| 23 апреля, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) в мае представит доклад на тему фильтрации контента в сети и интернет-цензуры. По словам руководителя фонда Константина Костина, эксперты проанализировав опыт других стран в фильтрации контента и сопоставили его с российской практикой, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
В докладе также будут даны рекомендации российским властям по ограничению доступа к нежелательной информации. Как отметил Костин, сейчас российский закон позволяет во внесудебном порядке блокировать доступ к сайтам, содержащим пропаганду наркотиков, самоубийств и детскую порнографию, а список таких сайтов ведет Роскомнадзор. Российская модель похожа на британскую, важное отличие лишь в том, что в Великобритании формированием реестра занимается некоммерческая организация. По мнению руководителя ФоРГО, подобную практику стоит применять и в России: "Нам не хватает участия представителей индустрии. И роль общественной экспертизы должна быть повышена. Это позволит соблюсти баланс интересов и снизить накал споров по поводу попадания в черный список того или иного ресурса".
Эксперт Фонда развития гражданского общества Стас Апетьян пояснил корреспонденту ИА REGNUM, что цель доклада - проанализировать международный опыт в данной области. По его словам, 90% доклада посвящено другим странам. "России касается одна глава, в которой из тех вещей, которые мы проанализировали и выявили, мы даем предложения по оптимизации системы, которая у нас работает сейчас. В частности, уже полгода работает закон о реестре запрещенных сайтов. Есть два инструментальных предложения по оптимизации реализации этого закона, чтобы избежать тех казусов, которые за эти полгода происходили. Нужно задуматься о том, как вообще государство должно вмешиваться и регулировать сферу интернета, какие возможности у государства существуют. Мы приходим к выводу о том, что никакие запретительные механизмы, использование китайского опыта в данном случае, не могут быть применены, потому что это поздно, это уже невозможно реализовать в России. Мы предлагаем использовать инструменты налоговой политики, использовать инструменты поощрения тех компаний, которые работают в России в национальной юрисдикции", - пояснил Апетьян.
Анализируя международный опыт, эксперты фонда выявили пять различных моделей регулирования интернета, пять моделей, которые используются в различных странах мира: континентальная (Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Россия), азиатская (Китай, Вьетнам, Южная Корея, Сингапур), ближневосточная (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бахрейн, Йемен, Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия), рестрикционная (Иран, Сирия, Эфиопия, Узбекистан) и либеральная (США, Япония, Бразилия). "У каждой из них есть свои особенности, связанные с использованием разных технических методов, общие концептуальные рамки. В частности, у них есть общность в том, какой именно контент подвергается, условно говоря, государственной цензуре", - подчеркнул Апетьян.
"Доклад будет интересен достаточно широкому кругу читателей, не только представителям государственных органов, занимающихся регулированием интернета, представителям интернет-индустрии и различных общественных организаций, но и в том числе самим интернет-пользователям", - резюмировал Апетьян.