Легитимность важнее явки
До очередного Единого дня голосования (ЕДГ) осталось менее недели. 14 сентября в России выберут 30 губернаторов и 14 региональных парламента, местные выборы пройдут практически во всех субъектах страны. Нынешняя избирательная кампания уже третья с начала политических реформ 2011 года, и ряд экспертов полагает, что она будет показательной: по ее образу и подобию будут проходить впредь все выборы. Впрочем, иные политологи утверждают, что система продолжит меняться: выборы все больше будут ассоциироваться с острой борьбой, а на смену таким политическим рудиментам, как административный ресурс, придут элементы политической дипломатии, союзы и соглашения.
Каркас системы
Фундамент новой политической системы уже устоялся, но правила все равно будут меняться, считает заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков.
«Выборы подстраиваются под принципы, о которых печется Администрация президента: конкурентность, прозрачность, легитимность, - поясняет он. - Мне кажется, серьезно укореняется демократическая тенденция. Несмотря на то, что явка остается замороженной, доверие к институту выборов есть. Партийная борьба есть. А тренд на формирование местных политических элит возрождается. Нельзя сказать, что это набравший ход процесс, но это вектор будущего».
Действительно, несмотря на то, что базовые правила – стимулирование интереса политических сил к местной власти, выборы губернаторов через муниципальный фильтр, резкое усиление политического разнообразия в стране – остаются неизменными, подход к их воплощению меняется.
К примеру, как свидетельствуют многие политологи, в Администрации президента отказались от некогда главного параметра оценки политической эффективности региональной власти – способности обеспечить победу правящей партии или кандидата от власти с подавляющим результатом. По словам гендиректора Центра политического анализа Павла Данилина, «Администрация президента хочет, чтобы власть была легитимной, но никаких формальных рамок для легитимности не существует».
«Легитимность – это внутреннее ощущение жителей региона и их губернатора, и она не может быть оценена в вилке от 50 до 85%. То же самое по явке. Например, в Европе на региональных выборах явка редко переступает порог в 20%... В АП хотят, чтобы выборы были прозрачными, конкурентными и легитимными, а цифры и проценты в этом отношении играют второстепенную роль»
Эксперт: Данилин Павел Викторович
Борьба за власть
Такая позиция нравится политологам – есть о чем поговорить и кого оценивать. Конкурентность выборов – новый фетиш, о котором спрашивают с региональных властей.
Например, Фонд развития гражданского общества Константина Костина ввел в свой рейтинг эффективности губернаторов т.н. КОЛ-фактор – понижающий коэффициент за неконкурентность избирательной кампании в регионе. В последнем выпуске из-за этого буквально обрушились позиции липецкого губернатора Олега Королева. Дело в том, что из кампании при сомнительных обстоятельствах выбыл его главный конкурент, коммунист Николай Разворотнев. Просел в рейтинге и тульский глава - Владимир Груздев, в связи с тем, что в адрес его администрации звучат обвинения в давлении на кандидатов в региональное Законодательное собрание. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев потерял 15 позиций в рейтинге из-за того, что его конкурент, коммунист Владимир Буланов испытывает «проблемы с ведением кампании».
Ранее о необходимости усиливать конкурентность выборов в своем докладе заявили и эксперты Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Дмитрия Бадовского. Как пояснил ранее Центру политического анализа директор ИСЭПИ Александр Пожалов, «основная цель заключается в том, чтобы к выборам в Госдуму 2016 года на партийном поле было представлено достаточное количество сильных игроков, которые вызывают доверие населения и желание активно участвовать в выборах».
К слову, политологи обещают резкое усиление политической борьбы в 2015 году, когда партии начнут подбор кандидатов-одномандатников к выборам Госдумы.
Пока же посыл Администрации президента для региональных властей не всегда остается понятым, и в отдельных регионах возникают скандалы из-за снятия с выборов популярных оппозиционных кандидатов. Например, в Воронежской области так и не был зарегистрирован кандидат в губернаторы от «Справедливой России» Олег Пахолков, который ранее публично просил у действующего губернатора Алексея Гордеева не мешать ему собирать подписи местных депутатов. Однако собрать автографы Пахолков так и не смог, и каковы бы ни были истинные причины этого, его неучастие в выборах спровоцировало политический скандал в регионе и обвинения в адрес Гордеева, в ответ давшего двусмысленное интервью «Коммерсанту».
Нет человека - нет проблемы?
Именно снятия кандидатов и их недопуск в бюллетень как правило порождают наибольшее количество скандалов во время избирательных кампаний. Чаще это случается по вполне объективным причинам, когда нарушение закона очевидно. Например, в Челябинской области, где в сентябре проходят выборы губернатора и несколько местных плебисцитов, по решению суда было снято 16 кандидатов, пытавшихся скрыть непогашенную судимость.
Однако несложно найти и примеры, когда регистрацию не проходят подготовленные, популярные и сильные кандидаты. Например, липецкий обком КПРФ намерен судиться с врио губернатора Олегом Королевым из-за того, что партии так и не удалось собрать достаточного числа подписей муниципальных депутатов для выдвижения на губернаторских выборах первого секретаря обкома Николая Разворотнева. По мнению лидера партии Геннадия Зюганова, администрация области намеренно чинила препятствия своему конкуренту, оказывая давление на муниципальных депутатов. Схожая ситуация и в Нижегородской области: местные коммунисты обвиняют ВРИО губернатора Валерия Шанцева в давлении на местных депутатов, чтобы они не отдавали подписи за представителя КПРФ Владимира Буланова.
Впрочем, по мнению политологов, такие примеры все же в меньшинстве. В частности, гендиректор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов считает, что для федеральной власти отсутствие скандалов важнее астрономического результата своего кандидата.
«Сегодня для властей (в первую очередь федеральных) небольшое ухудшение результатов «своих» кандидатов не страшно. Гораздо важнее, чтобы не было связанных с выборами скандалов. Да и сами провластные кандидаты в большинстве случаев сами по себе чувствуют себя достаточно уверенно, и при правильной организации предвыборных кампаний могут победить без всякого административного ресурса»
Эксперт: Смирнов Сергей Олегович
По его мнению, навязывает использование админресурса преимущественно низовой уровень власти.
«Именно им надо каждый раз объяснять и доказывать кандидатам свою важность, полезность и незаменимость – «без нас, без нашей поддержки вы просто не победите!», - говорит Смирнов.
Предвыборное перемирие
На смену запрещенным приемам может прийти альтернатива в виде мирного соглашения кандидатов. Речь не о подкупе или кулуарной борьбе, а, по сути, объединении усилий, команд и политического ресурса. В нынешнюю кампанию наиболее яркий пример таких договоренностей – соглашение ВРИО губернатора Приморского края Владимира Миклушевского и депутата Госдумы от «Справедливой России» Светланы Горячевой. Вместо борьбы за губернаторское кресло, парламентарий согласилась на предложение стать представителем Миклушевского в Совете Федерации, если он победит на выборах.
«Думаю, что работа в Совете Федерации - это будет хороший политический ход, когда я сконцентрируюсь на работе для своего любимого Приморского края. Думаю, что буду трудиться в Социальном комитете СФ РФ», - заявила она на пресс-конференции, добавив, что хочет заняться восстановлением школ Приморья.
Аналогичные соглашения возникали и в прошлые годы. Например, в 2012 году в Рязанской области выдвиженец «Патриотов России» Игорь Морозов – известный рязанский политик, дважды баллотировавшийся на должность главы региона – отказался от выдвижения своей кандидатуры в пользу губернатора Олега Ковалева. Ему также было предложено пойти от губернатора в Совет Федерации, где он работает и сейчас.
В 2013 году ВРИО губернатора Владимирской области, единоросс Светлана Орлова договорилась с экс-губернатором коммунистом Николаем Виноградовым о непротивостоянии на выборах, за что определенные преференции были обещаны фракции КПРФ в областном заксе. Также Орлова договорилась с депутатом Госдумы от «Справедливой России» Антоном Беляковым. Взамен выдвижения ему было предложено пойти в Совет Федерации. Кроме того, «Единая Россия» согласилась отказать от борьбы с кандидатом-эсером Константином Ильковским за губернаторский пост в Забайкальском крае.
В нынешнюю кампанию по схожей схеме в выборах губернатора Орловской области участвует коммунист Вадим Потомский, против которого «Единая Россия» не стала выставлять своего кандидата.
По мнению политолога Смирнова, «с точки зрения политика или политтехнолога в этом нет ничего предосудительного».
«На выборах, в отличие от спортивных соревнований, второе место не призовое. И предложение обменять его на место в команде или в Совете Федерации вполне привлекательно для обеих сторон. Тем более что выборы – это только часть политического процесса и политической биографии», - считает эксперт.
Депутатский отсев
Впрочем, вместе с возвращением губернаторских выборов у действующих администраций регионов появился и новый вполне легитимный рычаг давления на оппозицию. Речь о муниципальном фильтре. Дело в том, что большую часть местных депутатов в регионах контролирует «Единая Россия» или напрямую региональная власть.
Такая политическая монополия сложилась в результате того, что с начала 2000-х за места в городских и поселковых собраниях депутатов в основном боролись либо единороссы, либо местные беспартийные «авторитеты». Все остальные партии этот уровень власти практически игнорировали. И такое отношение не изменилось даже 2012-2013 годах, когда уже было известно о введении муниципального фильтра, который нужно пройти, чтобы участвовать в политически куда более привлекательных губернаторских выборах.
В 2014 году из тридцати регионов, где пройдут губернаторские выборы, по крайней мере, в семи регионах в последние три года проходили крупные муниципальные выборы (в Якутии, Приморском, Красноярском и Алтайском краях, Волгоградской, Тюменской и Курской областях, Санкт-Петербурге), а кампании помельче – практически в каждом. Тем не менее, например, в северной столице сильный кандидат, эсер Оксана Дмитриева не смогла собрать нужного количества подписей депутатов.
В 2015 году планируется еще 14 выборов губернаторов, и в каждом из регионов местные выборы, начиная с 2011 года, уже проходили или к тому времени пройдут. Однако, очевидно, что муниципальный фильтр для ряда оппозиционных кандидатов и в этот раз окажется сюрпризом.
Впрочем, с учетом упорного нежелания оппозиции бороться за местную власть, обвинения в проблемах с фильтром из года в год будут звучать все менее убедительно.
По мнению экспертов, необходимость собирать подписи депутатов, не только отфильтровывает заведомо непроходных кандидатов, но и стимулирует регионы к формированию собственных элит.
«Практика 1990-х, когда кандидаты-варяги – ставленники бизнеса или федеральной власти - привозили на выборы свою команду, своих людей, себя изжила. Сейчас ставка делается на местные элиты. Задача фильтра помочь вырастить эти элиты», - считает эксперт.
Александр Дюпин