События и комментарии экспертов фонда

  |  25 августа, 2014   |   Читать на сайте издания

Борьба на выборах губернаторов в РФ ожидается в пяти регионах из 30-ти

МОСКВА, 25 авг — РИА Новости. Яркая борьба кандидатов на предстоящих губернаторских выборах может развернуться в пяти регионах России — в республике Алтай, Якутии, Астраханской и Мурманской областях, а также в Красноярском крае; в остальных 25 регионах, где действующие врио губернаторов являются лидерами, выборы, вероятно, пойдут по "референдумному" сценарию, считают в Фонде развития гражданского общества (ФоРГО).
В понедельник ФоРГО представил доклад "Региональные выборы в 2014 году. Сценарии кампаний и прогнозы". Эта кампания, по оценкам экспертов, не стала экстраординарной в сравнении с предыдущими губернаторскими кампаниями и проходит в обстановке консолидации общества вокруг действующей власти. Кроме того, эксперты отмечают, что малые партии не проявили должного внимания к муниципальным выборам, участие в которых могло бы помочь им в выдвижении своих кандидатов, в том числе, на следующих губернаторских выборах.
Любые выборы проходят либо по конкурентному, либо по "референдумному" сценарию, отметили в ФоРГО. Результат конкурентных выборов не предопределен, победитель заранее не известен — кандидаты, шансы которых могут быть равными, примерно равными или даже очевидно неравными, борются за победу. А вот в ходе "референдумных" выборов превосходство одного из кандидатов очевидно, и борьба разворачивается, в лучшем случае, среди других кандидатов за второе место. Избиратель голосует, в первую очередь, "за" или "против" лидера. При этом второе место для другого кандидата в этом случае не менее ценно — это позволяет набрать политические очки и представляет собой серьезную заявку на победу на региональных парламентских выборах, думских выборах.
Кампания в цифрах
В 2014 году предстоит выбрать губернаторов 30 субъектов. Эксперты отмечают, что 14 сентября будет поставлен своего рода рекорд: ни в 1990-х, ни в 2000-х никогда не избирали сразу столько губернаторов в один день голосования.
Всего в губернаторских кампаниях этого года участвуют 138 кандидатов, только двое из них — самовыдвиженцы (оба в Кировской области), остальные 136 кандидатов были выдвинуты партиями. Как отмечают эксперты, партийное представительство увеличилось вдвое: в прошлом году муниципальный фильтр прошли кандидаты 12 партий, в нынешних выборах участвуют выдвиженцы 24 партий. Это, по словам экспертов, свидетельствует о реальном развитии политической конкуренции.
На первом месте по числу кандидатов партия ЛДПР: либерал-демократы участвуют в 29 из 30 губернаторских кампаний этого года — кроме выборов главы Оренбургской области. На втором месте ЕР — кандидаты от партии власти участвуют в 28 субъектах — кроме Кировской и Орловской областей. КПРФ выдвинула кандидатов в 24 регионах, а "Справедливая Россия" участвует лишь в 17 губернаторских кампаниях. Из числа малых партий в ходе этой кампании особенно выделились "Патриоты России", у которых семь кандидатов. "Гражданская платформа" представлена на этих выборах четырьмя кандидатами, "Зеленые" — тремя, другие партии смогли выставить и довести до регистрации одного-двух кандидатов. Ни один кандидат РПР-ПАРНАС и партии "Яблоко" не участвует в выборах глав субъектов. По оценкам экспертов, в ряде регионов у кандидатов от малых партий есть хорошие шансы занять вторые места. В каждом из 30 регионов на место главы субъекта претендуют в среднем 4-5 кандидатов. В Новосибирской области борьба развернется между тремя кандидатами, в Нижегородской — между семью кандидатами.
Губернаторы пяти регионов по истечении сроков полномочий были назначены президентом врио глав субъектов и затем пошли на первые в своей карьере выборы. В десяти регионах на смену ушедшим в отставку или назначенным на другие должности губернаторам были назначены новые врио. Как отмечают эксперты, большинство новых врио глав — достаточно опытные политики, управленцы. 13 губернаторов сами досрочно подали в отставку и получили согласие главы государства на участие в выборах.
Глава Алтайского края Александр Карлин выдвинулся, будучи действующим губернатором, но ушел в отставку менее чем за месяц до истечения срока. А единственный действующий глава, участвующий в выборах — губернатор Астраханской области Александр Жилкин, избранный в 2004 году.
 
Эксперты отмечают, что в этом году у кандидатов в губернаторы в большинстве регионов был достаточно большой запас времени для подготовки к выборам. Досрочными в полном смысле этого слова стали кампании лишь в Санкт-Петербурге, Волгоградской, Вологодской, Самарской и Мурманской областях, где плановые выборы глав субъектов должны были состояться только в 2016-2017 годах.
Также эксперты пришли к выводу, что муниципальный фильтр, "вопреки утверждениям критиков, не является непроходимым препятствием, а является показателем состоятельности кандидатов".
"Первое, на что бы я обратил внимание, это пассивность малых партий в деле выдвижения своих кандидатов на муниципальных выборах", — отметил, в свою очередь, руководитель центра региональных исследований ФоРГО Виталий Иванов. По его словам, эта тема приобретет актуальность уже на следующих губернаторских выборах. Малые партии сами пропускают этот ход (выборы муниципального уровня), а на следующих выборах более высокого уровня будут жаловаться на невозможность пройти муниципальный фильтр, отметил Иванов. Эксперт полагает, что если попытаться отследить, насколько малые партии были активны в части выдвижения муниципалов в тех регионах, где губернаторские выборы пройдут в следующем году, то какой-то серьезной работы на перспективу мы не обнаружим.
В целом выборы проходят в обстановке консолидации подавляющей части российского общества вокруг действующей власти и президента РФ Владимира Путина, отмечается в докладе ФоРГО.
"Новую повестку сформировал ряд важных внешне- и внутриполитических событий, в первую очередь, возвращение Крыма в состав России, события на юго-востоке Украины и беспрецедентные попытки давления на наше государство, предпринятые западными странами. Это обеспечивает кандидатам власти дополнительный электоральный бонус", — говорится в докладе.
Яркие кампании
По-настоящему конкурентные сценарии выборов наблюдаются в Республике Алтай, Якутии и Астраханской области. По словам Иванова, в Якутии сложилась очень интересная ситуация. Врио главы Якутии Егору Борисову противостоит экс-министр финансов республики Эрнст Березкин ("Гражданская платформа").
 
"Совершенно очевидно, что Борисов боится угрозы со стороны Березкина. Была предпринята попытка снять Березкина — на него подавали в суд, пытались оспорить его регистрацию. Борисову не хочется, чтобы Березкин дошел до финала. Бывают, конечно, ситуации, когда дуют на воду, но мне представляется, что это тот случай, когда страх обоснован", — сказал Иванов. По его словам, маловероятно, что Борисов проиграет Березкину, но он не исключил возможность того, что врио главы Якутии выиграет с недостаточно большим перевесом.
"Все губернаторы — без исключения — хотят не просто победить в первом туре, они хотят победить с результатом от 65 процентов и выше. Все, что ниже, будет восприниматься, как им кажется, как недостаточно убедительная победа или вообще не победа", — пояснил Иванов. Он объясняет ситуацию в некоторых регионах, например, в Липецкой и Нижегородской областях, где оппозиционные кандидаты от КПРФ столкнулись с противодействием при сборе подписей, не боязнью врио проиграть, а боязнью, что оппонент наберет слишком много и не даст получить 65-70 процентов самому кандидату власти.
"Березкин не способен выиграть выборы у Борисова, но он способен набрать столько, чтобы Борисов был своей победой не удовлетворен. Хотя, учитывая, что иногда на выборах "аппетит приходит во время еды", я не исключаю, что Березкин нас в ходе оставшихся недель еще как-то удивит", — добавил Иванов.
Исполняющему обязанности главы республики Алтай Александру Бердникову противостоит Владимир Петров, фактически в коалиции с которым выступает кандидат КПРФ, депутат Курултая Николай Ромашкин. Это увеличивает возможность второго тура.
"Смысл в том, что угроза второго тура исходит не от одного отдельно взятого Петрова, она исходит от альянса Петрова и Ромашкина. Один сам по себе Петров даже теоретически не был бы способен довести ситуацию до второго тура. То же самое Ромашкин — если бы не участие Петрова, один Ромашкин никогда бы не создал угрозы второго тура. Угрозу второго тура создают они вдвоем", — сказал Иванов. При этом он отметил, что у обоих кандидатов разные электораты: Петров, будучи на четверть алтайцем, опирается в основном на титульное население региона, на алтайское село; Ромашкин, в первую очередь, востребован как кандидат в Горно-Алтайске и пригородном Майминском районе, там большинство электората — русские.
"То есть они, работая с разными избирателями, вместе набирают такое количество голосов, которое в принципе способно превысить критическую отметку и может произойти второй тур", — пояснил Иванов.
 
В Астраханской области среди оппозиционных кандидатов, конкурентов губернатора Александра Жилкина выделяется эсер Олег Шеин, который имеет большой электоральный опыт: он четырежды избирался депутатом областного парламента, трижды — депутатом Госдумы, дважды занимал второе место на выборах мэра Астрахани.
"Шеин, как мне представляется, все-таки больше не про административную работу, не про управление, он больше про парламент, сугубо политические, социально-политические инициативы — он депутат по своему типажу, если угодно, — он не мэр и не губернатор. Я не уверен, что у него самого есть внутренне желание занять губернаторский пост", — полагает Иванов. Он связывает участие Шеина в нынешних губернаторских выборах с желанием продемонстрировать, какая у него высокая поддержка в регионе. По словам эксперта, это делается в контексте предстоящих думских выборов, на которых у Шеина будет реальная мотивация победить.
Тем не менее врио глав этих трех регионов, скорее всего, победят, полагают в ФоРГО. Но, возможно, их результаты лишь ненамного превысят 50-процентную отметку.
Конкуренция на грани
Как отмечается в докладе, в Красноярском крае и Мурманской области кампании балансируют между "референдумным" и конкурентным сценариями.
В Красноярском крае исторически силен местный патриотизм, который выливается в протест против "варягов", поясняют эксперты. В этом смысле угрозу для врио главы региона Виктора Толоконского могут представлять два кандидата — депутат Заксобрания Валерий Сергиенко (КПРФ) и депутат горсовета Красноярска Иван Серебряков ("Патриоты России"). Вероятность второго тура в регионе довольно велика. Кроме того, Толоконский не стал менять чиновников, работавших при экс-губернаторе Льве Кузнецове. Провалы прежней команды, как полагают эксперты, испортили репутацию экс-губернатора и ускорили его уход.
Иванов полагает, что Сергиенко уважаемый политик, но пожилой, а Серебряков, напротив, слишком молод — он недостаточно убедителен как претендент на пост губернатора края.
"Если Сергиенко перезрел, то Серебряков не дозрел. Тут угроза второго тура исходит не от кого-то одного из них, а от них вместе. Ни тот, ни другой не представляют по-настоящему серьезной альтернативы, но вместе они смогут собрать то количество голосов, которое, сложившись в массу, сделает возможным второй тур", — сказал Иванов.
Как полагают эксперты, в Мурманской области для ио губернатора Марины Ковтун опасность представляет бывший вице-мэр Мурманска, заместитель председателя Мурманской облдумы, эсер Александр Макаревич. Если кандидату удастся мобилизовать ресурсы и эффективно ими распорядиться, "то он вполне сможет вытолкнуть Ковтун во второй тур", считают в ФоРГО.
При этом Иванов отметил, что за прошедшую неделю он не увидел со стороны Макаревича ни особой консолидации ресурсов, ни попытки ими эффективно распорядиться. "Скорее всего, через какое-то время нужно будет сделать вывод, что ситуация там уже не балансирует, что там стопроцентно референдумный сценарий", — добавил эксперт.
Референдумный сценарий
Эксперты ФоРГО пришли к выводу, что в 25 регионах выборы пройдут именно по "референдумным" сценариям.
"В современных российских условиях, если кандидат уже занимает губернаторский пост или исполняет обязанности главы региона, то это обычно дает ему серьезный бонус, поскольку он может ссылаться на свои достижения. Тем более существенной является поддержка президента РФ, каковой, к примеру, будет уже сам факт назначения претендента исполняющим обязанности губернатора", — отмечается в докладе.
 
При этом изначально "референдумный" сценарий сложился в Калмыкии, Республике Коми, Удмуртии, Алтайском и Ставропольском краях, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Курганской, Новосибирской, Псковской, Самарской, Тюменской и Челябинской областях и Ненецком автономном округе (НАО). Там у врио глав субъектов, назначенных президентом и баллотирующихся от ЕР, в принципе нет сильных потенциальных соперников или они решили не участвовать в выборах. Однако эксперты отмечают, что некоторые врио, например, в Алтайском крае и Самарской области, тем не менее, пытались изолировать кандидатов КПРФ, блокировать сбор подписей в их поддержку. Но в этих регионах все же "вновь стали выполняться установки на открытость, конкурентность и легитимность электорального процесса".
Еще в 8 регионах выборы идут по "референдумным" сценариям, поскольку там не реализовались конкурентные сценарии — из предвыборной гонки по разным причинам выбыли сильные соперники кандидатов власти или были достигнуты коалиционные договоренности. Такие выборы пройдут в Санкт-Петербурге, Башкортостане, Приморском крае, Волгоградской, Кировской, Курской, Оренбургской и Орловской областях. Так, в трех регионах своих кандидатов отозвали выдвинувшие их партии, причем, двоих пришлось отзывать из-за криминальных скандалов. Оппозиционные кандидаты Оксана Дмитриева (Санкт-Петербург) и Александр Руцкой (Курская область) не смогли побороться за посты губернаторов, поскольку не преодолели муниципальный фильтр.
В Волгоградской области у врио главы региона Андрея Бочарова есть серьезный соперник в лице депутата Госдумы, эсера Олега Михеева, довольно известного в области политика. "Его участие давало повод относить волгоградские выборы к конкурентным. Однако последние социологические замеры показывают, что Бочаров существенно нарастил известность и популярность и уверенно вырвался вперед, то есть кампания стала "референдумной"", — говорится в докладе.
Кандидаты и партии, как и в предыдущие годы, вступают в коалиции. Еще в нескольких регионах выборы пошли по "референдумному" сценарию именно потому, что были достигнуты коалиционные договоренности между кандидатами. Как правило, их представителей оппозиции включают в число кандидатов на должность члена Совета Федерации и гарантируют последующее назначение. "В этот раз к этому прибегли, в частности, в Приморском крае и Оренбургской области. А в Кировской и Орловской областях, напротив, баллотирующиеся врио губернаторов, не состоящие в "Единой России", договорились о выдвижении в сенат представителей партии власти", — говорится в докладе.
А в Липецкой и Нижегородской областях референдумные сценарии были фактически навязаны врио глав субъектов, которые злоупотребили административным ресурсом, считают эксперты. Так, в Липецкой области кандидат от КПРФ не смог собрать нужное количество подписей для преодоления муниципального фильтра, это связывают с действия врио главы области. Другой коммунист в Нижегородской области также столкнулся с противодействием при сборе подписей.
"Вряд ли О.Королев (врио главы Липецкой области) и В.Шанцев (врио главы Нижегородской области) хотели сделаться "поставщиками плохих новостей", но получилось то, что получилось. Хорошие результаты, полученные в результате удаления с выборов сильных соперников, представляющих парламентскую партию, вряд ли укрепят их политические позиции. Это является негативным фактором в связи с заявленным курсом на открытость, легитимность и конкурентность выборов", — говорится в докладе.