Вице-неприятности по-кубански
Аресты бывшего и действующего вице-губернаторов Краснодарского края подняли вопрос, что происходит в хозяйстве Александра Ткачева. Всероссийскую борьбу с коррупцией решили усилить показательными действиями в олимпийском регионе? Или одного из наиболее известных стране губернаторов готовят к отставке?
Традиционная для чиновничества статья 201 Уголовного кодекса РФ «Злоупотребление полномочиями», часть вторая — «повлекшее тяжкие последствия». Плюс статья 33, часть третья — «Организатор преступления». Такой набор обвинений предъявлен следователями Вадиму Лукоянову — вице-губернатору Краснодарского края по ТЭКу, транспорту, ЖКХ и другим вопросам.
Действующий заместитель главы краевой администрации Александра Ткачева попадает под арест впервые. Известно, что следователи работают с региональной энергетической комиссией, а их вопросы касаются инвестиционной программы ОАО «Кубаньэнерго». По версии следствия, Лукоянов в 2011 году распорядился включить в энергетическую инвестпрограмму подстанции в районе Сочи, предполагаемый ущерб — до 50 миллионов рублей. С начала февраля Лукоянов — в изоляторе краевого ФСБ, попытки освободиться под залог успеха пока не имеют.
О причине неприятностей бывшего вице-губернатора Краснодарского края Александра Иванова, покинувшего администрацию в 2012 году, также арестованного в начале февраля, известно чуть больше. Ему инкриминируют превышение полномочий в 2006-м, когда в Краснодаре строился спортивный комплекс «Баскет-Холл». Как куратор строительства, Иванов, по мнению правоохранителей, незаконно изъял участок, принадлежавший сельхозпредприятию, в результате чего региональная власть позднее была вынуждена предоставить аграриям участок стоимостью 950 миллионов рублей.
В довершение всего, в феврале же появилась впоследствии не подтвердившаяся информация об отставке «социального» вице-губернатора Галины Золиной, вызвавшая, пожалуй, не меньший переполох в крае. Дело даже не в том, что на Галину Дмитриевну замкнуто очень много вопросов, связанных непосредственно с жизнью людей. Место рождения вице-губернатора — Выселковский район Краснодарского края, родина Александра Ткачева и средоточие экономических интересов семьи губернатора. Золина — особенно после смерти Мурата Ахеджака, долгие годы отвечавшего за внутреннюю политику и вертикаль власти внутри региона, — набрала достаточный административный вес, чтобы обнародование ее ухода всерьез насторожило тех, кто вплотную наблюдает за расстановкой сил в регионе. В конце концов, Золиной пришлось объясняться через официальную «Российскую газету», а история с фальшивой отставкой пополнила список подобных аппаратных загадок — от Владимира Якунина и до наших дней.
Губернатор Ткачев в сочинских выпусках Comedy Club. Губернатор Ткачев на «Первом канале» — сочинский же фестиваль КВН. Губернатор Ткачев открывает причерноморскую трассу «Формулы 1»... Количество и контекст публичных появлений главы Краснодарского края за последние месяцы никак не предполагал такого качества скандалов в подопечном ему хозяйстве. Неудивительно, что антикоррупционные действия краснодарских силовиков не остались незамеченными в центре. В январском губернаторском рейтинге Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Ткачев сохранил место в первых десятках списка, но при этом стал лидером падения, потеряв сразу девять пунктов: с 14-16-го он опустился на 23-е место.
В Краснодарском крае началась показательная антикоррупционная кампания? Или административные дни Ткачева, управляющего краем с 2001 года, подходят к концу? Или, как это бывает, одно влечет за собой другое? «Идет борьба за пост губернатора. Есть свои кандидаты у [вице-премьеров Дмитрия] Козака и [Дмитрия] Рогозина, — объясняет президент «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. — Есть интересанты в смене, и есть антикоррупционные дела. И есть губернатор, который уже давно работает. Что бы его не шатать?»
Политолог Константин Калачев склонен видеть в вице-губернаторских неприятностях закономерный результат усилившейся антикоррупционной кампании: «Отдельные руководители перестали видеть берега, утратили чувство реальности. Надо его им вернуть. Преподать урок. У губернатора Ткачева за последнее время, похоже, прибавилось недоброжелателей. Но сводить все к желанию "раскачать" его позиции я бы не стал. Просто неприкосновенных больше нет. Во всяком случае, в региональной политике. Кубань — медийно очень резонансный регион. Особенно после Олимпиады. Соответственно, Кубань идеально подходит для показательных увольнений и наказаний в назидание другим. Тем более, видимо, есть за что».
Блестяще проведенная Олимпиада действительно могла сыграть с краевым главой злую шутку. Губернатор Ткачев и его команда за годы подготовки к Сочи-2014 выработали привычку согласовывать многое непосредственно с Кремлем, минуя установленные в общении между центром и регионами протоколы и политесы. Разумеется, это не прибавило доброжелателей краевому руководству как среди коллег по губернаторскому корпусу, так и в федеральных министерствах и ведомствах. Особенно после того, как Олимпиада закончилась, а прежний формат общения в целом сохранился. В конце концов, Владимира Путина, прилетающего в свою сочинскую резиденцию Бочаров Ручей, встречает у трапа не кто иной, как все тот же Ткачев.
«Возможность решать перед Олимпиадой многие вопросы с первыми лицами напрямую вызвала головокружение от успехов. Не заметили наступление новой реальности. Пропустили национализацию элит. И это притом, что в скором времени Кубань ожидает новый серьезный проект», — полагает Константин Калачев.
Таковым, безусловно, следует признать строительство Керченского моста, соединяющего Крым с Краснодарским краем. В нынешних условиях этот проект приобретает не меньшую, а в некотором смысле и большую важность, чем строительство олимпийского Сочи. «Проект дорогой, большой, сложный. Одним из основных факторов, которые могут растянуть сроки строительства Керченского моста, является вопрос изъятия у различных собственников земель для передачи под строительство перехода и подъездов к нему. Кто-то мог воспользоваться этой ситуацией в целях личного обогащения. Теперь 100 раз подумают. И это только одна из проблем. Срок строительства должен быть максимально сокращен, а возможные злоупотребления пресечены заранее. Как показали последние истории с замами Ткачева, в команде обнаружились слабые звенья», — напоминает Калачев.
Региональные СМИ, однако, в эти дни обсуждают совсем иное: Александр Ткачев через Twitter отчитался о появлении регионального антикризисного плана. Сумма — 6,6 миллиардов рублей, из них 700 миллионов — на поддержку малого бизнеса, налоговые каникулы для начинающих предпринимателей, поддержку импортозамещений. В другое время, наверное, можно было бы порадоваться, что край исполнил правительственное предписание представить планы к 15 февраля, хотя богатый регион не поразил цифрами. Удивительнее, однако, то, что в сложившемся контексте рапорты о надлежащем выполнении прямых обязанностей вообще были сочтены чем-то уместным для широкого тиражирования в публичном пространстве. Кажется, сейчас от администрации края ждут совсем других объяснений.
Юрий Васильев