| 05 сентября, 2012 | | | Читать на сайте издания |
В среду в Госдуме состоялся круглый стол на тему «Национализация элит», в ходе которого парламентарии и политологи обсуждали внесенные летом законопроекты: первый устанавливает ответственность чиновников, депутатов и сенаторов за недостоверные и неполные сведения об их имуществе и доходах за границей, второй - вообще запрещает госслужащим всех уровней иметь недвижимость и счета за рубежом, передает ИА REGNUM.
Вице-спикер нижней палаты парламента Сергей Железняк («Единая Россия») отметил значимость того, чтобы «и управленческая элита, и бизнес-элита были ориентированы на интересы страны, чтобы не возникало искушение на двойную лояльность».
Ограничение для госслужащих - это мировая практика, заявил на заседании член Совета Федерации Никита Иванов. По опросам Левада-центра 66% населения поддерживают инициативы, напомнил депутат Госдумы Валерий Трапезников («Единая Россия»).
Законы о митингах, об НКО общество восприняло как «властный накат на общественные свободы», напомнил заместитель декана политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков. Внесенные законопроекты демонстрируют, что власть имеет определенную цель - «установление в России порядка цивилизованной свободы», продолжил политолог, инициативы следует рассматривать как «призыв национальным элитам вернуться на родину». Однако, уверен Поляков, ограничения следует распространить не только на законодательную власть, но и на две другие - судебную и исполнительную. «Власть триедина», - напомнил Поляков.
«Это интересный, смелый шаг, нуждающийся в общественной поддержке», - резюмировал он. «Власть не является синекурой, она есть не право, а обязанность. Поэтому необходимо разрушать тенденцию, когда власть связывает свои интересы с заграницей, а не тем пространством, которым управляет. Если эту тенденцию не преодолеть, мы придем к самоуничтожению», - добавил Поляков.
Идеальных законопроектов считает, уверен председатель правления фонда «Русский мир», депутат Госдумы Вячеслав Никонов («Единая Россия»). «Я не уверен, что они могут решить проблему коррупции в один прыжок», - отметил он. «Есть еще и проблема, что (нововведение) будет воспринято как определенная провинциализация России», - подчеркнул он недостатки инициатив. Однако, уверен политолог, положительного гораздо больше, и главное: «решить задачу - создание стержневой элиты, которая болела бы национальными проблемами».
«Элита у нас сейчас более космополитична, чем патриотична. При такой элите нельзя создать нормальную политическую систему», - отметил Никонов. Без национализации элиты нельзя победить коррупцию в стране, уверен и директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев.
«Когда говорят о том, что надо сначала победить коррупцию, а потом начать думать об экономике, то это неправильно. Такие вопросы надо решать параллельно», - считает политолог. «Если элита не станет национальной, то через 15 лет все сгниет. Элита, которая не национализирована, не является элитой», - сказал Фадеев.
Государство должно стимулировать элиту и власть на инвестиции внутри страны, заявил президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Вместе с тем, по его мнению, работа по нормализации элиты не может ограничиться принятием одной законодательной инициативы о зарубежных активах. «Необходимо в этой сфере также доработать и законопроект о контроле за доходами и расходами», - уточнил он.
«Что касается обсуждаемого сегодня проекта закона, то необходимо принять его мягкий вариант, но применять его жестко. Необходимо возвращать капиталы в страну. Необходимо стимулировать элиту, которая имеет власть и деньги, инвестировать внутри страны», - заключил политолог. Государственная служба должна быть для чиновников служением, а не стяжанием, убежден главный редактор журнала «Однако» Михаил Леонтьев. При этом чиновник не должен быть «гол как сокол», полагает Леонитьев, но элита за право быть во власти должна накладывать на себя определенные ограничения. «Если ты являешься госслужащим, ты не должен переписывать свое имущество в оффшоры. Главная проблема российской политики в том, что она рассматривается как часть бизнеса, при этом самая прибыльная. От этого надо уходить», - добавил Леонтьев.
Один из авторов законопроекта депутат Александр Агеев («Справедливая Россия») уверен, что действие закона необходимо не только принимать, но и расширять. В частности, по его мнению, следует ко второму чтению ужесточить санкции за собственность за рубежом - ввести конфискацию, а также расширить круг лиц, которым запретить владеть собственностью за рубежом, включить братьев, сестер и родителей госслужащих.
Стереотип о том, что люди, которые идут во власть, хотят получить новую кормушку, надо разрушать, уверен соавтор, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия»). «В обсуждаемых сегодня законопроектах речь идет о создании новой морали, которая будет актуальна не только сегодня, но и завтра», - считает депутат Госдумы. «Когда я слышу о том, что такие ограничения для власти являются нарушением прав, я не понимаю даже постановки вопроса. Почему Служба внешней разведки уже приняла такие ограничения? Потому, что они считают долгом служить России, они сознательно идут на эти ограничения. Этим принципом должны руководствоваться и госслужащие», - заключил депутат.
Как сообщала в начале августа газета ВЗГЛЯД, депутаты от всех парламентских фракций внесли в Госдуму законопроект, запрещающий государственным служащим всех уровней от муниципальных образований до президента страны или премьера иметь недвижимость за границей и открывать счета в зарубежных банках.
Согласно законопроекту, уже с 1 января перечисленные категории граждан смогут открыть счет в зарубежном банке только в случае, если деньги нужны на оплату медицинских или образовательных услуг. От всех иных активов действующим чиновникам придется избавиться до 1 июня следующего года, а тем, кто поступит на службу после 1 января, – в течение полугода после приема на работу. Такой же срок отчуждения зарубежных активов парламентарии предлагают установить в случае, если чиновник или лицо, замещающее госдолжность, внезапно наследует какую-либо иностранную собственность или ценные бумаги – после того, как закон вступит в силу. При этом есть и исключения. Например, если чиновнику или члену его семьи нужно будет пройти курс лечения за границей, то он согласно медицинскому заключению сможет открыть счет на проживание и лечение в одной из зарубежных стран. Запрет не коснется также служащих Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки.
Тем, кто покинет госслужбу после января 2013 года, а также их женам и несовершеннолетним детям зарубежными активами нельзя будет обзаводиться в течение трех лет с даты увольнения. Отметим, что этот законопроект не первый, внесенный в Госдуму за последние недели, касающийся зарубежных активов чиновников. Ранее вице-спикер от «Единой России» Сергей Железняк и депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев внесли в нижнюю палату парламента проект поправок в то же антикоррупционное законодательство, в котором предложили обязать чиновников и лиц, занимающих госдолжности, подробно декларировать все сведения о своих зарубежных счетах и имуществе.