СМИ о мероприятиях

  |  05 октября, 2012   |   Читать на сайте издания

"Скажите, что Россия - ваш дом"

В среду в Государственной думе прошел круглый стол под названием "Национализация элит", организованный Фондом развития гражданского общества. Участники дискуссии - среди которых были члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, политологи - обсуждали темы, которые наверняка станут одними из ключевых в новом политическом сезоне.

Об одной из таких тем уже, в общем-то, известно. Еще весной в нижнюю палату парламента были внесены законопроекты, ограничивающие внешнеэкономическую деятельность чиновников.

По предложению вице-спикера Госдумы Сергея Железняка, чиновников обяжут публиковать сведения о зарубежных активах. В качестве наказания за несоблюдение норм законодательства (в случае принятия законопроекта) предусмотрек крупный штраф.

С законопроектом на эту же тему выступили депутаты Вячеслав Лысаков и Валерий Трапезников, которые предлагают ввести полный запрет для чиновников на владение зарубежными активами, а в качестве наказания предусмотрен не только еще более крупный штраф, но и тюремное заключение.

Однако в ходе дискуссии во среду прозвучала еще одна инициатива, которая вполне может "затмить" вышеперечисленные законопроекты.

Сенатор Никита Иванов заявил о том, что крупнейшие российские компании должны перевести "материнские" компании из офшоров в Россию. Он подчеркнул, что государство должно оказывать поддержку только тем корпорациям, чья прибыль не выводится в офшорные зоны.

Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин напомнил, что во время недавнего кризиса многие компании получили государственную помощь. Но, отметил он, ненормальна ситуация, когда получатели такой помощи находятся вне российской юрисдикции.

По просьбе "Правды.Ру" Константин Костин более детально рассказал о звучавших в ходе дискуссии идеях.

- Что подразумевается, когда говорится о национализации элиты.

- Речь идет о процессе формирования правящего класса, ориентированного на государственные интересы. Элиты или правящего класса, который складывается вокруг единой идеологии и системы ценностей. Сейчас в Госдуме есть два законопроекта, которые касаются ограничений для чиновников и депутатов. О деталях можно спорить, но безусловно вопрос о лояльности госслужащих и депутатов - это вопрос крайне важный.

Представленные в Госдуме законопроекты в случае принятия позволят этот вопрос решить. Там в ходе обсуждения этих законопроектов до круглого стола уже звучали предложения расширить действия закона на топ-менеджеров российских госкомпаний, которые по сути являются госслужащими, хотя и работают в бизнес-сфере.

- В чем основная идея прозвучавшей сегодня инициативы насчет российских компаний и офшоров?

- Предложения, которые прозвучали сегодня, исходили из следующего посыла. У нас помимо элиты политической, к которой можно отнести высокопоставленных чиновников и депутатов, есть и деловая элита и так называемый национальный бизнес, который эта деловая элита представляет. И здесь вопрос о том, что и они тоже - крупнейшие российские компании - должны быть зарегистрированы в России.

О дискуссиях в обществе

То есть речь не идет об ограничении права для каких-то целей, бизнеса, развития, проникновения на другие рынки, запретить регистрацию в офшорах. Здесь речь идет о том, что материнские кампании не должны быть в офшорах зарегистрированы. Пример, который приводил сегодня на круглом столе Никита Иванов - известно, что есть компания Coca-cola. Это американская компания. Хотя известно, что она присутствует на большом количестве рынков, практически по всему миру и наверняка где-то там у нее есть регистрация в офшорных юрисдикциях. Это проблемой не является. Но если мы говорим о национальном капитале, то место прописки должно быть сугубо национальным. Потому что когда совсем недавно был кризис, мы помним, что все страны - в том числе и Россия - поддерживали национальный бизнес. Это был один из способов спасения экономики от кризиса. Только смотрите, что получается. В Америке поддерживались американские производители. В первую очередь автопром, во вторую - банки и финансовые кампании. То есть поддерживались "Форд", "Дженерал Моторс", а не японские заводы, которые есть на территории США. Речь шла о помощи национальным компаниям американским национальным правительством США.

Такая же ситуация была с банками в Швейцарии, Германии, с рядом предприятий во Франции. А у нас большому количеству российских по месту работы компаний помощь была оказана, но по факту своей прописки они же являются компаниями кипрскими, с Виргинских островов, из других офшорных юрисдикций, что является довольно странным. Мы говорим о парадоксе в отношении чиновников - если ты высший государственный служащий, то ты должен доверять стране, в которой ты работаешь, и твои средства должны быть в этой стране. В данном случае если речь идет о крупных инфраструктурных компаниях, здесь вполне может быть применим такой же подход.

Если вы претендуете на то, чтобы быть партнером государства, если вы претендуете на государственную помощь в какие-то сложные периоды, если вы претендуете на помощь государства при продвижении на внешние рынки - регистрируйтесь в России. Скажите, что Россия - ваш дом. Это никак не ограничивает бизнес.

 - Но этой инициативе, скорее всего, окажут сопротивление заинтерсованные структуры...

- Наверняка какое-то будет. Логика у таких рассуждений есть. Это (в ходе дискуссии) отметили и Валерий Фадеев, и Михаил Леонтьев.

Антон Куликов