ДЫМОВАЯ ЗАВЕСА. ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА В МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ
Августовское нагнетание напряжения на границах с Украиной в России и окружающем мире продолжалось всю минувшую неделю. Мы выходим после 19 августа – дня Преображения Господня, а также очередной годовщины «путча» 1991 года. Сегодня, вспоминая те события, кажется, что минувшие 20 с лишним лет так и не смогли переделать страну
Обратно в СССР
Ностальгия по Советскому Союзу стала, можно сказать, главной идеологией нынешней России. У молодых, в СССР не живших, создался какой-то идеалистический образ нашей бывшей «империи». У людей постарше на эту ностальгию накладываются собственные психологические травмы: приказавший долго жить завод, где начинали они трудовую карьеру, утраченная специальность, вместо которой приходится трудиться охранником на автостоянке…
Однако, положа руку на сердце, за эти годы мы приобрели гораздо больше, чем потеряли. Я помню, как известие о победе Ельцина я встретила в очереди за подсолнечным маслом – давали литр в одни руки, и мы стояли в этой очереди всей семьей. Сейчас люди переживают, что из продажи исчезнет средиземноморская и норвежская рыба, итальянский сыр – об основных продуктах питания беспокойства нет. Никто не отберет у нас и хорошие автомобили, хоть правительство и подумывает наложить ограничения на импорт автопрома. Просто все иномарки уже собираются в России.
Как может мир, в котором интернет, сотовые телефоны, глобальные торговые сети, свободное передвижение людей и идей, вернуться назад в СССР? Ремейка Советского Союза не получится, это все фантазии. Но проэксплуатировать стремление людей в прошлое может оказаться выгодным политически и экономически.
У ряда экономистов, консультациями которых пользуется сегодня российская власть, существует убеждение, что развитие в России возможно только при мобилизационной экономике, путем мегапроектов, на которые бросаются огромные бюджетные средства. Несколько «мирных» мегапроектов – саммит АТЭС во Владивостоке, Олимпиада в Сочи – результата не дали. Возникло искушение попробовать военный путь: как написала в своем блоге главный редактор «Russia Today» Маргарита Симонян, «включить режим „Русские не сдаются“. Под это дело легко пройдет государственная сверхконцентрация ресурсов, замораживание пенсионных накоплений и даже девальвация рубля (С одной стороны, удешевление национальной валюты выгодно для экономики, Китай специально держит юань «дешевым». С другой – жалко граждан и их накопления. Но если граждан соответствующим образом идейно обработать и свалить ухудшение уровня жизни на врагов, то граждане будут не в претензии).
Авто за пять миллионов
А если поискать, насколько эффективно государство расходует уже имеющиеся средства? В воскресенье в передаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» опять к ночи была в негативном контексте помянута Тверская область.
Александр Бречалов, сопредседатель Объединенного Народного фронта, секретарь Общественной палаты РФ, напомнил слова президента России Владимира Путина, который сказал на выездном заседании Госдумы и Совета Федерации в Крыму, что нужно сконцентрироваться на внутренних проблемах. При дефиците бюджета надо поискать внутренние резервы. ОНФ ведет проект «За честные закупки», и есть масса уже вскрытых совершенно чудовищных примеров трат бюджетных средств. Так, при том, что замораживается накопительная часть пенсий, в каждом райцентре самым солидным зданием является здание Пенсионного фонда России – как правило, недавно построенное или очень задорого отремонтированное. В подмосковном Звенигороде здание Пенсионного фонда обошлось в такую же цену, как современный перинатальный центр в Барнауле! Андрей Бречалов считает, что расследования ОНФ должны закончиться «кадровыми выводами». Продолжил перечисление безумных бюджетных трат соруководитель ОНФ примером из жизни тверского губернатора Шевелева.
– Сколько бы ни говорили о том, что госчиновники должны умерить свои аппетиты и ездить на иномарках не дороже пяти (!) миллионов, в Тверской области нашли способ обойти это правило. Правительство Тверской области берет дорогие иномарки в аренду у коммерческой фирмы и платит за 12, кажется, машин 230 миллионов в год.
То есть каждая машина обходится почти в 20 млн в год и еще принадлежит неизвестно кому! Волгоградский и.о. губернатора Андрей Бочаров, однокашник тверского губернатора Шевелева по Рязанскому училищу ВДВ, продал все «мерседесы» S-класса, принадлежавшие администрации Волгоградской области, и купил обычные среднего уровня автомобили KIA. В Твери же самый неэффективный губернатор России по оценкам трех рейтингов Фонда развития гражданского общества Андрей Шевелев предпочитает ездить с шиком и блеском.
Что скрывает ложь?
Одной из самых серьезных проблем современной России является ложь. Сторонние наблюдатели констатируют: если европеец или американец врет только в безвыходной ситуации, когда сказать правду по тем или иным причинам невозможно, российские люди врут постоянно и говорят правду лишь в исключительных случаях, когда их припрут к стенке. С чем связан этот парадокс? Конечно, нынешнее двоемыслие плавно вытекло из тяжелого тоталитарного прошлого. И прошедшие 20 с лишним лет ничего положительного не прибавили. Как скажет руководитель страны, что, дескать, если цены повысят, лягу на рельсы – значит, точно, все жуть как подорожает, а на рельсах будут лежать только бедняги, которые не смогли свести концы с концами.
В Тверской области уровень вранья зашкаливает уже три года, с приходом к власти губернатора Андрея Шевелева. Почему ему в Калининском суворовском училище не рассказали, что врать нехорошо? Претензии к педагогам Шевелева впору выдвигать жителям подмосковной Дубны – именно туда унесло дым от горящих тверских болот, пока прикормленные губернатором СМИ и «блогеры» рапортуют о том, что пожары в Тверской области потушены. «В Твери дыма нет и не было, это все пиндосы клевещут», – так, примерно, можно в двух словах передать смысл губернаторского «пиара».
Тем временем, по данным ФБУ «Авиалесохрана», в Тверской области продолжает гореть порядка 3000 га лесов и болот. «Авиалесохрана» – это федеральное бюджетное учреждение, подведомственное Федеральному агентству лесного хозяйства. Система мониторинга лесных пожаров открыта для общего доступа и детально описана на их сайте. Они единственные, кого интересует не политика в связи с пожаром, а собственно пожар и охрана леса.
Региональное управление МЧС отчитывается за 84 га площади пожаров, причем уверяют, что площадь эта локализована. Вот зачем они это делают, кто понимает? Ведь если вовремя забить тревогу, попросить помощи из других регионов, с пожарами можно будет справиться гораздо быстрее. В прошлом номере мы писали, в каких нечеловеческих условиях приходится работать пожарным, как плохо налажено их снабжение даже по сравнению с 2010 годом. Наверное, можно было бы привлечь дополнительные федеральные ресурсы – если просто сказать правду о реальном положении дел. Тем более ложь сегодня бессмысленна, данные космического мониторинга позволят любому неленивому человеку увидеть, сколько лесов горит в том или ином регионе.
В 2010 году тогдашний министр МЧС Сергей Шойгу сетовал Государственной Думе РФ в своем сентябрьском докладе по итогам летних пожаров на «успокаивающие доклады» руководства Рязанской области, которые помешали МЧС вовремя принять меры. Напомним, ответственным за пожары в тот год в Рязанской области был вице-губернатор Андрей Шевелев, через год приехавший в Тверь. История повторяется, «успокаивающие доклады» продолжают поступать, теперь уже из Тверской области.
За три года губернаторства Андрея Шевелева в Тверской области третий раз возникает чрезвычайная ситуация. Каждый раз ее можно было бы предотвратить – если работать, а не пудрить мозги вышестоящему начальству. Африканская чума свиней, сильный снегопад, пожары на торфяниках в других регионах не приводят к таким катастрофическим последствиям.
Свое последнее место в рейтинге эффективности губернаторов Андрей Шевелев считает чьим-то политическим заказом. Его «идеологическое сопровождение» напрочь отрицает этот рейтинг – как отрицает оно пожары на торфяниках. Вместо того чтобы принять меры, пригласить людей, которые понимали бы что-то в инвестициях, в экономике, во внутренней политике, губернатор, как маленький ребенок, говорит: «Это не я, это враги!» Как-то недостойна такая позиция офицера и Героя России.
Впрочем, ситуация развивается. Будем вместе следить за тем, куда все это приведет Тверскую область и Россию.
Мария Орлова