Что скрывают южные губернаторы
И кто из них самый честный
Прозрачность и понятность – то, чего требуют от властей всех уровней. Но российский чиновник общественного контроля боится, как огня. По крайней мере, об этом свидетельствуют многочисленные рейтинги, авторы которых оценивают открытость бюджетов, доходов губернаторов, госучреждений. Оценили губернаторов и по эффективности.
Адыгейский прыжок
Центр прикладной экономики совместно с деловым журналом «Госменеджмент» опубликовали рейтинг открытости бюджетных данных в уходящем году. Всего авторы рейтинга исследовали 83 российских территорий (за исключением Крыма и Севастополя, где до первого января 2015 года действует переходный период).
Для каждой из территорий подсчитывали итоговый балл, исходя из 12 показателей. Первоначально принятый бюджет должен быть опубликован в открытом доступе (причем вместе с приложениями о прогнозируемых объемах доходных поступлений и расходах на госпрограммы и капстроительство). Бюджетные инвестиции должны быть распределены по конкретным инфраструктурным объектам, а дотации и субсидии муниципалитетам – по конкретным муниципальным образованиям.
Госучреждения также обязаны публично сообщать о планах своей работы. В регионе должен существовать Общественный совет, обсуждающий проект совета, и специальный форум, должны проводиться опросы. Абсолютно прозрачны и понятны должны быть текущие и годовой отчеты об исполнении бюджета (в том числе на интернет-сайте «Открытый бюджет»).
Все это наличествует только в одном регионе страны – Краснодарском крае, который в итоге авторы рейтинга и поставили на первое место. Есть лишь небольшие недочеты: например, к проекту бюджета не опубликован список предоставляемых налоговых льгот. На противоположном полюсе – три северокавказских региона, Чечня, Ингушетия и Дагестан. Скажем, в Чеченской Республике, как установили аналитики, проект бюджета на будущий год вообще ведется в условиях абсолютной таинственности (не исполнено ни одно из обязательных требований закона о прозрачности!).
Кстати, в прошлом году последние позиции в рейтинге занимали Магаданская область и Чукотский автономный округ.
Бюджет – чиновнику или гражданину?
Прочие регионы Юга в рейтинге открытости выглядят тоже неплохо даже на фоне эталонного Краснодарского края. Например, Адыгея находится на 7 месте в стране (лучше всего здесь поставлены контроль за исполнением бюджета и разработкой его проекта га будущий год), Причем финансовая система Адыгеи сумела совершить головокружительный прыжок: год назад республика занимала в бюджетном рейтинге лишь 59-ю строчку.
Хуже всего показатели Ростовской области, занявшей только 37-ю позицию в масштабах России (здесь, напротив, хуже всего и обстоят дела с прогнозированием бюджета).
Ставропольский край также сумел подняться за год с 71-го на 33-е место.
Рейтинг – это не просто любопытный труд неких вольных экспертов. По требованию Минфина и Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства, начиная с 2015 года, открытость бюджета станет обязательным критерием оценки работы губернатором. И заниматься им будет уже государственная структура –Научно-исследовательский финансовый институт.
Есть и независимые аналитики, которые занимаются подобным трудом. Например, авторы интернет-проекта «Открытый бюджет» (http://budget4me.ru) , который был создан Комитетом гражданских инициатив бывшего вице-премьера Алексея Кудрина. Правда, участие в этом проекте добровольное, а заявки подают лишь муниципалитеты. На настоящий момент не побоялись участвовать 54 города и района, среди которых самым открытым и прозрачным признали Набережные Челны, Кирово-Чепецк и Оричевский район (Кировская область).
Можно отыскать в этом рейтинге – правда, уже в нижней трети – и южные муниципалитеты: Майский район Кабардино-Балкарии (42-я позиция), Волжский (43-я), Лескенский район Кабардино-Балкарии (44-я), Красногвардейский район Адыгеи (45-я), Майкоп (46-я) и Прохладненский район Кабардино-Балкарии (53-я).
Медицина для глухих и слепых
Комитет гражданских инициатив также анализирует и информационную открытость по отдельным отраслям. Например, в здравоохранении самым прозрачным регионом оказалась Чечня (15-м место в общероссийском рейтинге), Адыгея (18-я строчка) и Дагестан (20-я позиция). Оценивали территории по скорости внедрения современных информационных систем: например, по тому, как они реализуют поручение Владимира Путина, еще три года назад потребовавшего от регионов сформировать открытую систему оценки поликлиник и больниц. Выяснилось, что большинство субъектов вообще отказались составлять и публиковать такие рейтинги. А вот, скажем, Ставрополье и Кабардино-Балкария, напротив, справились с этой задачей на «пятерку».
Изучали эксперты и каким образом реализуют в регионах принцип «одного окна» (для обслуживания граждан и бизнесменов). Почетное второе место в общероссийском рейтинге занял снова Краснодарский край, где эту функцию курирует вице-премьер Николай Бутурлакин. А вот в самом конце списка (на 73-й позиции) – Ростовская область.
Открытость, прозрачность, подотчетность гражданам – это сегодня то, чего требуют от властей на всех уровнях. Но российский чиновник не привык, чтобы его разглядывали под лупой, а уж тем более какие-то там граждане. Об этом свидетельствует и еще один рейтинг, опубликованный агентством «Интеррейтинг»: его авторы оценивали, легко ли отыскать сведения о доходах губернаторов на их официальных сайтах. Для этого подсчитывали количество «кликов», которые нужно сделать пользователю, чтобы добраться до декларации.
В отдельную группу эксперты включили шесть регионов (в том числе Чечню), где губернаторские декларации запрятаны в новостной ленте, и отыскать их можно, только воспользовавшись поиском по сайту. Аутсайдером назвали и Алтайский край, где найти сведения о доходах губернатора нужно в семь «кликов».
Среди южных регионов самый «непрозрачный» – Калмыкия (нужная информация ищется в шесть «кликов»), а самый «открытый» – Краснодарский край (сведения размещены прямо на страничке Александра Ткачева на портале правительства, рядом с его биографией). Что же, кубанскому примеру и стоило бы следовать другим регионам. К слову, Александр Ткачев сегодня отмечает свое 54-летие, с чем мы его и поздравляем.
Кстати
В рейтинге эффективности губернаторов, который составил Фонд развития гражданского общества, Краснодарский губернатор занял 12-14 места, набрав 87 баллов из 100 возможных. И среди губернаторов Юга это тоже самые высокие позиции.
Так, например, Астраханский губернатор Александр Жилкин занял в этом рейтинге 76-е место, набрав 53 балла по итогам года. Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров занимает 59-е место, потеряв шесть позиций. Еще в ноябре Владимиров был 53-м. Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов занял 46 место, набрав 66 баллов.
Волгоградский губернатор Андрей Бочаров занял 17 место в итоговом рейтинге эффективности губернаторов. Он получил 82 балла.
Ростовский губернатор Василий Голубев разделил 44-45-е места с главой Бурятии Вячеславом Наговицыным. Между тем, Василий Голубев вошёл в так называемый «ТОП 5+» — список глав регионов, которые стали лидерами роста по итогам года. Донской губернатор поднялся сразу на семь позиций.