События и комментарии экспертов фонда

  |  19 октября, 2014   |   Читать на сайте издания

Миланская встреча "Азия - Европа" вылилась в обсуждение украинских проблем и антироссийских санкций

Тонкий намек - празднование победы над фашизмом в Белграде заставило канцлера Меркель полтора часа ждать российского президента в миланском отеле на переговоры в рамках саммита "Азия - Европа". В политике важна каждая деталь, и журналисты сразу в этом увидели намек - так Путин расставил приоритеты. Сначала - победа и общение с друзьями, и Президент заявил: Россия дружбой не торгует. И лишь потом - переговоры с европейцами, ведь Меркель еще накануне заявила: санкции против России - вещь необходимая.
 
 

Путин же перед вылетом в Милан заявил: Россия опасается, что Украина начнет несанкционированный отбор газа, в этом случае Москва просто уменьшит поставки в Европу, ровно на сумму украденного. И газета El Pais вышла с заголовком: "От России зависит, будет ли дрожать Европа этой зимой. И не только от холода".
В результате переговоры с Меркель продолжались 2,5 часа за закрытыми дверями. По итогу пресс-служба Кремля заявила, что расхождения с Берлином по поводу причин украинского кризиса сохраняются.
То, что произошло в Милане, - как раз тот случай, когда главный результат этой масштабной международной встречи достигнут вне ее формата. И тот случай, когда сам факт состоявшихся переговоров — уже результат. Речь, конечно, об украинском кризисе. Матео Ренци — молодой и амбициозный глава правительства Италии, собрал в древнем здании миланской префектуры, по сути, отдельный саммит в формате Россия — Украина — ЕС с участием лидеров Германии, Франции и Великобритании. Разговор был напряженный и очень прикладной. Выяснения, кто прав кто виноват - это все потом. Сначала нужно остановить убийства людей.
"Мы говорили о вопросах безопасности. Прекращения окончательного прекращения огня разъединения конфликтующих сторон сверили. Позиции, чуть ли не на картах, линия разграничения она должны быть доведена до конца, должна быть исполнена, и это именно то, что даст возможность окончательно прекратить обстрелы и гибель мирных, ни в чем не повинных людей, и это нужно сделать как можно быстрее", - подчеркнул Владимир Путин.
По минским договоренностям, конфликтующие стороны должны обменяться частью контролируемых территорий. Но как раз с этим - проблема. Разделительная линия прочерчена на бумаге, а линия гражданской войны, как известно, проходит через сердца. Стреляющие друг в друга люди вчера, может быть, жили на одной улице и в тех населенных пунктах, которые нужно теперь оставлять.
"Они говорят: "Мы не можем оттуда уйти, там живут наши родственники, жены, дети, там есть и другие вещи как субъективные, но в то же время серьезного характера и поэтому не учитывать это невозможно. Украинская сторона знает эти проблемы. Постараемся поспособствовать найти приемлемые развязки", - сказал Владимир Путин.
За этим трудным, но продуктивным разговором гости так и не притронулись к угощениям. Премьер Ренци, как гостеприимный хозяин на это посетовал: "Знаете, это был завтрак без завтрака. Никто не сделал и глотка итальянского кофе, никто даже не встал со стула, чтобы налить молока или чаю, но всем было интересно, учитывая важность дискуссии. Я очень положительно оцениваю эту встречу. Нас очень вдохновляет, что Италия стала местом для диалога, землей, на которой идет обсуждение, способное помочь продолжить общение между Россией, Украиной и другими странами. Хотя это, конечно, не быстрый процесс, где можно добиться немедленного результата".
На этой встрече, кажется, была решена еще одна проблема. Пока, правда, тоже на словах. Речь об усилении контроля за действиями противоборствующих сторон, на чем Россия настаивала давно. Это позволило бы уберечь мирных жителей Новороссии от обстрелов. Похоже прекращение войны становится все более возможным по мере того, как до европейцев доходит, что на Украине происходит на самом деле.
"Когда жесткое наступление было со стороны Киева, когда гибли сотни и даже тысячи мирных жителей, Запад почти ничего об этом не знал. Потому что так работали средства массовой информации. И первые сигналы, которые нельзя было игнорировать, как раз пошли от наблюдателей ОБСЕ. И, по-видимому, я так предполагаю, там много порядочных людей, и мы, конечно, должны поддерживать ОБСЕ в этой части, в части наблюдения за тем, что происходит на линии разграничения", - считает главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев.
Теперь режим прекращения огня наблюдатели будут контролировать с помощью беспилотников. Это очень эффективный метод. Но машины довольно дороги, кроме того, нужны специалисты. Если все пойдет по плану, зона конфликта у наблюдателей ОБСЕ будет как на ладони.
"Есть вопросы с контролем за линией разграничения, и здесь мы продвинулись, на мой взгляд, очень неплохо. Потому что договорились о том, что будем использовать беспилотные летательные аппараты, современную технику, которая позволяет определить места нанесения ударов. Россия примет в этом участие. Специалисты должны будут собраться в ближайшее время в Вене на площадке ОБСЕ и порешать технические вопросы", - сказал Владимир Путин.
"Как мы можем убедиться в соблюдении режима прекращения огня? Франция и Германия уже объявили, что совместно готовы предоставить беспилотные летательные аппараты для ОБСЕ, которые будут следить не только за режимом прекращения огня, но и контролировать соблюдение границ", - подчеркнул президент Франции Франсуа Олланд.
В целом после переговоров на форуме у многих появилось ощущение, что визави Путина начали осознавать — без учета позиции России решить проблему не получится. И тем более не получится решить ее, разговаривая с ней на языке санкций, хотя эксперты не склонны преувеличивать результаты переговоров.
"Реализация планов по урегулированию на Украине после встречи в Милане уже не кажется тупиковой. И все же, путь мог бы стать более легким, если бы не деятельность определенных сил, которые выступают не только против России, но и в самой Европе борются против ее же будущего. Такой факт вызывает самую серьезную обеспокоенность", - отмечает политолог, президент Института высшей школы геополитики и прикладных наук Тиберио Грациани.
По информации из Кремля, кое-кто из участников переговоров проявил полное нежелание вникать в реальное положение дел в зоне конфликта на Юго-Востоке. Нет сомнений, что речь идет, в частности, о британском премьере, для которого санкций против России, похоже, превратились в самоцель.
"Россия должна незамедлительно предпринять достаточные шаги, чтобы выполнить все достигнутые ранее договоренности. Если это не будет сделано, то Евросоюз должен будет сохранить санкции, введенные в отношении России", - заявил премьер Великобритании Дэвид Кэмерон.
Какой смысл вкладывает Кэмерон в понятие "достаточные шаги" и где пределы этой достаточности. Похоже, этого в Европе не знает никто. Зато вот США всегда готовы настойчиво посоветовать.
Форум "Азия – Европа" создавался по географическому принципу. США, как известно, находятся на другом континенте и не имеют к нему никакого отношения. Но без США все равно не обошлось. Накануне форума президент Барак Обама провел телеконференцию с западноевропейскими лидерами. Многие эксперты отнеслись к этому с известной долей сарказма. Все это было похоже на инструктаж.
Целая серия двусторонних встреч президента на полях саммита, в том числе и, как говориться, "на ногах" еще раз показала, сколь неоднозначно относятся в мире и в Европе к развязанной антироссийской истерии. Об этом говорят многие эксперты, наблюдавшие за форумом.
"Внутри ЕС нет единого мнения относительно того, куда идти дальше, и в этом проблема. Когда есть разногласия, находятся те, у кого глотки громче, кто создает больше шума, и кто навязывает остальным повестку дня. И пока что громче всех группа, придерживающаяся антироссийской позиции. Она и задает тон", - отмечает политолог, эксперт в области международных отношений "Russia inside" Александр Меркурис.
И все же приближающаяся зима заметно отрезвляет горячие головы. Судьба транзита российского газа в Европу через территорию Украины, волнует едва ли не больше самого украинского конфликта. Как напоминание о приближающихся холодах, у зала переговоров, по иронии судьбы, оказалась витрина мехового магазина с пушистым жилетом, с названием Мурманский. Столпотворение, которое устроила пресса, у зала переговоров по украинским долгам и российским поставкам - лучшая иллюстрация озабоченностей. По окончании встречи лидеров буквально засыпали вопросами.
На итоговой пресс-конференции Владимир Путин рассказал обо всем подробнее: прогресс в переговорах с Киевом при посредничестве Франции и Германии есть.
"Прогресс заключается в том, что мы договорились с украинскими партнерами по условиям возобновления поставок газа на Украину, хотя бы в зимний период. Согласовали все параметры этой договоренности", - отметил Владимир Путин.
Пока радоваться рано. Уже не раз бывало, что Россия предлагала выгодные условия, европейцы смотрели с надеждой, а украинцы продолжали многозначительно раздувать щеки в ожидании команды из Вашингтона. Не исключено, что и на этот раз получится так же.
"Мы надеемся, что до 21 октября, перед встречей в Брюсселе делегациям от России, Украины и Еврокомиссии удастся найти решение энергетического вопроса. Могу сказать, что мы добились определенного прогресса, но необходимо еще обговорить некоторые детали", - сообщил Петр Порошенко.
Буквально с первой секунды переговоров в формате "нормандской четверки" Путин занял внимание Петра Порошенко, конкретными цифрами российских предложений, по погашению пяти с лишним миллиардного долга Украины за газ. Как говорится, предложение, от которого вряд ли можно отказаться.
"Мы понимаем и финансовое состояние украинских партнеров, видимЮ что у них действительно есть проблемы. Мы тоже пошли в определенной степени опять навстречу по условиям и объемам платежей за уже ранее поставленный газ, то есть по долгам. Украина должна была платить по 485 долларов, но мы задним числом готовы пересчитать эту цифру со скидкой сто долларов. Если исходить из этого, то тогда общая сумма задолженности получается 4.5 миллиарда долларов", - сказал Владимир Путин.
Даже ребенок, знакомый с арифметикой, поймет: речь идет о списании почти миллиарда долларов долгов. Но оставшийся долг Киев должен погасить до нового года и больше никаких поставок в кредит. Поставки только по предоплате.
"Ну, мы больше не можем поставлять в кредит, это невозможно. И я считаю, что в данной ситуации наши европейские партнеры, как я уже говорил, должны Украине подставить плечо и помочь. Мы помогаем, это очевидный факт. Но мы рискуем, мы взяли этот риск на себя. Допустим, европейцы тоже хоть чем-то рискнут. Рассчитываем, что наши европейские партнеры тоже могут и, на мой взгляд, даже должны подставить плечо Украине и помочь решить эту проблему с кассовым разрывом. Ну, есть определенные инструменты - или это кредит, или перенос очередного транша МВФ, либо гарантии первоклассного европейского банка", - считает Владимир Путин.
Европейцы, как известно, на словах очень переживают за судьбу Украины. Кроме того, они больше всех заинтересованы в поставках российского газа. Так что, как говорится: добро пожаловать в реальность, дорогие европейцы.
"Здесь однозначно российская сторона и Президент Путин заявляют, что газ будет поставляться в соответствии с контрактами, а Киев говорит, что мы не гарантируем поставки газа. Что это означает? Что газ будет украден. Кто за это будет отвечать? Вообще политически Евросоюз, конечно, будет валить на Россию. А мерзнуть будут жители Европы, поэтому было бы разумнее, чтобы все-таки европейцы взяли себя в руки и попытались договориться с Киевом о своевременной поставке газа. И в этом отношении эта встреча она как бы выложили все карты на стол", - считает главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев.
 
 
На итоговой пресс-конференции Владимиру Путину задавали немало вопросов. О судьбе рубля он отметил, что колеблется он вместе с ценой на нефть. И еще, скорее всего, отыграет свои позиции. Да и Центробанк готов курс корректировать. Золотовалютных резервов у России в избытке. И если даже придется, из-за цены на нефть, подкорректировать бюджет, социалки это не коснется.
"Без сомнения, запаса прочности у нас достаточно. Может быть, нам придется что-то скорректировать в бюджете. Может быть, расходы какие-то сократить. Но это точно совершенно не будет связано с сокращением социальных расходов. Правительство Российской Федерации все социальные расходы выполнит, в состоянии это сделать и без каких-либо особых потерь", - подчеркнул Владимир Путин.
Президент отметил, проблемы вовсе не в санкциях, а в тренде мировой экономики, на слишком медленный выход из спада, который эксперты предсказали еще четыре года назад. И, выходит, мы не зря к этому готовились. А что касается санкций, то у них, по мнению Путина, позитивная сторона. Они стимулируют Россию развивать собственное производство, фундаментальную науку и, конечно, новые международные связи. В итоге она станет только самостоятельнее и сильнее, даже если это кого-то расстроит.