События и комментарии экспертов фонда

  |  16 ноября, 2014   |   Читать на сайте издания

Город, которого нет

14 ноября на заседании Союза российских городов, объединяющего почти восемь десятков российских муниципалитетов, прошли очередные выборы президента. В результате на ближайшие два года организацию возглавил председатель Челябинской областной Думы Станислав Мошаров.
 
Саму по себе эту новость можно было бы считать вполне проходной — ну подумаешь, поменяли руководителя еще одной из многочисленных общественных организаций. Дело-то житейское, как сказал бы небезызвестный литературный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. А если копнуть глубже, то выясняется, что новый президент — фигура отнюдь не случайная. Неспроста за него просили и ранее возглавлявший Союз бывший мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев, и новоиспеченный член Совета Федерации Дмитрий Азаров, перебравшийся туда из кресла самарского градоначальника.
 
Как представляется, все дело в том, что Станислав Иванович — один из главных сторонников начавшейся реформы местного самоуправления (МСУ), о принципах которой «Лента.ру» рассказывала совсем недавно, как и о том, с какими проблемами федеральному центру приходится сталкиваться на этом пути. Именно мэры Челябинска и Свердловска, Станислав Мошаров и Евгений Ройзман, в определенной степени олицетворяют два полярных подхода к оценке муниципальной реформы.
 
Напомним, согласно подписанным президентом России поправкам в закон о местном самоуправлении, теперь крупные города могут разделяться на отдельные внутригородские районы, представляющие собой отдельные муниципалитеты. И каждый может избирать представителей в общегородской парламент, который потом из своих рядов выбирает мэра. Необходимость прямых выборов местной власти, таким образом, превращается из обязательной процедуры во всего лишь допустимую законом. Делается это, как заявляют разработчики реформы, ради реализации путинского наказа о том, что «местная власть должна быть устроена так, — а ведь это самая близкая власть к людям, — чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой».
 
Челябинская ласточка
 
Челябинску суждено было стать полигоном для испытания новой схемы муниципального реформирования. Еще в начале лета депутаты областного Законодательного Собрания приняли пакет законов. Столица Южного Урала была административно разделена на семь самостоятельных муниципалитетов, каждый из которых на бумаге обладает собственными бюджетными средствами и властными полномочиями. Похожая схема, кстати, действует еще с конца прошлого века в Большом Лондоне, фактически управляемом не единым центром, а совокупностью 32 районных самоуправляющихся советов и Сити.
В каждом из новообразованных челябинских муниципалитетов избрали райсовет (Знакомое слово, правда?), и депутаты выдвинули из своих рядов главу района, наемного сити-менеджера и представителей в городскую Думу. А уже Гордума избрала своего председателя — главу Большого Челябинска, коим вполне ожидаемо стал Станислав Мошаров, заявивший в интервью агентству Ura.ru, что «потом, когда все заработает, к нам все будут приезжать за опытом».
 
Любопытно, что до недавнего времени Мошаров считался человеком бывшего челябинского губернатора Михаила Юревича. Однако последние события показывают, что ему удалось создать вполне рабочий альянс и с нынешним главой региона — Борисом Дубровским. Это, как представляется, свидетельствует не только об управленческом потенциале Станислава Ивановича, но и о его умении договариваться со всеми заинтересованными сторонами.
 
Далеко не везде реформа прошла столь гладко. Вопреки словам спикера областного парламента Владимира Мякуша о том, что реформа должна «усилить роль органов местного самоуправления в решении насущных проблем жителей», в Ашинском, Агаповском и Бредихинском районах области вообще отменили выборы районных парламентов — теперь туда просто-напросто входят главы городов и по два представителя от всех поселений, которые потом выбирают из своего состава руководителей муниципальных образований. Само собой разумеется, что при таком раскладе нет практически никакого шанса на какое-либо обновление муниципальных элит. А Аша сначала отменила прямые выборы мэра, но вскоре внезапно сменила решение, прося областных парламентариев вернуть процедуру непосредственных выборов градоначальника.
 
В общем, все прямо по дедушке Крылову: «Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». К тому же 13 августа областной суд приступил к рассмотрению дела по иску двух граждан, блогера Станислава Вахрушева и правозащитника Алексея Суздалова, о нарушении их конституционных прав решением о разделении Челябинска. В свете всего этого стоит прислушаться к мнению эксперта Анатолия Гагарина — политолога и директора Уральского отделения Фонда гражданского общества — о том, что пример Челябинска совсем не обязывает иных региональных законодателей действовать так же: «В том же Кургане, к примеру, региональный парламент посчитал существующую схему организации органов местного самоуправления Кургана более удобной и реформировать МСУ не стал. Так что здесь решение за местными законодателями».
 
Свердловский фронт
 
Главные же баталии по вопросу новой реформы развернулись по соседству с Челябинской областью — на Среднем Урале. В Свердловской области всего три города с населением более 100 тысяч человек, которые потенциально могут быть разделены на самостоятельные муниципалитеты: Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский. Против превращения их в городские округа и выступают противники реформы — в первую очередь небезызвестный всей стране Евгений Ройзман, неоднократно в своих выступлениях подчеркивавший, что он как мэр решительно против расчленения Екатеринбурга на «семь маленьких городов», ссылаясь при этом на отрицательный опыт Генуи.
Многие, впрочем, считают, что Ройзман, как и прочие противники реформы МСУ, например представитель фракции КПРФ в областном Заксобрании Нафик Фамиев или депутат екатеринбургской Думы Дмитрий Сергин, лишь озвучивают мнение «серого кардинала» Екатеринбурга — многолетнего замглавы городской администрации Владимира Тунгусова. Так это или нет, очевидно одно: конфликт между «серым» и «желтым» домами Екатеринбурга (мэрией и резиденцией губернатора) далек от завершения. Причем если еще в начале лета он был в «мягкой» фазе, то уже в конце сентября в него пришлось вмешаться лично полпреду президента в округе Игорю Холманских. Игорь Рюрикович, человек жесткий, принципиальный и не признающий над собой никакого иного начальства, кроме Владимира Путина, был краток: «Никакой войны — идите и договаривайтесь… Все уже избранные органы власти должны доработать до конца своего срока. А пока что у нас есть время посмотреть на пилотный проект — Челябинскую область — и оценить, как работает модель». К этому же в эфире областного телевидения призвали и ближайшие сподвижники Евгения Куйвашева: глава администрации губернатора Сергей Пересторонин и лидер местной «Единой России» Виктор Шептий.
 
Казалось бы, конфликт исчерпан и непосредственно избранные населением «мятежные» мэры городов — и Ройзман, и глава Нижнего Тагила Сергей Носов — вздохнут спокойно. Однако 28 октября депутаты свердловского парламента, выполняя требования обновленного закона, приняли собственный региональный пакет поправок, по которому крупные города области могут быть разделены на отдельные муниципалитеты, а прямые выборы мэров при этом отменяются. На «серый» дом, естественно, это подействовало, как красная тряпка на быка. Дмитрий Сергин заявил, что с таким подходом можно забыть о крупных проектах для города, в том числе о чемпионате мира по футболу — 2018. Не остался в стороне, само собой, и «народный мэр» Екатеринбурга, публично заявивший на заседании городской Думы: «Вся реформа была принята для того, чтобы отменить прямые выборы в крупных городах. Это наш город, и мы должны задекларировать свою позицию. Нас слышат». Председатель же екатеринбургского избиркома Илья Захаров и вовсе агитирует за оспаривание «закона Куйвашева» как минимум в областном, а то и в Конституционном суде.
 
Однако помимо всех открытых и подковерных схваток как в Челябинске, так и в Екатеринбурге по-прежнему не решен главный для любого города или поселка вопрос: муниципалитеты муниципалитетами, но как делить бюджетные деньги? Ведь в одних внутригородских районах уральских столиц окажутся такие промышленные гиганты, как «Уралмашзавод» или «Мечел», а другие продолжат «сосать лапу» в ожидании бюджетных дотаций. И это характерно для большинства российских муниципальных образований, собственные налоговые доходы которых не превышают пяти процентов бюджета, а некоторые, подобно Ростову Великому, вообще находятся на грани банкротства. Глядя со стороны, не удается отделаться от мысли, что мудрее всех в данной ситуации оказались остальные регионы УрФО: Курган, Югра и Ямал. Практически в унисон заявив о нецелесообразности применения новой схемы в связи с недостаточной численностью городского населения, они поступили в соответствии с принципом, известным каждому программисту: «Когда что-то нормально работает — не вздумай чинить, а то сломается».
 
Так или иначе, но именно здесь, на Урале, в ближайшие годы будет коваться не только промышленное «достояние республики», но и вся система российского местного самоуправления, от которой в конечном итоге зависит жизнь более чем 100 миллионов городских жителей России. То есть нас с вами.
Артем Путинцев