http://gatchina24.ru: Губернаторский рейтинг
На днях был опубликован и уже широко обсуждается так называемый «Рейтинг эффективности губернаторов». Что это такое? Как он делается? Об этом наша беседа с доктором экономических наук, главным научным сотрудником института проблем региональной экономики Российской академии наук Н.М. Межевичем.
- Николай Маратович, как и кем составляется «Рейтинг эффективности губернаторов»?
- Давайте по порядку. Во-первых, перед нами рейтинг, подготовленный негосударственной общественной организацией – «Фондом развития гражданского общества». Это я обязан отметить, потому что рейтинги, в том числе и оценивающие деятельность регионов, могут делать и органы государственной власти и управления. К примеру, Минрегион (Министерство регионального развития) выпускает свои рейтинги ориентированные, прежде всего, на экономические показатели.
Второе: рейтинги удобны тем, что они в доступной для всех форме позволяют сравнить самые различные явления, причем, если нужно, в пространственном разрезе. Жители Пензенской области хорошо знакомы с деятельностью своего губернатора… Но как понять «качество» этой деятельности? Ответ очевиден: необходим соответствующий грамотный рейтинг, позволяющий сравнивать работу всех губернаторов. Любая подобная деятельность внутри региона легко критикуема, т.к. неизбежно возникает вопрос о зависимости организаторов рейтинга от конкретного губернатора. Тем более, что подобные примеры имели место. Общероссийский рейтинг в этом смысле оптимален.
Третье: рейтинг должны делать профессионалы. Социологические исследования должны проводить структуры, имеющие высокий авторитет в профессиональном сообществе. Политологический анализ должны осуществлять специалисты соответствующего профиля, известные как у себя в регионах, так и в России в целом…
- И как обстоит дело с профессионалами у «Фонда развития гражданского общества»?
- В экспертный совет входят действительно известные люди. Оксана Гоман-Голутвина – президент Российской ассоциации политической науки, Валерий Федоров – генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Валерий Фадеев – главный редактор журнала «Эксперт» (это один из немногих журналов, чье название совпадает с содержанием). Мне очень приятно было увидеть в экспертном совете моего коллегу по Санкт-Петербургскому университету Станислава Еремеева – декана факультета политологии.
Предваряя ваш вопрос, сразу же отмечу, что все эксперты – состоявшиеся профессионалы, люди действительно независимые, в том числе материально, от губернаторов своих и чужих.
- Конечно же, мой основной вопрос связан с оценкой позиции губернатора Ленинградской области в этом списке.
- При рейтинговании губернаторов авторами методики была применена шкала оценок от 1 до 100 баллов. Губернаторы, получившие оценку свыше 75 баллов, зачисляются в первую группу «очень высокий рейтинг», от 75 до 65 баллов – во вторую группу «высокий рейтинг», от 65 до 50 баллов – в третью группу «средний рейтинг», от 50 баллов и ниже – в четвертую группу «рейтинг ниже среднего».
Губернатор Ленинградской области Александр Юрьевич Дрозденко – во второй группе «высокий рейтинг», он набрал 70 баллов. В предыдущем рейтинге было 69.
- Положительная динамика? И кто соседи нашего региона и губернатора?
- Именно так. «Соседи» по рейтингу – губернаторы Саратовской, Ростовской, Тамбовской областей, территорий успешных в экономике и уверенно управляемых в текущих непростых экономических условиях.
- А каковы позиции других субъектов Северо-Западного федерального округа?
- Самые разные. Губернатор В.М. Гайзер (Республика Коми) имеет рейтинг 93 балла. А вот А.П. Худилайнен (Республика Карелия) закрывает список руководителей со средним рейтингом – 51 балл. Губернатор Псковской области А.А. Турчак имеет рейтинг 74.
- Получается что успех или не успех губернатора в главной задаче – социально-экономическом развитии «своей» земли – слабо учитывается?
- Авторы именно этого рейтинга, этой методики, сознательно сосредоточились на анализе социологической информации и политических оценках. Это, прежде всего, политический рейтинг. И анализируется деятельность не чиновников, а политиков. Губернатор – это уже политик, отвечающий в области за все, в отличие, от высокопоставленного чиновника, скажем, вице-губернатора по финансам.
В данном рейтинге объективным экономическим показателям отдано лишь пять баллов из ста. Еще раз отмечу – это специфика данного рейтинга. Это не говорит о рейтинге, что он хорош или плох. Есть и другие методики, которые сосредотачиваются на экономических сюжетах и, естественно, опираются на данные Федеральной службы государственной статистики.
В рассматриваемом рейтинге на экономику приходится столько же, сколько и на результат ответов граждан на вопрос: «Как бы вы сегодня оценили состояние экономики нашей области (края, республики, для Москвы и Санкт-Петербурга – города) – как хорошее, удовлетворительное или плохое?» А эти ответы, увы, субъективны и отличаются от места к месту.
- Да, но в этом случае москвич, заработав 45 тысяч, оценит экономику города и качество управления как плохое, возможно, сравнивая свой город с Женевой и Сингапуром. В Псковской области человек, зарабатывающий 45 тысяч рублей, скорее всего, будет очень высоко оценивать уровень и качество жизни – это ведь больше, чем в Эстонии?!
- Вы все правильно поняли. Для жителей Ленинградской области характерен достаточно высокий стандарт потребления, высокие требования к власти, желание ориентироваться на самых богатых и успешных, а не на абстрактные «средние» показатели. Сказывается и соседство Санкт-Петебурга... Достаточно активна и политическая жизнь, существует оппозиция, не прощающая ни одного неверного шага губернатора и правительства области. В этих условиях высокий рейтинг губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, естественно, требует качественно больших усилий, чем в удаленных и политически неактивных регионах. Так что перед нами, безусловно, свидетельство и результат большой работы А.Ю. Дрозденко, корректно оцененный независимыми экспертами.
- Хорошо, наверное, каждому губернатору приятно видеть свою фамилию в начале рейтинга, а для жителей области это имеет какое-то значение?
- Имеет. Встречный вопрос: как вы покупаете мобильный телефон, осуществляя, так сказать, инвестиционный проект на 7000 рублей?
- Посмотрю на яндекс-маркете, отзывы, рейтинг популярных моделей, поговорю с друзьями…
- Стоп. Точно так же происходит продвижение инвестиционного проекта в пищевой промышленности на 70 миллионов. Инвестор смотрит, прежде всего, на рейтинг губернаторов, который, как мы говорили, формируется на основе социологи- ческих опросов и объективных показателей, и принимает или не принимает соответствующее решение. Естественно, инвестор принимает решение с большей ответственностью, дольше по времени и на базе иного массива информации, но принципы те же. Рейтинг губернаторов – это как бы «визитная карточка» региона. Знакомство с визитной карточки и начинается. Не так ли?
Это не все. Российская система бюджетного федерализма предполагает движение большей части собираемых налогов в Центр, а уже затем трансферты (передачу) части из них в регионы. Естественно, в правительстве России стремятся давать деньги туда, где они работают, т.е. создают новые деньги (добавленную стоимость). В этом смысле рейтинг губернаторов - это рейтинг успешности регионов.
- И последний вопрос: рейтинг губернаторов – это российское изобретение или часть мирового опыта?
- Авторитет губернаторов или его отсутствие первыми придумали изучать американцы, такие рейтинги появились в США еще в начале прошлого века. В настоящее время практически все федеративные государства с развитым гражданским обществом и рыночной экономикой проводят подобные опросы и составляют рейтинги. Так что это мировая практика.
Беседовал Николай ПЕТРОВ