| 23 апреля, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Бывший начальник управления президентской Администрации Константин Костин и возглавляемый им "Фонд развития гражданского общества" предлагают изменить схему составления "черных списков" сайтов и расширить поводы для их блокировки. "Закручивать гайки" в интернете предлагается под предлогом использования опыта западных демократий. О подробностях пишут "Ведомости".
Сейчас закон, вступивший в силу в ноябре 2012 года, дает возможность без решения суда блокировать доступ к сайтам под предлогом борьбы с пропагандой наркотиков, самоубийств и детской порнографии. Список ведет Роскомнадзор, который и решает, какой сайт признать "вредным".
Костин кивает на опыт Великобритании. Там, например, формированием реестра занимается некоммерческая организация, объединяющая представителей интернет-индустрии. Аналогичный механизм, по его мнению, может быть применим и в России: опыт отраслевых экспертов и общественная экспертиза позволят соблюсти баланс интересов и снизить накал споров по поводу попадания сайтов в "черный список".
Однако ценность "откровений" бывшего кремлевского чиновника Костина невелика. Во-первых, он не говорит, кто должен выступить в роли "общественного эксперта" (наверное, его Фонд?). Во-вторых, представители интернет-отрасли предлагали свою помощь и указывали на грубые ляпы в документе еще во время разработки закона о "черных списках" сайтов, но чиновники и ухом не повели.
Министр связи Николай Никифоров, признавая закон сырым, настоял на его принятии, чтобы потом "доработать". Никакой доработки не произошло. Хуже того, чиновники не желают отчитываться, кого и за что вносят в запретный перечень.
Заодно Константин Костин спешит предложить новые поводы для краткосрочной блокировки сайтов. Например, получение правоохранительными органами информации о том, что при "помощи ресурса планируются преступления, связанные с насилием".
Глава "Фонда развития гражданского общества" не скрывает, что речь идет в том числе об оппозиционных акциях. Намерения, разумеется, благие - чтобы "предупредить провокации". В этом будут заинтересованы и организаторы протестов, уверен Костин. Здесь он тоже ссылается на Великобританию, где в августе 2011 года блокировались соцсети во время массовых беспорядков молодежи.
Костину оппонирует аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Ирина Левова. Она называет неуместными аналогии с Великобританией, ведь там блокировка сайтов проходит по другой схеме. По мнению Левовой, ответственность за создание реестра запрещенных сайтов лучше возложить на государственный орган, но сделать его работу прозрачной и ясной, а спорными случаями могли бы заниматься члены экспертной комиссии при Роскомнадзоре.
Известный блогер Илья Варламов (zyalt) полагает, что предлагаемая Костиным блокировка может быть использована в политических целях: и как угроза, и как инструмент, который может прекратить любую социальную активность.