СМИ о фонде

  |  05 ноября, 2014   |   Читать на сайте издания

Стабильность – признак мастерства. Басаргин остался в «группе смерти» рейтинга ФоРГО

Эксперты считают, что губернатор не показывает никаких результатов
Виктор Басаргин остался в «группе смерти» в шестом рейтинге эффективности глав регионов, который сегодня опубликовал Фонд развития гражданского общества. Глава Пермского края застыл на пограничной позиции – на верхней строчке «группы смерти», то есть как кандидат в группу губернаторов со средним рейтингом или же самый сильный среди претендентов на вылет. С июльского, четвертого выпуска рейтинга никаких подвижек так и не произошло. Эксперты говорят, что причина – низкий уровень доверия среди населения и отсутствие «материальных» результатов в кипучей деятельности команды губернатора. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
 
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин не изменил свою позицию в рейтинге эффективности глав регионов, который сегодня опубликовал ФоРГО Константина Костина. На 78–79 месте Виктор Басаргин находится уже несколько выпусков подряд, не покидая «группу смерти». За счет того, что она от рейтинга к рейтингу «сжималась» (ее покидали ушедшие в отставку или улучшившие свои позиции губернаторы), Виктор Басаргин, незначительно увеличив количество полученных от экспертов баллов, постепенно приблизился к границе с так называемой средней группой. И зафиксировался на этой позиции. И если эксперты говорят о том, что позиции глав регионов в рейтинге в целом заморожены после выборов, то Виктор Басаргин в этом «замороженном» состоянии находится с самого первого исследования.
 
Опрошенные «ФедералПресс.Приволжье» эксперты часто на просьбу прокомментировать результаты очередного рейтинга ФоРГО устало отмахивались. «Позиция губернатора в этом рейтинге не меняется не первый месяц, и я уже устал комментировать его, не хочу повторяться, – говорит, к примеру, политолог Олег Подвинцев. – Скажу просто: чем дольше ничего не меняется, тем больше это свидетельствует о слабости позиции Виктора Басаргина. Чтобы изменилась позиция в рейтинге, нужны какие-то результаты, а результатов нет, предъявить нечего. Провести шествие 4 ноября – это не результат».
 
Об отсутствии предпосылок к изменению позиции губернатора в рейтинге говорит и политолог Сергей Ильин: «Этот результат был прогнозируем, потому что никаких событий, которые могли бы повлиять на позицию Виктора Басаргина в этом рейтинге, не произошло. Могло бы положительно повлиять исчезновение из краевых властей некоторых одиозных фигур, но именно в последний месяц их позиции только укрепились».
 
«Отсутствие внутриэлитных конфликтов – главное требование, которое Кремль предъявляет к местным властям в межвыборный период, это следует из рейтинга эффективности губернаторов, – цитирует «Ведомости» политолог, один из экспертов рейтинга Константин Калачев. – Да, все так. Все правильно. Одна малюсенькая проблема – отсутствие внутриэлитных конфликтов ведет к отказу от обновления и застою. Обновление в ручном режиме – это, чаще всего, замена профессиональных и самостоятельных на демонстративно преданных. Это если оно вообще имеет место быть».
 
Виктор Басаргин, который вроде бы сумел-таки договориться с местными элитами и привести политическую обстановку в крае в состояние баланса, по этой логике должен был бы улучшить свою позицию в рейтинге. Но этого оказалось недостаточно. «То, что оппозиция в Перми временно ушла в «подполье» или ситуативно договорилась о снятии накала страстей с руководством администрации Басаргина, – пояснил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Приволжье» Константин Калачев, – это только создание условий для роста рейтинга губернатора. А его пока не произошло. В основе рейтинга ФоРГО лежит георейтинг ФОМ. Экспертные оценки играют подчиненную роль. А социологи роста оценок работы главы региона пока не зафиксировали… Все-таки в основе рейтинга социология. А в нынешних экономических условиях поднимать рейтинг будет все сложнее и сложнее. Но Фролов (глава администрации пермского губернатора Алексей Фролов – прим. ред.) старается. Если экономический кризис перерастет в кризис социальный, а социальный кризис чреват уже кризисом политическим, гасить все это на территориях придется губернаторам. И тут популярность губернатора среди населения может иметь значение».
 
Руководитель департамента региональных проектов Института стратегических коммуникаций и социальных проектов Петр Паньшин считает, что Виктор Басаргин в «группе смерти» оказался совершенно не заслуженно: «В основе рейтинга лежат социологические исследования. В результатах соцопросов должны быть серьезные колебания, но они не отражаются на позиции губернатора в рейтинге ФоРГО. Думаю, эти колебания уравновешивают мнения экспертов, которые инерционно не меняются от выпуска к выпуску. Между тем команда Виктора Басаргина сделала довольно много для выравнивания отношений с местными элитами и снижения накала диалога. Но эти результаты работы по каким-то причинам до экспертов ФоРГО не доходят. Возможно, тому виной не совсем правильная политика в отношениях со СМИ и в вопросах публичной активности».
 
Эксперт считает, что нахождение Виктора Басаргина в «группе смерти» – еще не приговор: «Этот рейтинг – не прямое указание к действию и даже не рекомендация. Это всего лишь индикатор. И никаких оргвыводов только на основании показаний этого индикатора, конечно, не делается. Да, Виктор Басаргин занимает в этом рейтинге не самую лучшую позицию, но это, очевидно, уравновешивается теми внутренними силами, на которые он как губернатор опирается. Поэтому списывать его со счетов рано».