СМИ об исследованиях

  |  14 августа, 2014   |   Читать на сайте издания

Пермяков напугали Ройзманом. Прямых выборов не будет

Обсуждение муниципальной реформы в Пермском крае перешло в активную фазу. Каждая из сторон определилась с теми схемами, по которым следует изменить управление муниципалитетом, и подготовила аргументы. Основная дискуссия разворачивается вокруг проблемы, быть или не быть прямым выборам глав муниципалитетов в Прикамье. Краевые власти, несмотря на заявленную ранее позицию губернатора вернуть прямые выборы главы Перми, решили заморозить существующую схему управления муниципалитетами. Им противостоят депутаты парламента Пермского края, предложившие сразу три варианта изменений с возвращением прямых выборов. Почему глава региона изменил свое мнение и кто, по мнению экспертов, одержит в этом противостоянии победу, читайте в материале «ФедералПресс.Приволжье».
 
В конце ноября прошлого года губернатор Пермского края Виктор Басаргин написал в своем блоге: «Цель и желание у всех – и у жителей Перми, и у депутатов, и у их оппонентов, и у руководства города, да и у меня – одинаковы: следующие выборы главы города в Перми должны быть прямыми. Я давно выступал с такой инициативой, и все ветви власти поддерживают эту идею. Все остальное – это технические моменты».
 
Не проходит и года – и ситуация меняется. Администрация губернатора принимает прямо противоположное решение, заявляя о том, что необходимо сохранить существующую модель управления муниципалитетами, когда глава города избирается из числа депутатов, а городским хозяйством заведует сити-менеджер. С такими рекомендациями, как пишет газета «Коммерсант Прикамье», федеральные власти выступили для того, «чтобы не плодить Ройзманов».
 
Посыл краевых властей понятен: в современной экономической ситуации необходимо сохранить контроль за работой муниципалитетов, сберечь вертикаль власти при помощи сити-менеджеров, претендентов на роль которых отбирают комиссии, где 50 % – представители администрации губернатора. Это в том числе обеспечит гарантию от разного рода неожиданностей и самоуправства на местах, которые могут гулко аукнуться Виктору Басаргину, которому Кремль уже не раз посылал черную метку в виде низкого рейтинга ФоРГо. Однако радует уже тот факт, что власти вроде бы окончательно отказались от варианта деления больших городов по округам с районными думами, как это уже случилось в Челябинске, где до сих пор, по словам наблюдателей, не знают, «что делать дальше».
 
Противостоять краевым властям в этом вопросе будут сразу три депутата регионального парламента, которые подготовили свои варианты закона «О порядке формирования, организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований в Пермском крае». Первым среди народных избранников внес подобный закон Алексей Бурнашов. Именно он дал старт публичной дискуссии о муниципальной реформе. Его законопроектом предлагается установить единообразный порядок избрания депутатов представительных органов и глав МО (включая муниципальные районы и городские округа) на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В первую очередь эта норма касается Перми. В его документе сформулирован запрет на создание внутригородских районов как отдельных муниципальных образований внутри городских округов (районы как территориальные единицы городов сохраняются). Кроме того, в его законе закреплена норма о том, что глава муниципального района возглавляет местную администрацию и не вправе одновременно исполнять обязанности председателя или депутата соответствующего представительного органа.
 
На этой неделе в Законодательное собрание Пермского края внес аналогичный закон вечно бунтующий член «Единой России» Илья Шулькин. Помимо того, что в законопроекте Шулькина предполагается избрание местных глав на основе прямых выборов, в нем также закреплена норма об избрании представительных органов районов из числа депутатов и глав поселений муниципалитетов. При этом избранный глава МО возглавляет местную администрацию.
 
Еще один законопроект внес в парламент глава фракции «Справедливая Россия» в заксобрании Пермского края Алексей Луканин. Так же, как и его коллеги, депутат предлагает избирать представительные органы и глав муниципальных районов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права и выступает против института сити-менеджера. «Под эту схему попадает и Пермь, – пишет Луканин. – Убежден, что «раздвоение личности» в Перми не способствует нормальному развитию города. Никто ни за что не отвечает. Подчиненные мечутся между двумя начальниками. Я не говорю, что начальники плохи. Но сама система дестабилизирует власть». Что касается городских и сельских поселений, то депутат предлагает им самостоятельно формировать органы местного самоуправления.
 
Есть мнение, что Илья Шулькин и Алексей Луканин решили разработать свои законы после того, как была запущена утка, что Алексей Бурнашов отзовет законопроект.
 
Эксперты, опрошенные «ФедералПресс.Приволжье», считают, что отказ краевых властей от прямых выборов обусловлен федеральным трендом. «Думаю, что сегодня есть общий федеральный тренд на отказ от прямых выборов мэров крупных городов, – заявил «ФедералПресс.Приволжье» политолог Николай Иванов. – Последние выбранные мэры областных центров оказались в эпицентре различных скандалов, связанных с криминальными действиями. Мэр Ярославля Евгений Урлашев сегодня под следствием, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман оказался тесно связан с организатором убийства пенсионерки ради ее квартиры. Поэтому, думаю, сегодня Федерация будет стремиться исключить риски, связанные с прямыми выборами. Думаю, что краевые власти в этой связи будут повсеместно внедрять схему управления, аналогичную той, что действует сегодня в Перми: номинальный глава города из числа депутатов и нанимаемый по контракту сити-менеджер. В конечном счете думаю, такой порядок и утвердят депутаты законодательного собрания».
 
Политолог Олег Подвинцев также считает, что пермским властям пришлось прислушаться к рекомендациям федерального центра: «Изначально реформа местного самоуправления воспринималась как отказ от прямых выборов. В этих условиях выбранная краевыми властями схема выглядит как компромисс. Поскольку идти для них в прямо обратном направлении было бы слишком смело». Эксперт полагает, что в конечном счете идея прямых выборов победит, но когда именно это случится, по его словам, сказать сложно.
 
Напомним, до конца этого года региональные парламенты должны определиться со способом формирования муниципальных органов власти в своем субъекте Федерации. Первый вариант – возврат прямых выборов мэра (мэрство Владимира Филя, Юрия Трутнева, Аркадия Каменева). Второй – всенародное избрания мэра/главы Пермской гордумы и назначение сити-менеджера (Игорь Шубин – Аркадий Кац, затем Анатолий Маховиков). И третий – деление крупных городов на округа с формированием районных дум, которые, в свою очередь, формируют думу города, а она избирает из своего состава мэра и назначает главу администрации муниципалитета. Отметим, что подобные изменения в муниципальном управлении проходят сейчас во всех субъектах России. Так, например, в Кировской области вопрос о прямых выборах окончательно не решен. Но есть общая позиция депутатов заксобрания, что необходимо уйти от схемы двоевластия (глава района – глава администрации), поскольку это позволит устранить многие негативные моменты в системе управления и позволит экономить до 250 млн рублей ежегодно.