Близкий к Кремлю фонд Константина Костина прописал Уралу «референдумные» выборы
Фонд развития гражданского общества подготовил специальный доклад к единому дню голосования – «Региональные выборы в 2014 году: сценарии кампаний и прогнозы». Осенью состоятся рекордные для России выборы глав субъектов: они пройдут сразу на 30 территориях. В УрФО, где будут выбирать трех губернаторов, временно исполняющими их обязанности стали опытные управленцы, сценарий чьей победы очевиден, следует из свежего доклада Фонда, который возглавляет бывший начальник управления внутренней политики президентской администрации Константин Костин.
Свежий рейтинг – первый продукт Фонда, напрямую связанный с предстоящими выборами, хотя предпосылки для его появления были заметны еще в четвертом рейтинге эффективности губернаторов. Там на время выборной кампании (за это время выйдут четвертый и пятый выпуски) в методику оценки глав регионов был введен понижающий коэффициент, который рассчитывается путем оценки подготовки к региональным выборам.
Предстоящие выборы сугубо партийные, подчеркивают авторы исследования: за 30 губернаторских кресел борются 138 кандидатов, 136 из них выдвинуты партиями. Среди федеральных партий лидирует по числу кандидатов ЛДПР (29 претендентов), на одного кандидата меньше у ЕР, третья позиция у КПРФ (24 претендента), четвертая позиция у «Справедливой России» (участвует в 17 кампаниях). У малых партий в лидерах «Патриоты России» (семь кандидатов), вторая позиция у «Гражданской платформы» (четверо), у «Зеленых» – три кандидата. Представители «РПР-Парнас» и «Яблока» не смогли зарегистрироваться на выборах.
В уральском регионе на пост губернатора в каждой из областей претендуют представители четырех партий, правда, только в Тюменской области это представители основной «четверки».
Осенняя кампания-2014 отличается не только рекордным количеством выборов, но и первым массовым применением муниципального фильтра. Если в 2013 году муниципальный фильтр прошли кандидаты 12 партий, то сейчас в выборах участвуют выдвиженцы 24 партий, подчеркивают представители Фонда развития гражданского общества. «Перед всеми участниками политического процесса по-прежнему стоит задача обеспечивать максимально возможную открытость, конкурентность и легитимность выборов. В связи с этим ЕР помогала отдельным претендентам проходить муниципальный фильтр, заключая коалиционные договоренности или, напротив, не связывая оппозиционеров какими-либо обязательствами. Чтобы получить помощь ЕР, подчас было достаточно лишь продемонстрировать некую общую системность и конструктивность, готовность играть по правилам. Если кандидат достаточно известен и авторитетен (и к тому же обладает необходимым финансовым ресурсом или способен его привлечь), если он подходит к сбору подписей со всей необходимой серьезностью и ответственностью, то муниципальный фильтр не становится для него непроходимым препятствием», – следует из доклада.
Напомним, на Урале решение помочь оппонентам пройти фильтр принадлежит врио губернатора Курганской области Алексею Кокорину, который обратился к депутатам с предложением поддержать других кандидатов после того, как первым собрал необходимое количество подписей.
Представители Фонда подчеркивают, что большинство «новых» врио глав – опытные политики и (или) управленцы, уточняя, что особняком стоит врио губернатора Челябинской области Борис Дубровский. В его карьере должность и. о. губернатора – первый политический пост, до этого он работал в структурах Уралвагонзавода, а точнее – Магнитогорского металлургического комбината. «Но тут, как представляется, вполне уместно вспомнить успешный советский опыт перевода директоров крупных заводов на административно-политические посты (например, директор Норильского горно-металлургического комбината Владимир Долгих в 1969 году возглавил Красноярский крайком КПСС, говоря современным языком, стал губернатором края)», – подчеркивают авторы доклада.
Для оценки хода осенних выборов Фонд развития гражданского общества вводит понятия конкурентного и «референдумного» сценария: «Конкурентные выборы – суть выборы, результат которых не предопределен. Точнее, победитель которых заранее не известен. Двое или более кандидатов борются за победу. <…> Победитель «референдумных» выборов известен изначально. Его превосходство над остальными кандидатами очевидно. Избиратель на таких выборах голосует в первую очередь за или против «готового победителя». Чтобы проголосовать против него, он голосует за кого-то из остальных кандидатов. А те, соответственно, в лучшем случае, борются за второе место».
Выборы в 15 субъектах РФ Фонд относит к категории «референдумных», включая в этот список вместе с Калмыкией, Республикой Коми, Удмуртией, Алтайским и Ставропольским краями, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Новосибирской, Псковской, Самарской областями и Ненецким автономным округом три уральские области – Челябинскую, Тюменскую и Курганскую.
Причины попадания в эту категорию неоднозначны, следует из документа. ««Референдумный» сценарий может быть следствием фактической безальтернативности. Но, как в отечественной, так и в зарубежной политической истории, было немало прецедентов, когда выборы переформатировались из конкурентных в «референдумные» в результате публичных или непубличных договоренностей и/или выбытия сильных кандидатов из-за каких-то неприемлемых (с точки зрения закона, общественной морали и пр.) нарушений. Впрочем, возможны и такие варианты, при которых выбывает «готовый победитель». Или его позиции в ходе кампании слабеют настолько, что победа становится неочевидной либо вовсе невозможной. Тогда, разумеется, мы имеем дело с переформатированием «референдумных» выборов в конкурентные», - размышляют авторы доклада, но позже делают практически однозначный вывод: «В современных российских условиях, если кандидат уже занимает губернаторский пост или исполняет обязанности главы региона, то это обычно дает ему серьезный «бонус», поскольку он может ссылаться на свои достижения. Тем более существенной является поддержка Президента РФ В.В.Путина, каковой, к примеру, будет уже сам факт назначения претендента исполняющим обязанности губернатора. При назначении Президент РФ фактически передает исполняющему обязанности часть своего рейтинга и политического авторитета.<…> У врио глав, назначенных Президентом РФ и баллотирующихся от ЕР, в принципе нет сильных потенциальных соперников либо они решили воздержаться от участия в выборах («пропустить ход»). И теперь на второе место претендуют кандидаты заведомо второго порядка.