Рейтинг губернаторов: смена лидера
Фонд развития гражданского общества опубликовал восьмой рейтинг эффективности губернаторов российских регионов. Предыдущий, седьмой рейтинг, был сводным за 2014 год, так что, можно сказать, этот выпуск — первый с начала ноября. Если предыдущие рейтинги охватили период региональных избирательных кампаний и поствыборные месяцы, то новый рейтинг можно считать первым кризисным.
В первом рейтинге 2015 года совершилась своего рода революция. Впервые с января 2014 года, то есть впервые за все время существования рейтинга, произошла смена лидера: губернатор Ямало-Ненецкого округа уступил первое место своему коллеге из Калужской области Анатолию Артамонову.
Снижение рейтинга Кобылкина не в последнюю очередь связано с расследованием излишних трат региональных администраций, которое проводил Общероссийский народный фронт. Мониторинг госзакупок показал, что ЯНАО с большим отрывом лидирует среди других российских регионов по такому показателю, как закупки чартерных рейсов администрацией округа. При общем сокращении подобных расходов среди других регионов, в ЯНАО чиновники намереваются потратить на перелеты 300 млн рублей, ранее первенство держала Вологодская и Сахалинская области с 86 и 44 млн соответственно.
Анонимные представители Ямало-Ненецкого округа пытались оправдаться в прессе тем, что частые перелеты руководителей региона связаны с географической спецификой — на севере нет автодорог, а регулярные рейсы далеко не всегда позволяют вовремя прибыть в нужный населенный пункт. Но их аргументы, как видно, услышаны не были.
Вообще в начале 2015 года среди лидеров рейтинга заметно увеличилась «турбулетность», если в прошлом году подвижки на вершине происходили редко, то на этот раз в первой десятке произошло целых две рокировки.
Помимо Артамонова и Кобылкина местами поменялись глава Тюменской области Владимир Якушев (+4) и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев (-3). Причина падения Тулеева чисто экономическая — нарастание в Кузбассе «неопределенности в части перспектив развития добывающих и перерабатывающих предприятий в условиях экономического кризиса». Действительно, ожидать что после почти 17-летнего правления регионом какие-то политические течения будут неподконтрольны губернатору, сложно. Рост же главы Тюменской области связан как раз с политикой: он смог добиться изменения процедуры назначения глав ХМАО и ЯНАО и, таким образом, сильно расширил свое влияние на происходящее в газо- и нефтедобывающих регионах.
Лидером падения как в «высшей лиге» губернаторов с очень высоким рейтингом (от 76), так и вообще среди всех глав регионов, стал лидер Кубани Александр Ткачев. Помимо чисто экономических проблем — долг администрации Краснодарского края достиг 75% от доходов бюджета — в регионе не все спокойно в элитах. В самом начале февраля в Краснодаре ФСБ арестовала вице-губернатора края Вадима Лукоянова, он подозревается в превышении должностных полномочий. Одновременно был арестован и бывший вице-губернатор края Александр Иванов. Оба чиновника занимались вопросами коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса. В итоге Ткачев с трудом сохранил место в первой группе рейтинга, у него 76 баллов и 23 место.
Самый хороший результат в первой группе показал глава Башкирии Рустэм Хамитов, он благодаря росту рейтинга в эту группу и перешел, сейчас у него 78 баллов и 22 место. Столь хороший результат Хамитова объясняется успехами в экономике региона: национализация «Башнефти», судя по всему, приведет к возврату части акций компании правительству республики.
Впрочем, губернатор с самым значительным ростом рейтинга в первую группу так и не попал, хотя остановился в шаге от нее. Глава Ленинградской области Александр Дрозденко улучшил свои позиции на 11 пунктов, заняв 24-25 место — он лидер среди губернаторов с высоким рейтингом (65-75 баллов). По итогам 2014 года Ленобласть стала регионом-донором и одним из немногих субъектов, которому не грозит секвестр бюджета. «Главный результат, который показала область за последнее время, — 100-процентное выполнение всех социальных обязательств, реализация программы капиталовложений в социальную сферу. В этот же период регион показал высокий экономический результат, выйдя с предельного дефицита бюджета 2014 года в рекордный профицит — свыше 13,3 млрд рублей и получив в 2015-м самый большой бюджет, который когда-либо был в истории региона», — рассказал «Известиям» об успехах своей команды Дрозденко. Он уверен, что региону еще есть куда расти.
Также заметно выросли показатели главы Калмыкии Алексея Орлова (39-42 место, +5 позиций). Эксперты отметили не только стабильную экономику, но и контроль над региональными элитами, который был установлен в результате парламентских выборов в республике.
Лидером падения во второй группе стал губернатор Псковской области Александр Турчак (29-32 место, -6 позиций). Ухудшение его рейтинга связано с резонансной проблемой отмены электричек, тут он, впрочем, не одинок. Также на его оценку повлиял очередной скандал, который, как отметили эксперты ФоРГО, был вызван «нескромным личным поведением чиновников областной администрации».
Самым заметным событием нижней части рейтинга стал переход их четвертой группы в третью губернатора Калининградской области Николая Цуканова, подчиненные которого ранее не раз оказывались в центре коррупционных скандалов. Теперь, уверены эксперты ФоРГО, губернатор стал гибче реагировать на проблемы своего региона, больше обращать внимание на экономические проблемы.
Также привлекает к себе внимание появление в «Группе смерти» новичка, главы Еврейской автономии Александра Винникова, который потерял восемь позиций и теперь занимает предпоследнее, 82 место. В регионе разворачивается коррупционный скандал: 5 февраля был досрочно уволен глава Ленинского района Сергей Лаврук после вступления в силу приговора суда, он был уличен в получении взятки. Также эксперты отметили выский уровень задолженности регионального бюджета.
Интересно, что особый статус Крыма теперь отмечают и в ФоРГО. Раньше в примечаниях к рейтингу указывалось, что губернаторы Крыма и Севастополя будут включены в исследование после окончания переходного периода, то есть после 31 декабря 2014 года. Теперь в примечании указано, что главы администраций Крыма и Севастополя будут включены в рейтинг «после окончания всех этапов переходного периода». Какие еще предстоит пройти этапы, при этом не указывается.