СМИ об исследованиях

  |  24 апреля, 2013   |   Читать на сайте издания

5 почти свежих креативов

Олег Епиходов

1. Твиттер власти не беда. Фонд развития гражданского общества К.Костина (быв.глава управления по внутренней политике администрации президента),  подготовил доклад, в котором ученые выяснили, что "социальные сети играют вторичную роль по отношению к традиционным СМИ при распространении информации о протестах". Другая новость: "главным фактором протестной мобилизации оказывается неумение властей сформулировать альтернативную информационную повестку и неуклюжие попытки введения интернет-цензуры".  По стилистике все это похоже на "копать от забора до обеда". В деталях тоже интересно.

Итак, костинские ученые поставили под свое сомнение  мнение об определяющей роли социальных сетей при массовой мобилизации протестующих. Обществу это стало известно после того, как "Фрагменты исследования попали в распоряжение «Газеты.Ru»". Вообще, в приведенных цитатах проглядывает интересная постановка задачи: их  интересует не сама причина массовой мобилизации, а ее распространение и (особо) роль в этом твиттера.

Крайне любопытны и методы доказательства. Ну,  они нормальные, сравнительные. Но на что Фонд Костина предлагает посмотреть россиянам? У них анализируется "роль соцмедиа в революционных и массовых выступлениях против авторитарных режимов последних лет, в первую очередь в событиях апреля 2009 года в Молдавии и несостоявшейся «зеленой революции» в Иране летом того же года". Похоже, да. Причем, совсем недавно. В итоге ученые выяснили, что в Иране "основная координация участников протестов происходила больше посредством массовой рассылки СМС, в Молдавии же мобилизационную роль также сыграла социальная сеть «Одноклассники»".

Но тема твиттера еще не раскрыта, цитата: "Сервис микроблогов Twitter стал активно использоваться позже, но именно его использование ядром оппозиционных активистов привлекло внимание западных СМИ. В результате интернет-цензура сыграла не на руку властям, Twitter же сыграл свою роль в привлечении внимания внешних медиа, считают эксперты фонда".

Волшебный вывод – они типа считают, что люди с твитером – одна категория населения, "внешние медиа" – совсем другая, мало того: привлечь внимание – совсем другая тема, так что твиттер само по себе не опасен, дык.  

Второй волшебный вывод: на примере Ирана установлено, что там протестующие оказались крайне консолидированными и организованными именно потому, что в стране была налажена система политической и религиозной цензуры интернета, "что вынудило протестующих использовать более традиционные средства связи".То есть, не будь цензуры, как интернет тут же разрушил бы все. Это логичное мнение, проще расшаривать посты, чем идти на митинг, но как же быть с иранскими "одноклассниками" и их ролью? Но вывод красив: чем больше цензуры, тем больше консолидации и организации в обществе. С утра, в здравом уме понять это нельзя, но, возможно, все дело в том, как тему изложила Газета.ру.

2. Глупый-глупый "Золотой парашют". В. Путин поручил правительству до июля подготовить предложения по ограничению размеров "золотых парашютов". Сообщено, что в частности это касается выплат топ-менеджменту госкорпораций. Тут интересно: а касается ли это топ-менеджмента  частных компаний? Да, государство логично задает правила для своих, но ведь может создать и Общее правило – чтобы в государстве не нарастало социальное расслоение и общие злые мысли.

Есть и интрига. Первый раз об этом В.Путин сказал в марте во время конференции ОНФ в Ростове-на-Дону. Прошел месяцы, во время которого не произошло ничего и даже наоборот: премьер Д.Медеведев заявил, что кабинет министров увяжет размер вознаграждения менеджеров госкомпаний с результатами их деятельности, но не намерен бороться с высокими доходами (тут та же тема: госкомпаний или вообще?) А теперь В.Путин снова об этом.

Но не это главное, а вот же как мило входят в русскую жизнь новые слова. То "суверенная демократия", то "россияне", то "золотые парашюты". Хотя ведь совершенно глупое словосочетание: как себе представить в действии золотой парашют и много ли в нем толку? Чисто прям хрустальные туфельки, потанцуйте-ка как в них вечерок.  

Впрочем, в оригинале природа себе отчасти реабилитирует. Да, метафора остается глупой, но уже имеет хотя бы косвенное отношение к предмету дела: "The first use of the term "golden parachute" is credited to a 1961 attempt by creditors to oust Howard Hughes from control of TWA airlines". Все ж таки контекст: самолеты, авиалинии. На них, понятно, парашютов не бывает, но все же. Абсурд на абсурд - вроде и ничего. А первый человек по этой теме, Charles Tillinghast, Jr. вывел свою компанию из убытков в $38.7 млн в 1961-ом приведя ее к $50 млн.прибыли в 1965-ом. Причем этим своим парашютом так и не воспользовался.

3. У "Аэрофлота" склонность к эксгибиционизму. Компания "Аэрофлот" считает необоснованными выводы Счетной палаты о недостаточной эффективности работы авиакомпании. Предыстрия простая: накануне Счетная палата была неудовлетворенна тем фактом, что в стоимости авиаперевозок "Аэрофлота" 9,5% процентов отъедают "организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы)".

Теперь "Аэрофлот" отказывается признать расходы на рекламу неэффективными, в такой форме: "Отмечая обоснованность основных положений отчета Счетной палаты, Аэрофлот вынужден признать, что по некоторым позициям документа были сделаны некорректные выводы, не учитывающие специфику авиационной отрасли".

Следует отметить необычайную изысканность стиля: рады бы признать, что накосячили, но - увы! - не сложилось.

В чем-то тут и тема для любителей советской старины, кто ж из них не помнит рекламу "Летайте самолетами "Аэрофлота"" на всех углах, притом, что ничего больше по стране и не летало. Нет, в данном воспоминании не содержится утверждения о том. что нынешняя реклама столь же эффективна, напротив – это же хорошо, когда традиции сохраняются.

Там еще и мотивировочная часть невиновности: "Нарастить пассажиропоток удалось благодаря активной рекламной кампании, прежде всего зарубежной. Важно отметить, что на собственно рекламу уходит 0,6% от выручки от реализации при том, что Советом директоров установлено ограничение на уровне 1%". Но сильно же, 1 процент от выручки - на рекламу? Тема любопытна еще и по части новых технологий: что же, в самом деле, некто за рубежом реагирует на где-либо размещенную рекламу "Аэрофлота", а букируется-онлайн через какую-нибудь expedia?

4. Good news around a clock. Спикер Совета Федерации В.Мативенко сообщила Интерфаксу о том, что Совфед создаст канал позитивных новостей. Конкретно: Совет федерации осенью 2013 года  запустит парламентское интернет-телевидение. Нет сомнений в том, что парламентское телевидение это очень круто, но детали еще сильнее: "Впервые в истории парламента мы запускаем 24-часовой интернет-канал. Основная задача этого канала — создать единое региональное информационное пространство".

Тут  нее последовал резкий скачок мысли: она считает, что, несмотря на огромное количество телеканалов, региональные каналы практически отсутствуют. Ну, то есть, вот где Совфед (на Б.Дмитровке), а где регионы? Тем не менее, у нее это все связано: "У нас регионы показывают только, когда убийства, когда кого-то арестовали. На самом деле регионы живут другой жизнью, развиваются, успешно работает бизнес".

Соответственно, новый телеканал будет регулярно транслировать новости регионов, но - они будут "позитивными". Круглосуточные хорошие новости, а где взять? Ну ладно, в регионах, но причем тогда Совет федерации? Впрочем, от этой темы, вроде бы и ушли, но нет - в итоге сообщено, что презентация нового телеканала состоится на пленарном заседании верхней палаты 27 апреля.

Представить себе тэги: "интернет-телевидение, Совет федерации – региональное информпространство – хорошие новости – круглосуточно". Ну и "Матвиенко" тоже, конечно.

5. Краткий курс истории России. В.Путин поручил правительству к декабрю обеспечить разработку единой концепции курса истории России в школах. РИА «Новости» цитируют так: "Обеспечить разработку единой концепции курса истории России для общего образования".

Дело не новое. В феврале, вступая на совете по межнациональным отношениям, В.Путин сказал, что для всех классов школы нужны такие учебники истории, которые покажут учащимся единство народов и культур России. Они должны быть "построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов".

Второе требование (техническое?) "Учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований".

Как тут уже не ждать продукта? Там две главные интриги. Во-первых, последовательность. Младшие классы – история простая и единая. Далее история дополняется новыми деталями, но - внутри тех же контуров, чтобы им не противоречить. На что это похоже? Да,  это "Google История России". Там на картах делаешь Zoom In и общие очертания уточнятся до переулков. Вот так и тут: сначала общие очертания истории, а потом все подробнее, к выпуску уже видны все детали. Все-все, до самой мельчайшей и ничто не останется тайной.

Второй нюанс именно в этих всех деталях. В февральском ТЗ была требование обеспечить "уважение ко всем страницам нашего прошлого". Тоже, конечно, интересная задача. Теперь, похоже, в ТЗ еще один пункт: краткость. Чисто по логике: если все это должно быть к декабрю, то это может быть только Кратким курсом. Будущий результат интригует еще сильнее.