| 06 сентября, 2012 | | | Читать на сайте издания |
Вывод российского бизнеса из оффшоров — такой вопрос был поднят в среду в Госдуме в ходе круглого стола «Национализация элит», организованного Фондом развития гражданского общества. Не исключено, что соответствующий законопроект в скором времени поступит в нижнюю палату парламента. «Это будет куда эпичнее закона об НКО», - не без оснований пишут наблюдатели
На сегодняшний день материнские компании многих крупных российских корпораций зарегистрированы в оффшорных зонах. Так, по оценке Standard & Poor's, потери российского бюджета составляют порядка 5 процентов ВВП в результате перевода в оффшоры выручки от продажи нефти.
Но вопрос не только в налогах. Например, металлургический гигант «Русал» зарегистрирован на острове Джерси. То есть стратегически важными предприятиями, на которых работают сотни тысяч россиян, фактически, управляет зарубежная компания. Конечно, в реальности это не так, регистрация за границей — просто возможность, как принято выражаться, «сокращения издержек». Но в эти «издержки» на практике входят социальные пособия, пенсии, медицина и многое другое. О необходимости возвращения российского бизнеса из оффшоров участники круглого стола в Госдуме говорили в достаточно жестких выражениях.
По словам главы Фонда развития гражданского общества Константина Костина, в условиях кризиса многие крупные компании получали государственную помощь, при этом находясь, фак
тически, вне российской юрисдикции. Условием предоставления госпомощи должна быть российская «прописка», подчеркнул Костин. Член Совета Федерации Никита Иванов прямо заявил: необходимо заставить крупнейшие российские корпорации перенести материнские компании в Россию. Сенатор добавил, что этот вопрос имеет огромное значение. При этом речь идет, скорее, не о прямых, а о косвенных мерах - например, в виде отказа от господдержки корпораций, зарегистрированных в оффшорных зонах, отказа в участии в крупных тендерах и т. д. По словам Никиты Иванова, государство должно оказывать поддержку только тем компаниям, которые национально-ориентированы.