Если они хотят инвестировать и работать в России, создавая новые рабочие места, то у них не должно быть в этом препятствий, — отметил парламентарий.

Как считает Алексей Пушков, сейчас нет необходимости в расширении существующих черных списков. 

— Пока речь о новых санкциях в отношении России не идет, нам не нужно идти по пути расширения этих списков. Ведь любые действия по объявлению санкций, естественно, будут еще одним ударом по отношениям России и европейских стран. Таких ударов нанесено уже достаточно. Как на Украине наступила пауза, которая, мы надеемся, закончится миром, так и здесь хотелось бы, чтобы стороны взяли паузу в санкционных мерах, а затем от них отказались, — пояснил он. 

Его коллега, также оказавшийся под санкциями, зампред комитета по международным делам Госдумы Леонид Калашников считает, что многие европейские страны уже поняли ошибочность санкционной политики и сами ищут контактов с РФ. Это показала позиция семи стран Евросоюза — Италии, Греции, Кипра, Испании, Австрии, Венгрии и Словакии, недавно выступивших против продления санкций к России.

— Эти списки не нужны ни Западу, ни России. Российские политики, которых они включили в списки, никогда не имели там ни недвижимости, ни денег, ни счетов. Единственной целью этих санкций, видимо, было закрыть нам возможность выступать на международных парламентских площадках. Но если Запад проповедует свободу слова как одну из основных свобод, то зачем же он затыкает рот политикам? — не понимает парламентарий. 

В иностранных посольствах комментировать «Известиям» санкционную политику как стран, которые они представляют, так и России отказались. 

Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин сравнил политику персональных санкций с «дипломатическим танцем», который будет продолжен или остановлен в зависимости от тех, кто его инициирует.

— Эта мера неэффективная и не способствует укреплению отношений. С другой стороны, любая великая держава, проводящая внешнюю политику, такие вещи внимательно отслеживает и не может оставлять без ответных действий, — убежден Константин Костин. 

По его словам, важным является то, что со стороны РФ введение персональных санкций в отношении иностранных граждан было ответной мерой, так как российская сторона призывала к переговорам, поиску новых подходов и налаживанию отношений, а не к санкциям.