Случившееся и несбывшееся
Присоединение Крыма к России – главный политический итог уходящего года для России, для Калининградской области особенно. В результате вхождения полуострова в состав России стали происходить события, влияние которых эксклав ощущает более остро, чем какой-либо другой регион.
Нарастающие экономические проблемы обострили вопрос поддержки Калининградской области федеральным центром. Поэтому решение о продлении льгот для региона после 2016 года имеет серьезный политический подтекст, уверен доцент кафедры политологии и социологии исторического факультета БФУ имени Канта, кандидат исторических наук Вячеслав Дыханов. То, что Москва намерена сохранить льготы, стало понятно в ходе выездного заседания правительства РФ в Калининграде 12 мая. После этого и глава кабмина Дмитрий Медведев, и президент РФ Владимир Путин высказывались о том, что федеральный центр не прекратит оказывать поддержку самому западному региону.
Это важный политический вопрос, потому что он касается не только экономики, но и положения, статуса Калининградской области в России. Судя по тем льготам, которые обсуждаются, они направлены прежде всего на обеспечение экономической безопасности. Эти льготы, во-первых, носят компенсаторный характер, а во-вторых, учитывают изменившуюся политическую ситуацию, в первую очередь – ухудшение российско-европейских отношений. Регион может стать заложником последних, и, хотя прямым текстом об этом не говорится, меры поддержки учитывают такую вероятность. В частности, речь идет о компенсации тарифа при транзите через другие государства.
К тому же Калининградская область приобретает новое значение как военно-стратегический форпост России, заметил Вячеслав Дыханов. Ввиду новых угроз эта роль региона усиливается, причем это объективный процесс, уверен ученый.
Говоря о политических итогах, нельзя обойти вниманием рейтинги Калининградской области и ее руководителя. На протяжении уходящего года позиции губернатора Николая Цуканова менялись не в лучшую сторону. Что касается региона, он также снижал занимаемое место в рейтинге устойчивости регионов.
Так, по данным октябрьского рейтинга фонда "Петербургская политика", Калининградская область получила 4,8 балла, потеряв за месяц 0,1 балла и оказавшись на четвертом месте с конца списка. Менее устойчивыми эксперты считают только Ярославскую область, Северную Осетию и Ставрополье. В свою очередь, в сентябре эксперты фонда дали региону 4,9 балла из 10-ти возможных, что на 0,3 балла ниже, чем в августе.
Среди негативных факторов, повлиявших на низкую оценку устойчивости, эксперты назвали: очередную волну публикаций о скором уходе с поста губернатора Николая Цуканова; увольнение по требованию прокуратуры и.о. начальника отдела по профилактике коррупционных нарушений облправительства Сергея Криворотова; отставку вице-премьера по вопросам развития промышленного и сельскохозяйственного сектора Константина Суслова; претензии ОНФ; арест главы отдела комитета муниципального имущества администрации Калининграда Владислава Пешковского по подозрению в получении взятки; включение в губернаторский список Общественной палаты региона бывшего депутата облдумы Ирины Губко, лишившейся мандата из-за фальсификации результатов выборов; 78-79-е место Николая Цуканова в рейтинге эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества.
Что касается самого Цуканова, он потерял позиции в 14-м рейтинге политической выживаемости губернаторов по версии Фонда "Петербургская политика" и Коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг". Его оценка в предыдущем выпуске рейтинга была 3 балла, в этом выпуске — "2+". В качестве сильных сторон губернатора названы: длительная способность к политической выживаемости и отсутствие консенсусной кандидатуры на замену. Ослабляющими факторами эксперты считают близкий срок окончания полномочий, проблемы с подготовкой к Чемпионату мира по футболу, недовольство местных элит, а также частые ротации внутри областной администрации.
Кроме того, губернатор Калининградской области оказался в списке лидеров падения итогового рейтинга эффективности губернаторов ФоГРО. Он занимает третью строчку снизу в группе глав регионов со "средним" рейтингом. По итогам года Цуканов потерял 17 позиций, попав в пятерку "лидеров падения" рейтинга. Среди причин снижения эксперты ФоГРО назвали трудности губернатора в налаживании отношений со структурами гражданского общества и проблемы в выстраивании внутриэлитного консенсуса.
На рейтинги, в частности, повлияли слухи о скорой отставке Николая Цуканова, которые муссировались в СМИ на протяжении года. Источник "Коммерсанта" в "Единой России" в начале декабря сообщил газете, что Николай Цуканов "находится в режиме ожидания". Одной из главных претензий к нему в партии называют "несистемность": "За время губернаторства он поменял много людей. Никому не доверяет. Два года назад федеральный центр отдал ему на откуп проведение выборов мэра Калининграда и возможность выдвинуть своего кандидата, однако он напрямую так никого и не поддержал. Выборы выиграл Александр Ярошук, с которым у главы долгое время был конфликт".
К политическим событиям можно отнести и отмену 72-часовых туристических виз для гостей из стран ЕС, Великобритании и Японии. Этот механизм действовал с 1 февраля 2002 года. Граждане перечисленных государств имели возможность посетить Калининградскую область в качестве туристов и получить краткосрочную визу при пересечении границы Калининградской области в пунктах пропуска "Багратионовск" (автомобильный), "Мамоново" (автомобильный), "Храброво" (аэропорт).
Однако с 1 января 2015 года МИД России отменил краткосрочные визы. Как сообщил и.о. представителя МИД РФ в Калининграде Павел Мамонтов, такое решение было продиктовано отсутствием ответных шагов со стороны государств, гражданам которых разрешали оформлять такие визы. Однако ряд экспертов рассматривают решение внешнеполитического ведомства как часть санкционного противостояния.
Политика визовых ограничений в отношении представителей развитых стран, ведущаяся со стороны России, непродуктивна, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. "Сегодня Россия проводит в целом негативную селекцию миграционных потоков, затрудняя пребывание в стране представителей развитых стран, в том числе прибывших для обучения, и при этом открывая "зеленый свет" населению бедного аграрного исламского Юга, прежде всего постсоветских стран Средней Азии. Это методически неправильно", – полагает политолог.
По мнению руководителя Центра внешней политики России Института экономики РАН Бориса Шмелева, прекращение выдачи краткосрочных виз – это лишний, ненужный шаг со стороны России, который не дает стране ни политических, ни моральных преимуществ. Как полагает политолог, в современных условиях, когда Запад стремится ко всяческой изоляции России, она не должна подыгрывать и идти по этому пути. "Надо прямо сказать, что, конечно, и у нас здесь, в России, есть те политические силы, которые хотели бы изолировать страну от окружающего мира с тем, чтобы тут решать свои собственные проблемы. Но в целом, мне кажется, что это ненужный, поспешный шаг, неэффективный ответ на те действия, которые мы встречаем сейчас на мировой арене", – уверен эксперт.
Калининградская область в силу специфики своего расположения особенно чутко реагирует на некоторые явления в сфере внешней политики. Взять, например, отношения России и Белоруссии, которые к концу года заметно испортились. Белорусское руководство занимает двойственную позицию в отношении российского эксклава. С одной стороны, при встречах с представителями калининградской власти и бизнеса белорусы во главе с президентом Александром Лукашенко демонстрируют всяческую приязнь и обещают развивать экономическое сотрудничество по всевозможным направлениям. С другой стороны, до сих пор не разрешен вопрос по калининградским фурам с электронной техникой, направлявшимся транзитом в Россию и задержанным белорусскими таможенниками. В Калининграде бытует мнение, что под сурдинку политической напряженности белорусы таким образом расправляются со своими экономическими конкурентами.
Если говорить о сугубо внутриполитических моментах, можно вспомнить инициативу по отмене выборов глав муниципальных образований во всех муниципалитетах региона, кроме города Калининграда. "Это очень важный вопрос, который касается местного самоуправления. В отмене выборности есть свои минусы и плюсы, но мне видится больше минусов", – отметил Вячеслав Дыханов. Он сослался на опыт ряда европейских государств, где нет прямых выборов глав муниципалитетов. Однако Россия пока не достигла такого уровня развития демократии, чтобы без угрозы для обеспечения представительства местных сообществ вводить такой европейский порядок.
Для России пока еще очень важно сохранить прямые выборы, чтобы была некая персонифицированная ответственность и зависимость от избирателей, считает эксперт. "Чтобы была схема, понятная избирателям, потому что у нас, к сожалению, представительные органы часто избираются в каком-то полубессознательном состоянии. У нас нет эффективных механизмов контроля, и очень часто избиратели даже не знают, за кого они голосовали, кто их депутат, каков состав представительного органа. Ввиду того, что у нас не развита подотчетность представительного органа населению, демократичность, прозрачность, конкурентность, на таком фоне отмена прямых выборов, скорее, отрицательна", – полагает Вячеслав Дыханов.
Ранее обсуждалась возможность того, что прямые выборы мэра отменят и в Калининграде. Но на данном этапе областной центр исключен из этой инициативы. "Насколько мне известно, губернатор Цуканов договорился с мэром Ярошуком о том, что в Калининграде сохранятся прямые выборы главы города. По результатам опросов, которые заказывали и мэрия, и областное правительство, практически 80% жителей города выступают за прямые выборы", – отметил депутат Калининградского горсовета Арсений Махлов.
Важными для общественной жизни могут быть не только случившиеся политические события, но и те, которые не произошли. Один из таких моментов отметил депутат Калининградской облдумы Соломон Гинзбург. Речь идет о федеральном законе, закрепляющем особый статус Калининградской области, необходимость которого парламентарий не ставит под сомнение.
"К сожалению, не произошло того прорыва, который дал бы стимул для развития региона – не принят федеральный закон о Калининградской области. Поэтому мы и впредь, тем более в условиях рецессии, будем сталкиваться с пипеточным финансированием региона, и каждые лишние 100 млн рублей будут преподноситься как достижение правящей партии", – посетовал депутат.
Он полагает, что так быть не должно, потому что Калининграду нужна не рыба, а удочка, то есть статус региона, отношение прав и обязанностей. Это, по мнению депутата, главный политический итог года, который он назвал отложенным на неопределенный срок благоденствием.
Владимир Чичинов