| 22 мая, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Фонд развития гражданского общества подготовил аналитический доклад "Фильтрация контента в Интернете: задачи, тенденции и методы. Анализ мировой практики". В докладе с опорой на опыт различных государств и данные крупнейших мировых исследовательских центров проанализированы как задачи, которые ставят перед собой различные государства при введении ограничений свободы в Сети, так и методы, которые используются для решения этих задач. Об этом корреспонденту ИА REGNUMсообщили в Фонде.
Дискуссии о допустимых границах государственного регулирования контента в Интернете привели к принятию в России закона № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года, в рамках которого появился "Единый реестр запрещенных сайтов", доступ к которым блокируется российскими операторами связи. Рассматривая опыт фильтрации нежелательного контента в разных странах мира, авторы исследования пришли к выводу, что на сегодняшний день большинство развитых стран мира прибегают к фильтрации интернет-контента и другим ограничениям свободы в Сети. Однако цели, задачи и конкретные механизмы реализации подобных ограничений существенно варьируются.
Фильтрации подвергается не только политический контент, но и социально- опасная информация, контент, связанный с национальной безопасностью, сайты и сервисы, нарушающие экономические интересы, специализированные интернет- инструменты и социальные сервисы.
Авторы разбивают методы цензуры контента в Интернете на две категории: нетехнические и технические. К категории нетехнических методов относят законы, запрещающие публикацию того или иного контента, давление на интернет-провайдеров, владельцев сайтов и пользователей с целью заставить их убрать нежелательные материалы или изменить их и самоцензура. К категории технических методов относится блокирование интернет-ресурсов по IP-адресу, искажение DNS-записей, блокирование сайтов по URL, пакетная фильтрация, фильтрация через HTTP прокси-сервер, нарушение работы сети и фильтрация результатов поиска. Для повышения эффективности механизмов цензуры также активно используются различные методы сбора информации в Интернете. Из-за сложности и несовершенства технических инструментов обхода фильтров, к ним прибегают не более двух процентов пользователей даже в тех государствах, где фильтрации подвергается большое число интернет-ресурсов.
На основании общности задач и доводов, которые страны используют для обоснования вмешательства в Интернет, а также схожести инструментов, решающих данную задачу, авторы доклада выделяют 5 культурно-страновых моделей фильтрации контента в Интернете: азиатская модель, ближневосточная модель, рестрикционная модель, континентальная модель и либеральная модель. Азиатская модель характеризуется расплывчатым определением в законах тех категорий контента, которые должны подвергаться блокировке, что дает правительствам стран широкие полномочия по фильтрации контента как из общественно-нравственных, так и из политических соображений. На фильтрацию контента в рамках ближневосточной модели основное влияние оказывает религиозный фактор - блокировке подвергаются ресурсы, противоречащие нормам ислама, включая некоторые категории правозащитных сайтов. Рестрикционная модель фильтрации распространена в странах с крайне нестабильной политической обстановкой и характеризуется блокированием ресурсов радикальной политической оппозиции, зачастую исламистского толка. Континентальная модель предполагает четкое законодательное обозначение тех категорий контента, которые подвергаются фильтрации. К данным категориям не могут относится политические или правозащитные ресурсы, а исключительно социально-опасный контент и сайты, систематически нарушающие авторские права. Либеральная модель характеризуется отсутствием систематической фильтрации контента. Вместо этого власти стремятся закрывать нарушающие закон ресурсы и преследуют их владельцев. Россия в соответствии с данной классификацией относится к континентальной модели ограничений в Сети.
Отметим, что принятый в России менее года назад закон о "черных списках интернет-сайтов", по словам экспертов, основан на опыте британской системы фильтрации нежелательного контента под названием Cleanfeed. Данная система направлена на блокирование доступа интернет-пользователей к детской порнографии и сервисам, систематически нарушающим авторские права. В докладе отмечается, что оператором реестра запрещенных сайтов в Великобритании выступает негосударственный фонд, а блокировка сайтов осуществляется при помощи двухэтапного механизма, что позволяет избежать избыточного блокирования сторонних сайтов.
Авторы доклада подготовили рекомендации для России: "Можно выделить как меры по устранению существенных недостатков действующего законодательства, связанного с регулированием Интернета, так и создание механизмов, не нарушающих функционирование крупных интернет-сервисов, но препятствующих провокациям, связанным с распространением призывов к насилию, в том числе, при помощи специально созданных для этого аккаунтов. От корректности и адекватности государственного подхода к регулированию Сети во многом зависит, сохранят ли российские интернет-компании лидирующие позиции в Рунете".