| 22 мая, 2013 | | | Читать на сайте издания |
ТАСС-Телеком
Российское законодательство, ограничивающее сейчас определенные категории интернет-контента, должно быть серьезно доработано. Таков один из основных выводов исследования, обнародованного сегодня Фондом развития гражданского общества.
Доклад "Фильтрация контента в интернете: задачи, тенденции и методы", опубликованный на официальном сайте Фонда, содержит подробный анализ мировой практики и рекомендации для России в этой сфере.
"В качестве рекомендаций для России можно выделить как меры по устранению существенных недостатков действующего законодательства, связанного с регулированием интернета, так и создание механизмов, не нарушающих функционирование крупных интернет-сервисов, но препятствующих провокациям, связанным с распространением призывов к насилию, в том числе, при помощи специально созданных для этого аккаунтов, - говорится в документе. - От корректности и адекватности государственного подхода к регулированию Сети во многом зависит, сохранят ли российские интернет-компании лидирующие позиции в Рунете".
Ссылаясь на мировой опыт, авторы доклада подчеркивают, что "на сегодняшний день большинство развитых стран мира прибегают к фильтрации интернет-контента и другим ограничениям свободы в Сети", хотя цели, задачи и конкретные механизмы подобных ограничений, безусловно варьируются. Россия, как отмечается в докладе, использует "континентальную модель ограничений", которая, в отличие, в частности, от азиатской и ближневосточной, предполагает четкое законодательное обозначение тех категорий контента, доступ которым в сеть должен быть закрыт. Так, российский закон о "черных списках интернет-сайтов" основан на опыте британской системы фильтрации нежелательного контента, констатируют исследователи.
Между тем, как подчеркивается в докладе, в настоящее время отчетливо видны проблемы с механизмами реализации этого закона. Сейчас экспертизу ведет Роспотребнадзор и ФСКН, но в Фонде развития гражданского общества считают, что функции ведения реестра запрещенных сайтов должны быть переданы от этих "непрофильных" государственных ведомств - "негосударственной организации, обладающей достаточной экспертизой в подобных вопросах и поддержанной всеми значимыми участниками интернет рынка".
Авторы документа полагают, что корректировки требует также закон "О противодействии экстремизму". В нем "целесообразно предусмотреть механизмы оперативной фильтрации контента, связанного с публичными призывами к насилию в отношении конкретных лиц или социальных групп". "С учетом сложности решения подобной задачи, данная тема должна стать предметом общественной дискуссии с участием представителей интернет-отрасли", - говорится в документе.
Эксперты Фонда отмечают, что полноценный механизм регулирования Сети удалось создать лишь Китаю. Впрочем, "китайский путь" не применим для России по целому ряду факторов. "В России, где больше половины взрослого населения в настоящее время являются активными пользователями интернета, введение аналогичных мер, как минимум, сильно затруднено", - констатируют авторы исследования.
Как пояснили в Фонде, источниками информации, представленной в докладе стали публикации а зарубежных научных изданиях, а также специализированные доклады исследовательских организаций и общественных групп. Анализировались средства и методы фильтрации интернет-контента, в частности, в Великобритании, США, Иране и Китае. Предметом анализа были также социальные медиа и возможные меры реагирования со стороны властей в период кризиса политической легитимности. "Роль социальных сетей и сервисов в событиях, получивших название "Twitter-революций", во многом переоценена", - констатируют эксперты фонда, отмечая, что "эффект информационного бумеранга" создают, как правило, не блогеры, а традиционные СМИ.