СМИ о фонде

  |  11 августа, 2014   |   Читать на сайте издания

Тяжело реформируются

Требование Кремля обеспечить конкурентные и прозрачные выборы, то есть не препятствовать участию в них кандидатов от оппозиции, восприняли пока не все региональные чиновники. Чтобы пресекать злоупотребления не поддающихся реформированию подчиненных, администрации президента приходится в ручном режиме разрешать наиболее скандальные ситуации, связанные с недопущением до выборов кандидатов, не входящих в партию власти.
 
В 2013 году Кремль объявил о новом этапе политической реформы, основанной на принципах развития конкуренции и открытости. На встрече с политологами в августе 2013 года первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин заявил, что поставлена стратегическая задача добиться прозрачности выборов, и принято это решение по личному указанию президента Владимира Путина. В Кремле подчеркивали, что чиновники не должны административными методами регулировать политическую конкуренцию и препятствовать участию в кампаниях оппозиционных кандидатов.
 
На 2014 год пришлась крупнейшая за последнее время выборная кампания. В единый день голосования 14 сентября пройдут выборы различного уровня, в том числе выборы губернаторов (в 30 регионах) и выборы в заксобрания (в 14 регионах). И оценивать глав регионов теперь будут в том числе по новому критерию — чистоте проведения кампаний. Так, в четвертом выпуске рейтинга эффективности губернаторов, подготовленном близким к Кремлю Фондом развития гражданского общества (ФоРГО), введен понижающий коэффициент для руководителей регионов, в которых существуют проблемы с проведением открытых и легитимных выборов (возникают публичные скандалы, нарушается избирательное законодательство). Если губернатор старается улучшить ситуацию, то получает минус 10 мест в рейтинге. А если глава региона никаких мер не принимает, то опускается в рейтинге на целых 20 позиций.
 
«Несмотря на поставленную президентом задачу, не все региональные чиновники пока поняли, что такое конкурентные выборы, не все поняли, что не надо создавать проблемы на голом месте, — рассказал «Ленте.ру» председатель партии «Родина» Алексей Журавлев. — Им нужно внять указанию Владимира Путина, иначе они рискуют уйти на свалку истории».
По словам Журавлева, во всех регионах ситуация разная. В столице, по его наблюдениям, на выборах в Мосгордуму «правила игры сложные, но понятные и для всех одинаковые», в Тульской области, Хабаровском крае у кандидатов от партии не было проблем с регистрацией. Чего нельзя сказать, например, о Брянской области, «где избиркомы в своем формализме доходят до абсурда и придираются к запятым». В Ленобласти, рассказывает Журавлев, на муниципальных выборах не регистрируют 8 кандидатов «Родины», «опять же по формальным признакам, намекая, что не прошла команда по администрации». «Если избиркомы пользуются юридическим крючкотворством, чтобы создать преимущества тому или иному кандидату, то это недопустимо», — говорит Журавлев.
 
На крючкотворство избиркомов низшего звена жалуется и председатель контрольно-ревизионной комиссии «Патриотов России» Евгений Шевченко. Он рассказал «Ленте.ру», что в Курской области их кандидат на пост главы Курского района не мог сдать подписи в районный избирком, поскольку тот требовал предоставить внутреннюю переписку партии, что законом не предусмотрено.
В партии «Яблоко» «Ленте.ру» рассказали, что депутату Собрания Печорского района Псковской области Надежде Кипятковой замгубернатора Максим Жаворонков предложил сложить полномочия после того, как она отдала подпись за кандидата в губернаторы от «Яблока» Льва Шлосберга. Стоит отметить, что партии не удалось зарегистрировать ни одного из 4 своих кандидатов в губернаторы, поскольку они не смогли собрать подписи. «Курс Кремля на конкурентные выборы — это только слова, — считает лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. — На деле — сплошной административный ресурс. По выборам во всех без исключения регионах очевидно, что так называемый муниципальный фильтр стал специальным изощренным способом недопуска кандидатов от неподконтрольной оппозиции. «Возвращение выборов губернаторов» — не просто фикция и пародия, а способ создания социального напряжения в обществе». Он говорит, что сбор подписей проходил в условиях политического и психологического давления на депутатов «при полном попустительстве федеральных властей».
 
Парламентской оппозиции тоже несладко. «У «Справедливой России» претензии к двум регионам — Тульской области и Санкт-Петербургу», — говорит секретарь президиума центрального совета партии Александр Бурков. В июле лидер справороссов Сергей Миронов обвинил руководство Тульской области в лице заместителя губернатора Юлии Марьясовой в срыве участия кандидатов от партии в региональных парламентских выборах.
 
«Марьясова ведет агрессивную политику, вплоть до угроз кандидатам, в том числе и мне – депутату Госдумы», — гвоорит Бурков. По его словам, в итоге партия добилась регистрации своего списка, но для этого пришлось обращаться лично к председателю Центризбиркома Владимиру Чурову и в администрацию президента — к Вячеславу Володину и замглавы управления внутренней политики Татьяне Вороновой.
В Санкт-Петербурге, продолжает собеседник, никакого принципа конкурентности на губернаторских выборах тоже не наблюдается, поскольку кандидата от партии Оксану Дмитриеву, которая могла победить губернатора-единоросса Георгия Полтавченко, просто не допустили до выборов.
 
«К Липецкой области курс на конкурентные выборы вообще никакого отношения не имеет, здесь наоборот — выборы без выбора, — заявил «Ленте.ру» депутат Госдумы от КПРФ Николай Разворотнев, которого коммунисты выдвинули в губернаторы области, но он не смог собрать нужное количество подписей. — Непонятно, зачем на эти игрушки из областной казны выделяется 79 миллионов рублей».
 
Разворотнев утверждает, что еще в мае, когда глава региона Олег Королев получил разрешение на досрочную отставку, региональные власти «в один мешок» собрали большинство голосов муниципальных депутатов (всего их в области более 3 тысяч). Сделали это очень просто — через глав местных поселений. «Когда я спрашивал последних, что с ними происходит, они показывали пальцем вверх», — говорит Разворотнев. Это нарушение закона, отмечает он, поскольку к муниципальным депутатам должны приходить сами кандидаты, а не представители администрации региональной исполнительной власти. В результате на выборах Королев будет соперничать с кандидатами от Аграрной партии России, Казачьей партии, Партии пенсионеров и другими. В пресс-службе врио губернатора не смогли оперативно ответить на запрос «Ленты.ру».
 
Несмотря на все издержки, по сравнению с прошлыми выборными кампаниями в этом году процесс регистрации кандидатов идет более плавно и безболезненно, меньше проблем создается со стороны региональных администраций, признает Александр Бурков. Раньше, вспоминает он, «было намного жестче». «Привычной практикой было возбуждение уголовных дел, инициирование обысков, применение физического насилия к оппозиционным политикам, на полную мощь использовались черные пиар-технологии», — говорит Бурков. Теперь, утверждает политик, региональные администрации ведут себя менее агрессивно. В итоге из 19 кандидатов, выдвинутых партией на выборах губернаторов, смогли зарегистрироваться все, кроме Оксаны Дмитриевой.
 
«Если говорить про губернаторскую кампанию, то, по крайней мере, на этапе выдвижения видимого сопротивления мы не увидели, в отличие от прошлых выборов, — добавляет Евгений Шевченко. — Все более-менее корректно».
 
В партии «Зеленые» «Ленте.ру» сказали, что пока не сталкивались с ситуациями оказания давления на своих кандидатов.
«Мы видим, что партия власти заигрывает только с теми кандидатами, в которых не видит опасности», — резюмирует Александр Бурков. Хотя, продолжает он, руководство страны занимает иную позицию, согласно которой имитации выборов быть не должно. «Администрация президента поправляет губернаторов, теряющих чувство реальности и пытающихся блокировать регистрацию того или иного списка», — говорит справоросс. 
 
Дина Ушакова