События и комментарии экспертов фонда

  |  22 января, 2015   |   Читать на сайте издания

Осенний призыв

Ямал и Югра вступают в эпоху перемен. Обсуждаемый с начала ноября прошлого года закон об отмене прямых выборов губернаторов в обоих округах на этой неделе заиграл новыми красками, не на шутку смутившими местную элиту. Главные вопросы очевидны: зачем нужно было переносить сроки назначения с марта на сентябрь и когда Дмитрию Кобылкину и Наталье Комаровой ждать приглашения президента. Кто из парламентских оппозиционеров не разделяет энтузиазма «левых» коллег, о чем спорят политологи, какие настроения царят в коридорах власти обоих регионов и что же все-таки случилось на самом деле — все ответы в материале «URA.Ru».

Сегодня депутатам Госдумы, по сути, предстоит поставить точку в обсуждении судьбы ЯНАО, ХМАО и НАО — во втором чтении будет вынесен спорный законопроект об отмене прямых выборов губернаторов трех регионов. Масла в огонь добавляет целый пакет поправок, который предложил профильный комитет ГД. Среди них, напомним, увеличение числа кандидатов, которых глава «материнского» региона будет представлять президенту для отбора, и повышение роли партий, а также куда более интересная деталь — перенос сроков назначения руководителей субъектов с изначального предполагавшегося марта на единый день голосования, 13 сентября.

В политических кругах регионов «матрешки» из-за новых вводных царит натуральный хаос. К примеру, вице-спикер парламента ХМАО Сергей Дегтярев, возглавляющий комитет по законодательству, открыто признает, что не знает, почему федеральный центр решился изменить сроки назначения. «Я не готов сейчас делать какие-то выводы. Мы здесь задаем вопросы, почему и зачем это нужно, но ответов на них не получаем», — отметил он в разговоре с корреспондентом агентства. Его коллега из Заксобрания ЯНАО Марат Абдрахманов, возглавляющий аналогичный комитет, также на данный момент не готов комментировать изменения. «Я все же предлагаю дождаться хотя бы утверждения на втором чтении, на данный момент мы не получили каких-либо объяснений по ситуации. В любом случае, я считаю, необходимость таких изменений оправданна», — отмечает он.

Между тем март по-прежнему является контрольным сроком. Тем более мнение о том, что и.о. губернатора практически на 99 процентов станет новым руководителем субъекта, распространено крайне широко. Напомним, 1 марта полномочия заканчиваются у губернатора ХМАО Натальи Комаровой, 16 марта — у ее ямальского коллеги Дмитрия Кобылкина.

Ставку на них готов сделать депутат Госдумы от КПРФ Вячеслав Тетекин, дающие достаточно сдержанные оценки изменениям в законопроекте. «На мой взгляд, и Наталья Комарова, и Дмитрий Кобылкин — оба подходящие руководители для регионов, динамично и инициативно работающие. Было бы логично, если бы они остались в качестве и.о. Однако пути Господни неисповедимы, а уж в Кремле зачастую одна башня не знает, что делается в другой. Поэтому предсказывать кадровые решения невозможно. К сожалению, в федеральном центре зачастую интересуются интересами не дела, а противоборствующих группировок», — поясняет представитель Тюменской области и Югры в парламенте.

По мнению Тетекина, все поправки, внесенные законодателями, носят косметический характер. «Это подгон под общий стандарт, попытка залакировать ситуацию. Если уж есть единый день голосования, то давайте подведем всех под общую канву. Меня интересует другое: зачем вообще нужно было отменять выборы? Совершенно очевидно, что „Единая Россия“ с учетом мощи ее административного, пропагандистского аппарата и финансовых возможностей гарантированно проведет любого своего кандидата в губернаторы», — считает депутат.

В то же время идея полугодового люфта в применении закона на практике заметно оживила другие оппозиционные партии, традиционно критикующие региональную власть вне зависимости от ее успехов. Потенциальные участники «списка Якушева» не жалеют критических стрел в адрес в основном Натальи Комаровой.

В частности, депутат Госдумы от «Справедливой России» Михаил Сердюк подчеркивает, что перенос сроков на сентябрь, скорее всего, означает решение по назначению на пост — по крайней мере в ХМАО — другого человека. «Политическая температура в округе в последние месяцы говорит о том, что и.о. главы региона на период отсутствия губернатора будет кто-то иной, он же впоследствии станет руководителем субъекта. Я хочу, чтобы это был человек с югорскими корнями. Возможно, в формате исключения федеральная власть пойдет на то, чтобы назначить действующего губернатора на временный пост, пока не будет окончательного решения», — предполагает Сердюк.

Ещё один оппозиционер, вице-спикер Тюменской областной Думы Владимир Сысоев, представляющий ЛДПР, фактически повторяет доводы коллеги. «Я считаю, решение отложить процесс по ХМАО и ЯНАО связано с трудностями по поводу кандидатуры на пост губернатора, которая устроит и население, и местную элиту. По Ямалу, вопросов, в общем-то, нет, но они есть по ХМАО. Не исключаю, что в связи с последними конфликтами и общей ситуацией по Югре на посту и.о. мы увидим нового человека. Я лично считаю, что это должен быть выходец из региона, который будет заниматься развитием экономики и удержанием социальных расходов на нужном уровне», — заявляет парламентарий.

У политических экспертов мнения также разделились. Так, политолог Владимир Слатинов считает, что перенос назначения губернаторов ХМАО и ЯНАО на второе воскресенье сентября — это упрощение системы. «Это логика бюрократического упрощения — так я ее называю. По всей стране действует некая схема, она была возвращена в 2012 году, но апогея достигла в прошлом году, когда у нас было 30 кампаний, прошедших по одной и той же схеме. Это организация голосования по одобрению кандидатуры и.о. Выборов никаких нет. Кремль заранее маркирует фаворита, и для него этот период становится неким испытательным периодом. Если это новый человек — то у него есть период, чтобы сформировать свою команду, понравиться избирателям, договориться с элитами, вникнуть в проблемы. Если это прежний губернатор — то у него есть возможность скорректировать свою политику. Возможно, при этом он получает новые вводные, пересруктурирует управленческий механизм. И затем на выборах его утверждают. Вот эта схема проста и понятна. Она экстраполируется и на „матрешечные“ субъекты, чтобы в общем был единый шаблон, хоть выборов прямых и нет. Вертикаль не выносит многообразия», — поясняет эксперт.

Тюменский политолог Алексей Кунгуров в свою очередь считает, что в ХМАО и.о. губернатора станет Наталья Комарова, которой Москва до осени устроит своего рода тест. Если она пройдет его успешно, считает собеседник «URA.Ru», то получит право снова возглавить округ. «На мой взгляд, в прошлые времена оттягивание с назначением губернаторов использовалось как средство давления. В отношении Комаровой это тоже можно воспринимать так. Дескать, ты, конечно, хорошо себя ведешь, но веди себя еще лучше», — комментирует Алексей Кунгуров.

Среди югорского истеблишмента тем временем царит растерянность из-за произошедших изменений, строятся самые невероятные догадки. К примеру, имеется версия о том, что врио будет назначена Комарова, которую затем сменит новый ставленник. Рассматривается и обратный вариант, при котором «временщика» заменит действующий губернатор.

Впрочем, политологи данную идею отвергают категорически. Глава фонда «Региональная политика» Павел Манченко заявляет, что до сих пор не случалось ситуации, когда назначенный президентом исполняющий обязанности не становился впоследствии губернатором (как пример — новый глава Челябинской области Борис Дубровский, сначала занявший пост и.о.). «В марте и Югра, и Ямал получат и.о. губернаторов, которые будут наделены полномочиями по указу президента РФ. Очевидно, что именно эти люди, независимо от того, будут ли это действующие губернаторы, либо иные лица, и станут в конечном итоге губернаторами территорий. Ещё ни разу не было ситуации, когда назначенный и.о. не становился впоследствии губернатором. Ибо авторитет президента не разменивается», — поясняет он. Если следовать такой логике, то имена новых глав в обоих северных субъектах станут известны уже в марте, а весь процесс вокруг консультаций партий с губернатором Тюменской области и представлениемим им президенту пяти кандидатур не будет иметь большого значения.

По мнению Манченко, поправками по переносу сроков назначения на сентябрь законодатели Госдумы решали сразу несколько задач. «Это, во-первых, подчеркнутое наделение полномочиями в единый день голосования. Таким образом как бы подчеркивается, что конституционный принцип выборности глав непоколебим. Второе: законодатели фактически четко развели и закрепили чередование выборности главы „материнского“ субъекта», то есть Тюменской области, с последующим назначением губернаторов автономий — теперь это будет происходить с интервалом в год. Необходимо это прежде всего для того, чтобы, в случае появления у «матрешки» нового губернатора, у него было достаточно времени на наработку авторитета и влияния«, — резюмирует эксперт.

Последний из опрошенных экспертов, глава уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин в свою очередь называет поправки и сам закон шагом «навстречу более цивилизованному электоральному волеизъявлению». «Он предполагает определенные границы для политического волеизъявления. С точки зрения прямой демократии они уже есть, но я считаю, что в таком случае возможностей для квалифицированного, профессионального и взвешенного отбора кандидатов на посты глав регионов больше. В целом в переносе сроков имеется определенная логика, связанная с решением не форсировать события и не нарушать политический ритм, закрепленный за вторым воскресеньем сентября. Иначе говоря, тренд на стабильность в избирательных процессах победил», — поясняет политолог.

При этом эксперт подчеркивает, что вероятность назначения новых лиц на позиции и.о. небольшая. «Сейчас есть тяга к сохранению статус-кво, закреплению кадровых позиций, в том числе по губернаторам. Особых оснований для смены глав регионов я не вижу, несмотря на периодически возникающие вокруг одного из них вопросы и домыслы — я имею в виду Комарову. Ее последние действия показали, что она губернатор сильный, умеет отстаивать позиции, особо это проявилось в принятии закона по „спайсам“, который был поддержан почти единодушно. Понятно, что ХМАО сложный субъект, уровень претензий к нему всегда выше, чем к соседям. Другое дело, что я пока не вижу реальных кандидатов, претендующих на ее место. Тем более ситуация сегодня такова, что игроки сегодня не захотят брать на себя ответственность за те риски, которые они понесут. Сейчас время не то», — резюмирует эксперт.

Любопытно, что вне зависисмости от того, кто займет пост и.о., для региональных элит предстоящие полгода станут испытанием. «Это нестабильность. Губернаторы в этот период могут перетряхнуть команды, переформатировать управление. Это тоже логика дисциплинирования вертикали. Кремль подвешивает, Кремль обязывает скорректировать политику „старого“ губернатора или дает возможность новому настроить команду под себя», — замечает политолог Владимир Слатинов.

Пока же в администрациях губернаторов установилась тишина. Причина для этого одна и та же: и Дмитрий Кобылкин, и Наталья Комарова (к слову, начавшая год с применения «ручного управления» в ряде муниципалитетов) ждут вызовы из федерального центра. Проще говоря — момента, когда президент позовет их в Москву для обсуждения ситуации и назначения исполняющими обязанности губернаторов.

Андрей Загумённов, Юлия Фролова, Эльдар Булатов, фото – Николай Бастриков, Евгений Листюк, Александр Елизаров, Артем Ковтун, Владимир Жабриков, Александр Мамаев © Служба новостей «URA.Ru»