СМИ о фонде

  |  25 августа, 2014   |   Читать на сайте издания

Губернаторов выберут, помня об Украине

Большинство выборов губернаторов в 2014 году пройдут не по «конкурентному», а по «референдумному» сценарию, гласит доклад близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества. Население будет не выбирать среди соревнующихся кандидатов, а лишь подтверждать свое доверие действующим главам. Одна из причин этого – консолидация общества вокруг Владимира Путина в свете восточно-украинских событий.
 
Близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества, который возглавляет бывший руководитель управления внутренней  политики администрации президента Константин Костин, опубликовал доклад «Региональные выборы в 2014 году. Сценарии кампаний и их прогнозы» (текст есть в распоряжении редакции).
 
14 сентября будут избираться губернаторы в 30 регионах России, подавляющее большинство кампаний идет по «референдумному», а не по «конкурентному»  сценарию, гласит доклад.
 
«Конкурентные выборы – суть выборы, результат которых не предопределен. Точнее, победитель которых заранее не известен. Двое или более кандидатов борются за победу. Их шансы могут быть равными, примерно равными или даже очевидно неравными. Однако это не отменяет главного – победитель заранее не известен. Правда, в ходе кампании может выявиться фаворит. И если его превосходство становится безусловным, то конкурентный сценарий переформатируется в «референдумный». Победитель же «референдумных» выборов известен изначально. Его превосходство над остальными кандидатами очевидно. Избиратель на таких выборах голосует в первую очередь за или против «готового победителя». Чтобы проголосовать против него, он голосует за кого-то из остальных кандидатов. А те, соответственно, в лучшем случае, борются за второе место», - гласит доклад.
 
«Кандидаты и партии, как и в 2012-2013 гг., прибегают к коалиционным договоренностям, позволяющим избегать избыточного соперничества и одновременно открывающим оппозиционерам доступ к новым властным постам и возможность улучшить позиции к следующим выборам. Обычно их включают в число кандидатов на должность члена Совета Федерации и гарантируют последующее назначение. В этот раз к этому прибегли, в частности, в Приморском крае и Оренбургской области. А в Кировской и Орловской областях, напротив, баллотирующиеся врио губернаторов, не состоящие в «Единой России», договорились о выдвижении в сенат представителей партии власти», - отмечается в докладе.
 
В результате в 22 регионах выборы проходят по «референдумному сценарию» - де-факто, несмотря на наличие формальных конкурентов, врио главы региона заранее выигрывает выборы; причем если в 15 субъектах  - Алтайском и Ставропольском краях, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Курганской, Новосибирской, Псковской, Самарской, Тюменской и Челябинской областях и Ненецком автономном округе (НАО) - такой сценарий был заложен изначально, то в Санкт-Петербурге, Башкортостане, Приморском крае,  Волгоградской, Кировской, Курской, Оренбургской и Орловской областях выбыли сильные потенциальные соперники кандидатов власти (их либо отозвали выдвинувшие их партии, либо они не преодолели муниципальный фильтр) и/или были достигнуты коалиционные договоренности. В двух регионах, по мнению Фонда развития гражданского общества — в Липецкой и Нижегородской областях, — главы злоупотребили своим административным ресурсом и фактически навязали избирателю отсутствие реальной конкуренции. В остальных регионах – Красноярском крае, Мурманской области, республике Алтай, Якутии, Астраханской области - выборы могут считаться конкурентными, полагают эксперты фонда.
 
Согласно докладу фонда, один из главных факторов федерального значения, влияющий на кампанию, – то, что «выборы проходят в обстановке консолидации подавляющей части российского общества вокруг действующей власти, вокруг президента Владимира Путина».
 
«Новую повестку сформировал ряд важных внешне- и внутриполитических событий, в первую очередь возвращение Крыма в состав России, события на Юго-Востоке Украины и беспрецедентные попытки давления на наше государство, предпринятые западными странами. Это обеспечивает кандидатам власти дополнительный электоральный бонус», — отмечается в докладе.
 
Исследование отдельно подчеркивает, что администрация президента формально делает ставку на «открытость, конкурентность, легитимность» выборного процесса. Это не помешало, впрочем, высокопоставленному собеседнику Znak.сom в администрации президента на вопрос о том, как тогда получилось, что известный петербургский политик Оксана Дмитриева не собрала достаточное количество подписей муниципальных депутатов и заявила о применении административного давления, ответить, что она сама виновата – мол, надо было раньше налаживать контакт. Версия высокопоставленного собеседника издания может быть подвергнута сомнению хотя бы потому, что СМИ и общественность стали свидетелями массового применения административного ресурса в этом городе на уровне муниципальных выборов. Это обернулось крупным скандалом: в ряде муниципалитетов избирательные комиссии под разными предлогами массово отказали в регистрации оппозиционным кандидатам, которых, в отличие от Дмитриевой, в скандальности не упрекнешь.
 
«Ряд оппозиционных кандидатов смогли пройти фильтр самостоятельно, не прибегая к помощи ЕР, порой преодолевая административное сопротивление. Так, в Республике Алтай собрал подписи и прошел регистрацию бывший председатель правительства региона Владимир Петров, выдвинутый «Гражданской Силой». В Якутии – Эрнст Березкин, бывший министр финансов республики, бывший первый вице-президент по финансам и экономике АК «АЛРОСА», номинированный «Гражданской Платформой».  Если кандидат достаточно известен и авторитетен (и к тому же обладает необходимым финансовым ресурсом или способен его привлечь), если он подходит к сбору подписей со всей необходимой серьезностью и ответственностью, то муниципальный фильтр не становится для него непроходимым препятствием», - контраргументируют авторы доклада.
 
В докладе подчеркивается, что выборы по «референдумному» сценарию не означают отсутствие выборов. В такой ситуации битва обычно разворачивается за второе место.
 
Интересных губернаторских выборов в 2014 году немного.
 
«В Красноярском крае и Мурманской области кампании «балансируют» между конкурентными и «референдумными» сценариями. В Красноярском крае (в первую очередь в Красноярске) исторически силен местный патриотизм, который выливается в протест против «варягов». Он может конвертироваться в голосование за депутата Законодательного Собрания, последнего председателя Крайисполкома Валерия Сергиенко (КПРФ) и депутата Городского совета Красноярска Ивана Серебрякова («Патриоты России»), которого продвигает авторитетный местный политик и бизнесмен Анатолий Быков. Стоит также отметить, что Виктор Толоконский не стал менять чиновников, ответственных за внутреннюю политику в крае, доставшихся ему в наследство от Льва Кузнецова. Хотя их провалы испортили репутацию экс-губернатора и ускорили его уход. В общем, вероятность второго тура в крае довольно велика. Что до Мурманской области, то опасность для Марины Ковтун явно представляет «эсер» Александр Макаревич. Это заместитель председателя Мурманской областной Думы, экс-вице-мэр Мурманска, бывший директор по связям с общественностью «Апатита». Если ему удастся мобилизовать ресурсы и эффективно ими распорядиться, то он вполне сможет вытолкнуть Ковтун во второй тур», — отмечается в докладе.
 
Согласно данным Фонда развития гражданского общества, конкурентные сценарии наблюдаются в Республике Алтай, Якутии и Астраханской области. Евгению Борисову противостоит Эрнст Березкин. Александру Бердникову – Владимир Петров. В коалиции с последним фактически выступает кандидат от КПРФ, депутат Курултая Николай Ромашкин, что увеличивает риск второго тура. В Астраханской области среди оппозиционных кандидатов ярко выделяется «эсер» Олег Шеин.
 
Скорее всего, в этих регионах действующие врио губернаторов Александр Бердников, Евгений Борисов и Александр Жилкин победят, но их результат незначительно превысит 50%, добавляют авторы доклада.
 
«Консолидация общества вокруг президента в условиях событий на юго-востоке Украины – это один из важных факторов, влияющих на региональные кампании. Назначая того или иного политика врио губернатора, президент лично оказывает ему доверие, и общество это видит. Но есть и второй нюанс: оппозиция, как системная, так и полусистемная, много лет требовала возвращения выборов губернаторов, однако в целом у нее теперь нет кандидатов, которые могли бы бросить вызов региональным властям. Если бы у оппозиционных кандидатов были по-настоящему сильные позиции, «муниципальный фильтр» не был бы им помехой», - рассказал Znak.com один из авторов доклада, сотрудник Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов.