Стенограммы

11 апреля, 2014

Стенограмма презентации Второго выпуска Рейтинга эффективности губернаторов, 09 апреля 2014 года

9 апреля 2014 года Фонд развития гражданского общества представил Второй выпуск Рейтинга эффективности губернаторов.
 
В мероприятии приняли участие:
Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества;
Леонид Давыдов, Председатель комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям, руководитель Экспертного совета ФоРГО;
Андрей Кочетков, руководитель Центра политических исследований ФоРГО; 
Виталий Иванов, руководитель Центра региональных исследований ФоРГО; 
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»; 
Анатолий Гагарин, руководитель филиала ФоРГО в г. Екатеринбурге. 
 
 
 
Стенограмма мероприятия:
 
Константин Костин
- Здравствуйте, добрый день. Спасибо за интерес и внимание к нашим исследованиям и разработкам. Сегодня мы хотим представить второй выпуск «Рейтинга эффективности губернаторов». Прежде чем мы собственно поговорим по существу, нужно сказать о неких общих тенденциях, которые мы зафиксировали на сегодняшний момент. Во-первых, безусловно, можно сказать, что структура рейтинга в целом сложилась, она имеет консервативный характер. Существенных перемещений из группы в группу крайне немного. И я думаю, в дальнейшем ситуация будет примерно такой же, резкие перемещения как вверх, так и вниз будут связаны с какими-то экстраординарными событиями. Так что рейтинг у нас в этом смысле, как и любой серьезный аналитический продукт, будет носить достаточно консервативный характер. Еще одна тенденция, о которой нужно сказать: практически у всех губернаторов, которые получили переназначение, стали исполняющими обязанности и готовятся идти на выборы, рейтинг растет. Они активно работают, готовятся к выборам и, соответственно, это фиксируется через различные модули, которые влияют на распределение мест в нашем рейтинге. В  материалах у вас обозначены «лидеры роста» и «лидеры падения». Пожалуй, с лидерами роста все понятно, в основном это все-таки те, кто собираются идти на выборы. Ну и отдельно можно отметить губернатора Сахалинской области, который покинул 4-ю группу и на сегодняшний день находится в группе средней эффективности. Можно отметить и губернатора Карелии, который добавил 7 пунктов к своему прошлому результату. Если такой темп сохранится, то у него тоже есть все шансы в течение нескольких месяцев 4-ю группу покинуть. Если говорить о «лидерах падения», то в основном это «падение» происходило внутри групп. Я всегда призываю в первую очередь обращать внимание не на место, а на то, в какой группе находится тот или иной руководитель. Поскольку этот показатель мне кажется более важным. Исключение, пожалуй, составляет губернатор Брянской области, у него очень резкое падение – минус 23 пункта. Соответственно, он оказался в 4-й группе. Связано это в первую очередь с активной критикой со стороны ОНФ, с негативными публикациями в средствах массовой информации, которые во многом и были вызваны теми вещами, за который ОНФ губернатора критиковал. Это связано как с нецелевым расходованием бюджетных средств, так и с вовлеченностью в региональные бизнес интересы. Что, в общем-то, является нарушением закона. Если говорить о каких то новинках в методике, то по-сути методика не изменилась, об этом чуть позже Андрей Кочетков расскажет. Единственное, что хочу добавить - мы серьезно увеличили число экспертов. У нас теперь есть два экспертных модуля – федеральный, который остался неизменным с прошлого выпуска, и есть региональный экспертный модуль, куда входят специалисты по регионалистике, политологии из самых разных регионов. Вот, пожалуй, то, что я хотел рассказать в преамбуле, а дальше я бы попросил высказаться Леонида Владимировича Давыдова по поводу нашего рейтинга, и отдельно хотел бы поблагодарить присутствующего здесь Михаил Юрьевича Виноградова, у которого  сегодня день рождения. Поэтому большое спасибо, что, несмотря на это, вы все-таки участвуете в нашей презентации. 
 
Леонид Давыдов 
- Одно дело в какой группе находится тот или иной, тот или иной губернатор, а другое дело – тренды. Упомянутый здесь господин Худилайнен из Карелии, он хоть и не вышел из 4-й группы «смерти», как ее называют, но при этом продемонстрировал в общем значительный рост. И это, безусловно, говорит о том, что у него есть потенциал для дальнейшего, развития, это очевидно. Можно привести пример с госпожой Комаровой, которая, несмотря на то, что не потеряла вроде бы сильно в баллах, но перешла из одной группы в другую. Поэтому вот эти тенденции можно, так или иначе, обыгрывать, они дают безусловно почву для размышлений. И мне кажется, крайне важно об этом думать региональным элитам, региональным журналистам, каким образом и почему показатели так меняются. Второе. Мне кажется, главное, что произошло за период, прошедший с презентации первого рейтинга, это появление группы региональных экспертов. Мне кажется, что это крайне важно, и я думаю, что, наверное, она будет еще расширяться. Почему? Потому, что, безусловно, нужно преодолевать различия между и точками зрения. Регионалы же говорят: ну, москвичи придумали, московские эксперты… Поэтому это крайне важно. Здесь сегодня уже присутствует представитель региональной экспертной группы и в дальнейшем, очевидно, это будет развиваться.
 
Константин Костин
- Ну, тут я хотел заметить, что во многом региональный экспертный модуль сформирован благодаря работе руководителей филиалов фонда. У нас появилось 6 филиалов в регионах. Возможно, еще какое-то количество филиалов появится в обозримом будущем.
 
Леонид Давыдов
- Да, в обозримом будущем появится больше филиалов. И, я надеюсь, будет расширяться экспертный региональный клуб, который позволить упрочить экспертную связь с регионами. Мне кажется, что через этих региональных экспертов и региональные администрации, региональные элиты должны работать с экспертным сообществом, «доводя» до рейтинга свои взгляды на то, как работают губернаторы, улучшают или ухудшают они свои позиции. Потому что часто, и я это постоянно повторяю, лидеры субъектов РФ обижаются, что их не слышат, их не знают, не знают об их усилиях. В ответ мы всегда им говорим, что вы, пожалуйста, доносите свою точку зрения. Вы можете писать письма, докладные записки, аналитические какие-то вещи передавать и так далее. 
 
Константин Костин
- Взаимодействовать со своим экспертным сообществом.
 
Леонид Давыдов
- Безусловно. Тем более, что если эксперты будут и на местах, это крайне важно. Это, кстати говоря, повышает прозрачность и методики, и самого рейтинга. Сами оцениваемые могут быть гарантированы от каких-то субъективных оценок, которые, естественно, в любом рейтинге, так или иначе, присутствуют. Вот, собственно, наверное, это все в преамбуле. Спасибо.
 
Константин Костин
- Спасибо, Леонид Владимирович! Андрей теперь расскажите нам…
 
Алексей Кочетков
- Да. 
 
Константин Костин
- Что же на самом деле есть в рейтинге?
 
Андрей Кочетков
- Я сначала хочу сказать несколько слов о методике. По результатам работы над вторым выпуском рейтинга мы сделали два крупных вывода. Первый вывод  - о том, что выбранная нами интегральная методика работает, и показала свою эффективность.  Когда мы только занимались разработкой нашего инструментария, совмещали шесть наших экспертных модулей, эту работу мы проводили впервые. Впервые в России. Конечно, было интересно, насколько второй выпуск подтвердит правильность нашего подхода. Мы увидели, что правильность подтверждается. В том числе по причине, как сказал Константин Николаевич, консервативного характера рейтинга. Если бы наш рейтинг существенно изменился бы, если бы там были серьезные подвижки, особенно между группами, были бы некоторые подозрения, в том числе и у людей, которые профессионально занимаются методологией. Но как мы видим, эти изменения, они действительно носят скорее такой, корректирующий характер, и не определяют общего лица рейтинга. Тем не менее, эти изменения имеют место быть. И я думаю, что имеет смысл остановиться на них чуточку подробнее. Сейчас вы видите на слайде группу губернаторов, которые изменили свою группу с повышением. Туда входят высшие должностные лица Республики Мордовии, Волков, Забайкальского края, Ильковский, Республики Адыгея - Тхакушинов, и Хорошавин – это Сахалинская область. Я должен сказать, что если мы будем анализировать большинство изменений между группами как изменения перехода из группы в группу вверх, так и перехода вниз, можно сказать что в основном все эти переходы они носят так называемый «пограничный характер». То есть,  как правило, группу меняют те высшие должностные лица, которые и раньше находились ближе или к нижнему порогу, к нижней границе своей группы, либо наоборот, находились ближе к верхней границе своей группы. 
 
Константин Костин
- То есть, здесь Андрей хочет сказать, что на самом деле разница в именно баллах, а не в местах была несущественной. У нас вообще достаточно плотный рейтинг. Там, если посмотреть, 25 баллов отделяют последнюю группу от первой. Утрата трех-четырех рейтинговых баллов или, наоборот, их приобретение приводит к смене групп.
 
Андрей Кочетков
-Да, поэтому иногда некоторые СМИ распространяют панические заявления, что какой-то там губернатор резко «обвалился». Нужно очень тщательно смотреть методику и видеть в каком случае речь идет о действительно объективных тенденциях, а в каком случае речь идет о так называемом трансграничном переходе. Если мы возьмем, например, переходы из первой во вторую группу, то есть такие фамилии, как Комарова, Илюхин, мы увидим, что в предыдущем, в первом выпуске рейтинга они как раз находились ближе к самой нижней точке границы рейтинга. Сейчас они оказались…
 
Константин Костин
- Своей группы.
 
Андрей Кочетков
- Своей группы, совершенно верно, да. Сейчас они оказались во второй группе. И, в общем-то, методологически это вполне объяснимо и вполне, так сказать, правильно. Другая ситуация, конечно, наблюдается в случае с Николаем Дениным, губернатором Брянской области. У него достаточно серьезное изменение и если раньше он находился в 3-й группе, причем, ближе к ее началу, сейчас он «упал» ближе к концу 4-й группы. Причины такого изменения, те факторы, которые повлияли на это, сейчас эксперты достаточно широко обсуждают. Константин Николаевич тоже затронул в своем выступлении этот фактор, связанный с критикой со стороны гражданского общества в лице ОНФ. Я думаю, что эта тема еще будет достаточно широко обсуждаться. В целом это говорит о том, что подобного рода радикальные сдвиги между группами хотя и имеют место быть, но действительно скорее являются следствием каких-то экстраординарных событий. В основном, как уже здесь говорилось, рейтинг носит достаточно консервативный характер. Здесь можно наблюдать лидеров роста с точки зрения тех мест, которые занимают губернаторы в своих группах, и, соответственно, мы в материалах указали своего рода «топ 5 минус», это «лидеры падения». Опять-таки мы можем здесь на примере этих слайдов увидеть подтверждение тенденции, о которой сейчас говорил Константин Николаевич. Например, если мы берем «лидеров группы роста», то эту группу возглавляет Коньков – губернатор Ивановской области. Он как раз является представителем тех высших должностных лиц, которые были назначены президентом исполняющими обязанности, и которые, как предполагается, планируют принять участие в будущих выборах. У Конькова наблюдается самый существенный рост – это «плюс 11», вот и, соответственно, это говорит в пользу того, что, скажем так, поддержка со стороны главы государства является достаточно значимым фактором для позиции в рейтинге. Но при этом хочу подчеркнуть особо, что эта поддержка опирается в том числе и на те настроения в области, на те оценки населения в области, которые фиксируются социологией. Напоминаю, наш рейтинг тоже в значительной степени опирается именно на данные социологии. Поэтому данный результат в значительной степени носит объективный характер. Если мы берем «лидеров падения», «топ 5 минус», опять-таки здесь полностью подтверждается наша тенденция, наша рабочая гипотеза. Во главе этой группы опять-таки Николай Денин, губернатор Брянской области, у него максимальное падение – минус 23 пункта. То есть, опять-таки мы видим с одной стороны тех высших должностных лиц, которые получили поддержку президента вследствие отношения к ним в области. А с другой стороны, наоборот, мы видим тех губернаторов, у которых позиции ослабли, в том числе в результате критики со стороны гражданского общества и тех негативных информационных явлений, которые с этой критикой связаны. И хотел бы сказать еще особо, с точки зрения методики, о том, что в результате расширения нашего экспертного пула, мы имели возможность сравнить, насколько коррелируются друг с другом данные, которые мы получаем от экспертов с теми данными, которые мы получаем из других наших исследовательских модулей. Данными социологии, данными государственной статистики, и, конечно же, данными, которые мы получаем из рейтинга из индекса медиаэффективности глав регионов. И я должен с удовлетворением отметить, что эти данные друг с другом достаточно хорошо сочетаются. У нас не было практически случаев, чтобы экспертная оценка серьезно конфликтовала с социологическими и статистическими данными. Все это говорит на наш взгляд о том, что наша методика, которую мы использовали, несмотря на свою определенную сложность, на свой интегральный характер оказалась достаточно эффективной. И мы надеемся, что в следующих выпусках нашего рейтинга мы будем на нее опираться и, естественно, совершенствовать в соответствии с теми тенденциями, которые сейчас существуют в научном сообществе. Спасибо.
 
Константин Костин
- Я хотел попросить Виталия Иванова, который возглавляет у нас Центр региональных исследований и работает с филиалами, с региональными сообществами экспертов. Это во многом его задача и прерогатива.
 
Виталий Иванов
- Добрый день.  Константин Николаевич и коллеги уже большую часть всей интересной информации раскрыли. Я единственное что, пожалуй, хотел бы прокомментировать - это один аспект, применительный к так называемой группе «смерти». В беседах с коллегами-политологами, с представителями журналистского сообщества часто поднимается вопрос мол, ну вот четырех человек, из прежней группы отправили в отставку, когда же отправят тех, кто попал в новую группу.
Я хотел бы обратить внимание, что нахождение в группе «смерти» это, с одной стороны, не приговор, как мы уже видели на примере губернатора Хорошавина. Человек может ее покинуть, его фамилию просто «снимают с обсуждения».
С другой стороны, плохие позиции губернатора, политические, аппаратные, которые в конечном итоге приводят его к попаданию его в эту «группу смерти», могут конвертироваться необязательно в увольнение, что называется «здесь и сейчас». Они могут конвертироваться в то, что досидев свой срок, на который он был назначен, он не пойдет на выборы, он закончит свою губернаторскую карьеру, то есть, продолжая вот эту игру слов, его «смерть» сможет оказаться отложенной. Вот, собственно, что я хотел сказать.
 
Константин Костин
- Михаил. Еще раз большое спасибо вам. 
 
Михаил Виноградов
- Хорошо, я подвергну критике выступление Виталия, потому что, как автор спортивных рейтингов, я удивлен некорректным употреблением понятия «группы смерти»…
 
Константин Костин
- Это придумали журналисты, я уже сегодня, кстати, РСН  сказал, что «группа смерти»- это обычно группа сильнейших, из которой тяжело выйти.
 
Михаил Виноградов
- Это фавориты. Это Миниханов с Артамоновым.
 
Константин Костин
- Нет, это не фавориты. Это группа, в которую тяжело пройти, это группа, в которую попадают команды которые  в первой двадцатке.
 
 Михаил Виноградов 
- Ну, из первой двадцатки! По вашему рейтингу ФоРГО. Это, конечно, не «группа смерти»…
 
Константин Костин
-Ну, уже  это прижилось, с этим ничего не сделаешь. Это журналисты придумали… Это придумали не мы. 
 
Михаил Виноградов
- Хорошо. О чем нужно сказать. Первое – похвалить коллег, пригласивших меня сюда, вторая – напомнить, что наши рейтинги все равно лучшие, тем более сегодня никто не станет возражать в силу дня!
 
Константин Костин
-Сегодня – да! Мы не будем критиковать эксперта!
 
 
Михаил Виноградов
Что касается самого рейтинга, и  первого рейтинга эффективности, который  выходил. Обычно критерий успеха любого такого исследования – с одной стороны, наглядность, и другой стороны, либо интуитивная понятность выводов, либо очевидная провокационность. В данном случае мне кажется, что сочетание наглядности и интуитивной понятности – это то, что по большому счету не вызывает возражений ни у экспертов, ни у журналистов, ни у представителей истеблишмента.  Это один из важных залогов успеха рейтинга. Интересный эксперимент с привлечением региональных экспертов. Мы, например, региональных экспертов приглашаем достаточно осторожно, потому что все-таки, к сожалению, в России мало региональных экспертов, владеющих ситуацией за рамками своего региона или максимум смежных регионов. Бывают исключения. Вот я был в Волгограде в прошлом году и спрашивал, правда ли что ваш уже бывший губернатор Боженов самый непопулярный в России? Они обижались и говорили – подождите, у нас же рядом Калмыкия!
 
Леонид Давыдов
- То есть они знают ситуацию не только у себя в регионе?
 
Константин Костин
- Михаил, я могу тебя с таким экспертом познакомить, пожалуйста…
 
Михаил Виноградов
- Отлично. Мне кажется, что было бы полезно на самом деле. Какой-то формат коммуникаций регулярный с региональными экспертами для того, чтобы подпитываться их знаниями и обмениваться информацией, то чем много лет занимался Московский центр Карнеги. Раз вы активизируете взаимодействие с региональными экспертами, нужно подумать над коммуникационной площадкой какой-то. Кроме того, немножко смущает отсутствие нескольких регионов. Я понимаю, что их нет в силу того, что одни губернаторы потерялись, другие только пришли…
 
Константин Костин
- Сразу скажу, что тут тоже есть комментарии: в англо-саксонской традиции существует 100 дней, когда должностное лицо не критикуют. В связи с тем, что у нас новое время, и все быстро происходит, мы снизили этот срок до 2-х месяцев, т.е. для корректной оценки мы начинаем рейтинговать руководителя региона после двух месяцев нахождения у власти.
 
Михаил Виноградов
- Я понимаю эту логику. Тем не менее, если будет 6, 10-й рейтинг, будет ретроспекция, конечно, эти дырки в отдельных выпусках немножко будут смазывать впоследствии впечатление, хотя понятно, какие тому причины. И если мы говорили об успехах губернаторов, получивших поддержку президента, тем не менее, мы видим относительное проблемное положение у Городецкого в Новосибирской области и весьма скромный рост у присутствующего в рейтинге Владимирова в Ставропольском крае на одну позицию. Т.е. я бы обратил внимание на то, что здесь тоже есть дифференциация.
 
Константин Костин
- Ну, тем не менее - тенденция. Посмотрим, что будет в 3-и или 4-м выпуске. Я с тобой согласен.
 
Андрей Кочетков
- Это зависит от того, в какой группе изначально были те или иные губернаторы. Те, кто находились в высокой группе, они и рост меньше показали!
 
Константин Костин
- Я очень важный вопрос поднял, если говорить о прогнозной части, когда говорил о тех губернаторах, которые уже работают в режиме фактически избирательной компании и идут на выборы. Я думаю, что в ближайшие 2 месяца, когда начнется борьба, оппоненты будут прилагать усилия для критики, в том числе,  мобилизуя вокруг себя общественные организации. Их рост в рейтинге  либо замедлится, либо даже  произойдет какая-то отрицательная коррекция и дальше уже их рейтинговые показатели в октябре будут зависеть от того, как они выступят на выборах. Абсолютно согласен. 
 
Михаил Виноградов
- И всегда, конечно, есть конфликт между оценкой губернатора и оценкой ситуации в регионе, я понимаю, что для этого существуют разные приемы.  И у нас, и у коллег разные рейтинги, но если брать первую двадцатку, то, может быть, попадание в нее трех персон мне представляется пока неочевидной: это Абдулатипов, это Шпорт и Меркушкин. В моем представлении это скорее губернаторы второй категории с учетом тех проблем, которые существуют в регионе. Если говорить об общих тенденциях, о том, что будет в повестке дня в ближайшее время так или иначе крымско-украинская тема будет на повестке дня. Я бы выделил 3 фактора, которые, как мне представляется, могут оказывать серьезное воздействие на фигурантов рейтинга. Первое – будет ли позволено региональной власти, региональным чиновникам стать бенефициариями улучшения имиджевых показателей, повышения поддержки в целом власти, которую ВЦИОМ фиксирует последний месяц-полтора. Понятно, что невольно бенефициариями они уже становятся.  Но будут ли сигналы, ограничивающие возможность эту тему использовать для того, чтобы не оттенять федеральных руководителей или не будет этого - наверное, интрига ближайших одного-двух ближайших месяцев.  Момент второй – это деньги. Первое - будут ли региону компенсированы те усилия, те затраты, которые они отдавали во время поддержки Крыма, сигналы о том, что регионам будут даваться такие компенсации, поступали. Второе. В какой степени в принципе будет перераспределение денег  в силу  необходимости финансирования крымских проектов, и останутся ли пострадавшими те регионы, которые рассчитывали на федеральную помощь – это серьезная интрига всего года. И третий момент. В какой степени крымская тема сохранит приоритет с другой значимой темой – реализация «Майских указов» п резидента. Пока мы слышим сигналы о том, что указы президента незыблемы, предлагают вводить уголовную ответственность 
 
Константин Костин
- Наши рейтинги сохранили. Более того, через несколько месяцев мы хотим добавить модуль, который как раз будет построен на результатах мониторинга исполнения «Майских указов» регионами.
 
Михаил Виноградов
- Я согласен. Мы обсуждаем,  сохранит ли в реальности. Интрига есть, потому что в любом случае ваш рейтинг будет так или иначе  симметричен той реальности, которая будет складываться. Пока идут сигналы, что президентские указы остаются приоритетом. Естественно, количество желающих показать, что все-таки Крым – это главное, велико. А указы президента, подчас вызывающие финансовое перенапряжение в регионах, можно было бы «отодвинуть». Такие попытки наверняка будут предприниматься. Пока что реакция на попытки жесткая, но, тем не менее, я думаю, что они будут продолжаться. Ну и момент третий, связанный с возможными санкциями – в какой степени, какие регионы могут пострадать, какие регионы могут выиграть. У губернатора  Ульяновской области недавно возникла проблема с проектом строительства «бомбардьеров», канадских самолетов. Сегодня говорится о других отраслях российских, т.е. так или иначе изменение внешней «рамки» может повлиять на расстановку сил между российскими регионами, кого-то усилив и кого-то ослабив. Спасибо.
 
Константин Костин
- Спасибо. Я хотел попросить сказать пару слов представителя регионального экспертного сообщества Анатолия Гагарина, который руководит нашим филиалом в Екатеринбурге и, в общем-то, хорошо представляет себе весь Уральский федеральный округ.
 
Анатолий Гагарин
- Добрый день. Я бы хотел действительно рассказать о той ситуации, которая касается южно-уральского федерального округа, поскольку это как раз входит в зону моей компетенции. Надо сказать, что результаты оказались, с одной стороны, ожидаемыми, с другой стороны, возможно, неожиданными. Поскольку рейтинг действительно имеет консервативный характер, каких-то особых видоизменений там и не предполагалось. Надо учитывать, что положение, которое сложилось сейчас в регионах Уральского федерального округа, оно было достаточно предсказуемо. Хотя один из представителей губернаторской когорты, в частности, господин Куйвашев, показал не самые положительные результаты. Падение на 10 баллов это достаточно серьезный сигнал для того, чтобы задуматься над тем, как же все-таки будет развиваться ситуация в этом регионе. Остальные губернаторы показали достаточно успешные позиции. Мы видим, что губернатор Кобылкин находится на 1-я месте, и это, конечно, очень хороший момент. Причины этого могут быть проанализированы. И одна из главных причин заключается в том, что сейчас в регионе при активном участии самого губернатора реализуется проект, который, я считаю, носит, конечно, безусловно, геополитическое значение, это – Северный морской путь. И вот этот знаковый проект очень важен не только для самого региона, но и для России в целом. Это очень важный локомотивный проект, наличие подобных локомотивов необходимо, наверное, каждому губернатору. Если мы вернемся к тому положению, в котором оказался сейчас губернатор Свердловской области Куйвашев, то мы увидим, что здесь как раз наблюдается отсутствие таких знаковых проектов. Важно и то, что губернатору были даны определенные авансы со стороны местных региональных элит. Но авансы, время начинают заканчиваться, и мы наблюдаем сейчас период некоей политической турбулентности, в которой оказался регион. Она связана как раз тем, что у губернатора сейчас крайне мало политических союзников для того, чтобы сформировать вокруг себя региональные элиты. Второй очень важный момент связан с тем, что  тот негативный фон, который образуется в медиапространстве вокруг самой деятельности губернатора и в целом положения в регионе – это тоже один из важных факторов. Если мы проанализируем оценки региональных экспертов, то они практически все совпадают, мы видим, что здесь действительно общая оценка положения Свердловской области. Она связана как раз с этим негативным фоном, который складывается вокруг самого губернатора и социально-экономического положения в области. На это влияет конечно и падениее промышленного производства в прошлом году и рост государственного долга и многие другие экономические проблемы, которые сейчас присутствуют в регионе. И пока губернатор находится в таком своеобразном положении или в ситуации «поиска жанра», он не может выбрать того необходимого стиля поведения, который нужен, чтобы с одной стороны, стоять над схватками политическими, с другой стороны, уверенной рукой проводить определенный курс. Но для этого нужны очень многие инструменты. Это отдельный разговор.
 
Константин Костин
- Спасибо. Вопросы?
 
Журналист, Информационное агентство «Регнум»:
- Информационное агентство «Регнум», Галина Мисливская. В последнее время не очень удачно идут дела у «Единой России» в Новосибирской области, губернатор был уволен с жесткой формулировкой, выборы мэра партия также проиграла. Как вы считаете, следует ли ждать оргвыводов в отношении полномочного представителя президента и сюрпризов на губернаторских выборах?
 
Константин Костин
- По поводу оргвыводов Вам надо в другую организацию обращаться. Что касается положения «Единой России» и ситуации с выборами. Ну, я думаю, безусловно, если бы Знатков побеждал, кампания Городецкого в общем-то уже была бы практически «сделана». Сейчас надо начинать в этом смысле выстраивать всю конструкцию сначала. Имея в виду, что городом руководит представитель КПРФ. А, как мы знаем, например, по Орлу, коммунисты очень хорошо умеют использовать административный ресурс, на который они все время жалуются, когда он не у них. В то же время надо понимать, что Локоть оказался в ситуации, когда он вынужден будет идти на коалицию с «Единой Россией», потому что в противном случае он не сможет выполнить ни одного своего предвыборного обещания. И в этом смысле я думаю, в городе Новосибирск будет модель Владимирской области. Там губернатор- коммунист, вы помните, даже приостановил свое членство в партии, поскольку «Единая Россия», которая имела большинство во всех муниципальных  ассамблеях и в законодательном собрании региона, была настроена очень жестко. И даже была встреча Виноградова с Грызловым, на которой, собственно, обсуждались их договоренности о взаимодействии с «Единой Россией», с губернатором. В горсобрании Новосибирской области по-моему две трети депутатов - от «Единой России»,  большинство в заксобрании  - тоже «Единая Россия», исполняющий обязанности губернатора и на сегодняшний день самый рейтинговый политик Новосибирска, Новосибирской области тоже единоросс. В этом смысле конечно Локоть будет в ситуации, когда он обречен на коалицию. И, соответственно, «Единая Россия» вполне это может использовать и в предвыборной кампании. Поскольку я не думаю, что Локоть будет рад какому-то другому кандидату от КПРФ на пост губернатора. Понимаете? На сегодняшний день главный коммунист Новосибирска, главный политик от КПРФ в Новосибирске – сам Локоть. Тот, кто участвует в избирательной кампании, он либо технический кандидат, либо по факту, учитывая позиции компартии в Новосибирской области, забирает у него голоса, понимаете? Возникает конкуренция между двумя коммунистическими лидерами. А мы на примере ряда регионов видели, что это, в общем-то, серьезная ситуация. В этом смысле Вадиму Потомскому крайне непросто в Орле, где есть Иконников. В общем, еще посмотрим, к чему приведет в регионе именно внутрипартийная борьба. Хотя, безусловно, в грядущую кампанию это интриги добавило, и, вполне возможно, что она пройдет по конкурентному сценарию. Хотя опять же, возвращаясь к Городецкому, вы помните результат последних выборов, голосование в городе Новосибирск, за него отдали голоса более 70 процентов. И он имеет, кстати, опыт побед в очень жестких конкурентных кампаниях. То есть, он в этом смысле абсолютно готов и он главный фаворит все-таки губернаторской избирательной кампании в Новосибирске. 
 
Михаил Виноградов
- Я добавлю? Ну, всегда принято добавлять, что в уставе КПРФ нет статьи о приостановлении членства, когда чиновники говорят о приостановлении членства в КПРФ, в этом есть лукавство, юридическое, по крайней мере. Действительно, в Новосибирске выборы…
 
Константин Костин
- Двурушничество коммунистическое. Публичные заявления противоречат нормам устава.
 
Михаил Виноградов
- Двойственность положения. Действительно, новосибирские выборы стали такой «бомбой», которая стала губить карьеру самых разных политиков, об этом совершенно не просивших. Это , прежде всего, Знатков. Не вполне понятно, каким образом это отразится на карьере Александра Карелина. Я общался с другими кандидатами в мэры, снявшимися с выборов, они сомневались в мотивации Городецкого, участии его в выборах. Хотя до конца ситуация не прозрачна, то есть, получается пока положение, в котором вроде нет сильных персон от власти и нет сильных оппонентов. Хотя, казалось бы, коммунисты выигрывали Новосибирск, до этого оппозиция, коммунисты выигрывали в крупнейших городах Новосибирской области: и Обь, и Бердск, и Куйбышев. Но если бы Локоть победил там с 80%, он бы никуда не делся, пришлось бы идти на губернаторские выборы на этой волне, что бы он там ни обещал. Запас прочности Локоть на сегодня не позволяет ему идти на губернаторские выборы с уверенностью. 
 
Константин Костин
- Это даже невозможно, потому что избиратели скажут, что не успел ничего сделать и пытается «соскочить». Тоже важный момент.
 
Михаил Виноградов
- Плюс в Новосибирске при всей протестности, которую мы увидели и протестности, которая, на мой взгляд, остается в миллионниках я бы не назвал Новосибирск пассионарным городом в сравнении с тем же Екатеринбургом. Это город, образовавшийся как-то очень быстро, очень случайно построенный, предприятия буквально «раскидывали» с железной дороги, когда их эвакуировали в ходе второй мировой войны. И какой-то такой мощной внутренней среды для какой-то серьезной активности, внутренней мифологии, сопоставимой даже с тем, что есть в Красноярске или в Томске, в Томске особенно, я в Новосибирске не вижу. Поэтому эта все-таки ситуация относительно слабых, ослабленных кандидатов. И в провластном лагере, и в лагере оппозиционном. 
 
Константин Костин
- И еще все-таки по поводу конкуренции Знатков-Локоть важно сказать. Посмотрите, Локоть четырежды избирался и был депутатом законодательного собрания областного, был руководителем фракции. Был  момент, когда у коммунистов было большинство в горсобрании, и он в этот момент руководил фракцией, и дважды избирался в Государственную Думу. Да и разрыв всего 4% со Знатковым, который фактически в политическом смысле начал эту кампанию с нуля и по показателю известности, и по показателю популярности. Поэтому в этом смысле я высказанный Михаилом тезис о том, что там нет ресурса у компартии, поддержу.
 
Михаил Виноградов
- Недостаточно ресурса.
 
Константин Костин
- Недостаточно ресурса для того, чтобы вести кампанию за явным преимуществом или устроить серьезную конкуренцию единороссам. Спасибо.
 
Константин Костин
- Так, опять барышня. Давайте барышня, а потом вы. А то мне неудобно будет. Газета «Известия».
 
Журналист, газета «Известия»
- Да, газета «Известия», Наталья Башлыкова. Константин Николаевич, вопрос к вам такой. Вот у вас все-таки рейтинг эффективности, и такой вопрос звучал на предыдущем докладе. Как все-таки учитываются экономические показатели регионов? Вот, допустим, достаточно высокие позиции в рейтинге занимают Копин, Ковалев и Волков, но вместе с тем, у этих регионов очень высокая закредитованность. Вот ОНФ да, они выпустили, ну, не рейтинг, они выпустили просто список регионов-должников, в которых очень высокие заимствования из бюджета, вот как это все у вас учитывается, и почему у вас они достаточно высокие позиции занимают?
 
Михаил Виноградов
- «Известия» же ваши партнеры, они все должны знать.
 
Константин Костин
- Ну, знаете, партнерские отношения это очень сложные отношения. Во-первых, по поводу того, каким образом сопоставляются руководители суперрегионов, руководители сильно бюджетообеспеченных регионов, и руководители, скажем, регионов небольших, в которых в общем-то живет не так много граждан. Я об этом много говорил, и сейчас вам отвечу про закредитованность. Просто у вас было два вопроса. Есть руководители совсем небольших субъектов РФ, и они в первой группе. Все-таки там и среди критериев эффективности губернаторов, которые есть в Президентском указе, есть вот такой очень важный показатель: оценка эффективности главы региона и его работы жителями региона. Именно таким образом мы и оцениваем. И поэтому рейтинговые показатели внутри субъекта РФ, то насколько работа губернатора нравится жителям региона, насколько они довольны, насколько они ощущают изменения в своей жизни к лучшему, составляют основу нашей методики и, соответственно, по этому критерию все сопоставимо. И в этом смысле я всегда объясняю пример Москвы. Спрашивают, почему Москва не первая сегодня? Задали мне этот вопрос ваши коллеги, кстати, из вашего холдинга.  Я сказал, поймите, в Москве достаточно много электората, я бы даже не сказал протестного, а недовольного, рассерженного и все время сомневающегося. Что в принципе нормально, учитывая уровень урбанизированности и уровень образования и так далее. Это характерно для любой столицы, в любой стране мира. И поэтому показатели,  которые есть у Собянина в Москве – это очень хорошие и очень высокие показатели. В  каких-то регионах подобные показатели поддержки получить проще. Хотя, безусловно, у всех губернаторов разные и стартовые условия, и разные ресурсы в регионах. Но, тем не менее, знаете, это как на дороге. Понятно, что у водителя автопоезда и у водителя автобуса разные навыки. Но и тот и тот могут вести свое транспортное средство хорошо. Согласны, да? Теперь что касается закредитованности. Это очень важный вопрос. На первой презентации мы его много обсуждали, потому что тогда  как раз было предложение Силуанова отправлять в отставку губернаторов, которые допускают чрезмерную закредитованность. Это действительно вопрос очень актуальный, но на сегодняшний день у нас нету инструмента, который бы позволил корректно с периодичностью от одного до, с шагом 1-3 месяца оценивать уровень закредитованности того или иного региона. К сожалению нет. А когда мы будем делать итоговый годовой рейтинг, я не исключаю, что такой показатель появится, потому что его можно будет посмотреть по данным Минфина. Потому что закредитованность региона бывает прямая, а бывает непрямая. Ну, например, ГУПы закредитовываются, или акционерные общества, в которых большинство принадлежит региону. Это что, кредит региона? Это уже на самом деле не кредит региона, да? Бывают хорошие долги и плохие.
 
Наталья Башлыкова
- Нет, ну на том же сайте Минэкономразвития, извините, перебиваю, есть каждый месяц, они вывешивают.
 
Константин Костин
- Они вывешивают, ну я говорю, это, это, это недостаточный материал. Я вам в прошлый раз сказал: есть хороший долг, есть плохой долг. А когда у вас есть острая проблема с социальными расходами и вы финансируете за счет заимствований только расходную часть, никак при этом не финансируя инфраструктуру, то есть то, что вам в будущем будет приносить деньги, за счет которых вы эти же долги должны вернуть в промышленность, в сельское хозяйство? То есть то, что и дает доходы и федеральному и региональному бюджету. Это путь в никуда. Но это материал для более долгого анализа. Здесь нельзя формально подходить. Потому что формально во всех законах, во всех регионах есть закон о том, сколько они могут взять в кредит. То есть выше какого порога они подниматься не могут. Да, в конце концов, можно эту цифру унифицировать. Я уже вот только что назвал две лазейки как это можно обойти. Поэтому здесь в оперативном режиме мы это учитываем через экспертов, поскольку мы всех экспертов просим на этот показатель обращать внимание. Но, к сожалению, вот такого вот инструмента у нас, по крайней мере, на сегодняшний день, с шагом 1-3 месяца, мы не видим. Мы будем делать итоговый годовой рейтинг, и там, может быть, добавятся дополнительные модули, в том числе и связанные с экономикой, там, возможно, мы этот показатель учтем. Проблема очень важная, согласен. Да, пожалуйста.
 
Андрей Кочетков
- Я просто хочу сказать пару слов по поводу учета закредитованности. У нас в нашей методике социологической задается, в том числе и вопрос по поводу кредитов. Там такой вопрос присутствует у населения.
 
Константин Костин
- Но это не та закредитованность, это закредитованность именно субъектов РФ.
 
Андрей Кочетков
- Я просто сейчас объясню разницу.  Закредитованность населения в формальных показателях даже с точки зрения социологии мы можем вычислить. Но когда мы берем данные, допустим, ежемесячные статистические, которые у нас вывешивают, возникает, во-первых, проблема структуры закредитованности…
 
Константин Костин
- Я ровно это и сказал. Хорошие долги и плохие долги… как отделить одно от другого.
 
Андрей Кочетков
- Когда будет такой механизм создан, действительно, скорее всего …
 
Наталья, Башлыкова
- То есть, бюджетные показатели, бюджетная эффективность…
 
Андрей Кочетков
- Это формальный показатель, да. А нас интересуют показатели глубинные, иначе будет …
 
Константин Костин
- Вот Екатерина долго этот вопрос изучала. Она кстати раньше газеты «Известия» этим вопросом заинтересовалась.
 
Екатерина Винокурова
- Несколько месяцев назад. Если есть вопросы, я готова объяснить.
 
Наталья Башлыкова
- Но вы же пока не работаете в ФоРГО…
 
Константин Костин
- Нет, но Екатерина стала большим экспертом, пока пыталась раскопать эту тему, потратила много времени на чтение скучных отчетов…
 
Наталья Башлыкова
- Мы тоже писали об этом.
 
Константин Костин
- Нет, я видел, вы тоже писали, но понимаете, да.
 
Михаил Виноградов
-Мучила экспертов.
 
Константин Костин
-Да, измучила всех экспертов, в том числе здесь сидящих. То есть, то есть мы уже с ней не соединялись после этого месяц, поскольку это было просто невозможно. А главная проблема – «хорошие» долги, «плохие» долги. Потому что для того чтобы построить завод, грубо говоря, или что-то другое, вам тоже нужны средства. Откуда вы их возьмете, если у вас в бюджете денег нет? Вы должны брать их в долг. Существуют возможности, как регион может взять в долг. Это может быть бюджетный кредит, есть масса других способов. Но это, я считаю, «хороший» долг, поскольку рано или поздно это начнет работать на регион. Это, соответственно, зарплата. А если просто впрямую финансируются те или иные социальные выплаты, то это просто пирамида, потому что рано или поздно по этим долгам берутся проценты, берутся  долги, чтобы платить проценты по предыдущим долгам. Это уже чистое, ну, не «МММ» конечно, но постепенно эта ситуация начинает «схлопываться». Показатели бюджета касаются только администрации региона, но как учесть акционерные общества, в котором 51% или 70% акций у администрации? А когда собственность региона отдается в качестве залога по кредитам частным компаниям? Как это учитывать? Здесь я призываю не подходить формально, потому что здесь как раз формальный подход может привести к совершенно искаженной картине и в результате посмотрят на Артамонова,  который за короткий срок превратил свой регион в Детройт. Детройт плохой пример, учитывая, что происходит в Детройте, но  тем не менее, в регионе  действительно потрясающие показатели промышленного роста, сейчас там они строят терминал «Внуково-3», безусловно, они на это привлекают  средства, там все время реализуют крупные проекты инфраструктурные, проекты сельского хозяйства… Сейчас, наконец, решили дорожным строительством заняться, что в общем, очень правильно для Калуги, поскольку все-таки делают машины, а дороги не в лучшем состоянии. Они на все на это привлекали, и будут привлекать средства, это уже бизнес-план, это окупаемые деньги, это будет давать доход и региону, и федеральному бюджету. А вот когда по социальным обязательствам не сходятся в бюджете концы с концами, это другое дело. Что делать в следующем году, если источник дохода не появляется? В этом же проблема. Прошу прощения.
 
Журналист, Znak.com, Екатерина Винокурова
- У меня вопрос есть. У меня новый занудный вопрос есть. Скажите, пожалуйста, у вас там всякие группы. А какой группе вы бы из этих губернаторов порекомендовали воспользоваться реформой МСУ, вот этой вот отвратительной моделью, которая предлагается с отменой выборов и порешать свои проблемы таким образом? Для какой группы эта мерзкая, жуткая модель подходит?
 
Константин Костин
- Я так понял, что у вас нет сексистской солидарности, вы не рады за первую женщину-мэра Парижа, которая исключительно по схожей модели пришла к власти, поскольку мы знаем, что именно районные депутаты голосуют за мэра, а районных депутатов уже выбирают напрямую? У вас нет, я так понимаю,  женской солидарности…
 
Екатерина Винокурова
- Она социалистка.
 
Константин Костин
- Да, есть такое. Она евро-социалистка. Мой подход к этой форме избрания таков. В советские времена директоров заводов выбирали прямым, так сказать, всенародным голосованием сотрудников завода. Это, вы считаете, было хорошо, это добавляло демократии или заводы становились процветающими предприятиями? Вовсе нет, они очень часто разорялись. Был замечательный завод, который делал микроавтобусы, там избрали всенародно директора, через год завод стал банкротом, в Риге он находился. Поэтому я считаю, что управление городским хозяйством – это достаточно специальный вопрос. Должно ли учитываться мнение населения? Обязательно и в первую очередь. Но, тем не менее, должен быть механизм негативного контроля, который позволял бы не доводить дело до прихода следователей и прокурора. Что касается сегодняшней модели, в частности, МСУ «второго уровня». Вот товарищ  Урлашов город не убирал, заключал такие контракты, что на них  любой человек, который немного понимает в учете и аудите, без слез не взглянет, после избрания любил много путешествовать , редко был на рабочем месте, но сделать с ним в принципе ничего было невозможно. То есть, получая ресурсы из областного центра, он дальше их расходовал по своему усмотрению, не в интересах горожан. А когда ему говорили: «Батюшка, так по улицам уже не пройти, снега много!», он отвечал: «А что мне делать, денег нет, поплакать только если вместе с вами». Нормальный подход? Поэтому я считаю, что когда речь идет о больших городах и мегаполисах, то там , конечно, должна быть система либо сити-менеджеров, либо система выборов депутатами. То есть двухуровневые выборы. Когда представителя выбирают уже руководители…
 
Екатерина Винокурова
- Вот с точки зрения когда ..Регионы, которые политически стабильны или не нестабильны…
 
Константин Костин
- Вы поймите, я еще раз говорю, где гарантия, что эффективный политик будет эффективным хозяйственным руководителем? Вы же вот изучали этот вопрос. Вот Ройзману сейчас  легко, потому что он не является руководителем городского хозяйства. Но в то же время по мере вникания в проблемы города он стал намного менее резок и намного более конструктивен, начал говорить те слова, которые год назад никогда бы не сказал, в том числе и в отношении областного руководства. Мы же это с вами прекрасно понимаем. Он в реальной проблематике, поэтому я считаю, что должны быть какие-то квалификационные требования и должна быть возможность негативного контроля. У нас есть возможность негативного контроля для всех, даже для президента есть, а для мэров практически нет, как это может быть? Т.е. человек стал полноправным хозяином, и что, пока он не совершит что-нибудь,  пока к нему не придут следователи и не уведут под белы руки в каземат, более инструментального и более с меньшими последствиями мер воздействия нет что ли, не должно быть? Я считаю, что должны быть. Именно в этом смысл муниципальной реформы, как мне кажется,  поскольку на первом уровне все гораздо проще. Виталий привел мне список населенных пунктов где все решается прямой демократией, где вообще нет должностного лица, а жители так сказать, их там не много,  на сходе все решают. Есть у нас такая модель, это как правило, небольшие населенные пункты. Хотите туда отправится? Хорошо. Там, правда, не очень с инфраструктурой и мобильная связь не работает, но, может, это то, чего вы хотите. Отвечая на ваш вопрос: я думаю, любой губернатор заинтересован в конструктивном взаимодействии с мэрами, с руководителями муниципалитетов и их опасения вряд ли в том, что на позиции мэра областного центра растет их главный политический конкурент. Не забывайте, что возвращаются выборы в Государственную Думу по одномандатным округам. А у нас в России огромное количество регионов, где одномандатный округ и есть вся губерния. Или два округа и вся губерния. И такой депутат, я вас уверяю, будет иметь очень высокий рейтинг, очень высокую узнаваемость в рамках всего субъекта и вполне может рассматриваться как конкурент. Не говоря уже об активности партий. И поэтому, говорить о том, что пропадает единственная площадка, где выращиваются, так сказать, оппозиционные губернатору кадры... Мне кажется, это, в общем, натяжка. Я думаю как раз, что выборы по смешанной системе дают гораздо больше. Вспомните, откуда раньше рекрутировались  в первую очередь губернаторы -  через систему выборов, в которых побеждали действующие губернаторы. Там мэры были, но их было существенно меньше, чем депутатов-одномандатников или представителей бизнес - элит, которые являются  системообразующими для регионов. Вот собственно ответ на ваш вопрос.
 
Журналист, «Slon.ru»
- Лола Тагаева , обозреватель «Слон.ру» . Хотела бы вернуться к вопросу коллеги из «Регнума» на которой мы не получили ответ, про Толоконского. Если правильно воспринимать политическую задачу полпреда, то это – обеспечивать стабильность, управляемость и т.д. В ситуации с выборами в Новосибирске и наше издание, когда вообще началась избирательная кампания, и по итогам избирательной кампании «Ведомости» и «Коммерсант» и ряд других, региональных в том числе изданий, например, «Тайга - инфо» писали о том, что ситуация, в которой получилось так что  кандидат от «Единой России» проиграл всего 4%, в общем, произошла под воздействием влияния Толоконского, который враждовал с губернатором Юрченко. В связи с чем вопрос такой: какие-то выводы должны быть сделаны в отношении полпреда или мы все – таки  сделаем вид, что ничего не было? Спасибо.
 
Константин Костин
- Вы спрашиваете меня в качестве кого?
 
Лола Тогаева
- Эксперта.
 
Константин Костин
- В качестве эксперта. Я думаю, все необходимые выводы из прошедшей кампании будут сделаны.
 
Журналист, «Ура.ру»
- Вьюгин Михаил, «Ура.ру». По избирательному законодательству апрель-май это крайний срок для реализации досрочных выборов по московскому  сценарию прошлого года. Опираясь на 2-й выпуск вашего рейтинга, как вы считаете, кто из губернаторов, в нем отмеченных, может пойти на досрочные  выборы по этому сценарию в этом году?
 
Константин Костин
- Коллеги, ну давайте будем презентовать 3-ий выпуск, и там я вам скажу, кто.
 
Михаил Вьюгин
- А он будет  до конца мая?
 
Константин Костин
Да, конечно.
 
Михаил Вьюгин
- Вы говорили, что нужно обращать внимание не на падение на 23 строчки, 10 строчек, а на переход из группы в группу. А ваш коллега говорил то, что надо журналистам…
 
Константин Костин
- Сейчас я вам объясню, что имел в виду мой коллега. Он имел в виду так называемые «трансграничные переходы», когда человек теряет 1 балл, но перемещается в другую группу. Он в  следующем рейтинге может добрать этот 1 балл и опять вернуться наверх. Понимаете, да? Как вы видите, там группы разделены, там есть такие пограничные баллы у каждой группы. И, соответственно, есть губернаторы, которые всего на 1 балл находятся выше границы.
 
Михаил Вьюгин
- Давайте я конкретный пример по Комаровой спрошу. Она этот трансграничный переход совершила. Это потому что она что-то сделала за отчетный период что-то не так или ее коллеги сделали лучше?
 
Константин Костин
- Во-первых, у нас высокая плотность рейтинга и, безусловно, если вы  заметите, сумма баллов выше, чем была в прошлом рейтинге. А плотность первой группы возросла. Во-вторых, что касается Комаровой, в этот раз у нее гораздо ниже оценки по медиаэффективности. Ситуация с поездкой на Олимпиаду широко прошла и в региональных СМИ и на федеральном уровне, соответственно, это не могло быть не учтено. Не было каких-то понятных объяснений дано, по крайней мере,  в масштабе, который бы соответствовал обсуждению проблемы. Я не знаю, почему этого не было сделано, эта проблема была. В этом смысле мы объективно считаем. И как вы понимаете, хоть этот модуль и дает максимум 5%, у нее падение вообще на 1 балл. То есть это колебание незначительное, хотя многие эксперты на него тоже отреагировали.
 
Журналист, газета «Коммерсантъ»
- Нагорных Ирина, газета «Коммерсантъ». Я хотела бы уточнить, количество модулей, описанных в методике, является стандартным и консервативным, как вы говорите,  или в принципе вы можете вносить какие-то другие модули? Меня, например, интересует модуль гражданского общества, потому что все уже заметили, что критика ОНФ имеет очень сильное воздействие на устойчивость того или иного губернатора. И второй вопрос: каким образом можно отследить именно степень этого воздействия по тем модулям, которые есть сейчас. Я понимаю, что это воздействие распределяется видимо между 5 и 4-м…
 
Константин Костин
- Я думаю, здесь серьезней.
 
Ирина Нагорных
- Поясните, пожалуйста. 
 
Константин Костин
- Вы подняли очень важный вопрос. И я хочу сказать, что общественная активность, это, кстати, один из факторов, который, как мне кажется, будет очень серьезно влиять на новый этап формирования губернаторского корпуса. Как влияет общественный контроль? После того, как закон «Об общественном контроле» будет принят, я думаю, будет влиять еще больше. И сейчас влияет достаточно сильно, поскольку ОНФ общественная организация, которая объединяет  сторонников президента. Мы видим несколько примеров, когда критика со стороны ОНФ приводила к весьма плачевным для губернаторов результатам и негативно сказывалась на их рейтинге. Я хочу сказать, что активность других общественных организаций, не таких масштабных, которые, может быть, действуют только в рамках региона, тоже достаточно существенно отражается на рейтингах губернаторов.  Это особенно заметно на примере лидеров падения, к примеру, Свердловской области. Я вам хочу сказать, что это именно мнение  региональных общественных организаций, наряду с  напряжением в элитах, достаточно негативно сказывается на положении в нашем рейтинге губернаторов. Поэтому общественная активность, она, безусловно, отражается и в СМИ, потому что СМИ об этом много пишут. И гораздо более охотно об этом пишут, чем о каких-то достижениях губернаторов. И поэтому если с общественными организациями не объясняться, то, безусловно, индекс медиаэффективности будет «проседать» однозначно. Общественные организации достаточно активно влияют на общественное мнение, что собственно,  является в нашем рейтинге просто системообразующим показателем. А что касается насколько наши модули консервативны,  я сказал, что безусловно, мы думаем, как в итоговый рейтинг, который мы, может, будем делать вообще немного по иной методике, включить больше экономических показателей, как-то проанализировать проблему закредитованности региона. Мы рассчитываем через несколько месяцев добавить модуль, который будет отражать исполнение «Майских указов» в регионе. Но, что касается структуры, я думаю, серьезных изменений не произойдет. Социология, то есть оценка жителями успешности и эффективности работы губернатора -  это будет доминирующим показателем, одним из главных факторов. А вообще, конечно, вот это исследование, пожалуй, фиксирует, знаете, какой-то новый этап в формировании губернаторского корпуса. За последние два года сменилось более 30 губернаторов. Я бы говорил бы здесь не о новом поколении, а именно о новом этапе, и мы можем уже как исследователи зафиксировать несколько тенденций, которые позволят, может быть, ну не создать образ идеального губернатора, но, тем не менее, которые всерьез влияют на успешность работы губернатора и на успешность его карьеры. Во-первых, это безусловно не вовлеченность в бизнес-интересы, которые есть в регионе, это и курс на очищение рядов и борьбу с коррупцией. То есть, безусловно, губернатор не доложен быть интересантом каких-то бизнес-процессов, которые в регионе происходят. Второй критерий, мне приятно называть его, поскольку он созвучен с нашим рейтингом, это, безусловно, эффективность работы. Подразумевается, что, конечно, сейчас губернаторы должны иметь опыт работы в госуправлении или опыт руководства крупными системообразующими предприятиями на территории региона. То есть это сейчас проявилось достаточно серьезно. Третье – большое значение приобрел политический стиль губернатора. Это вот особенно хорошо мы видим на примере Волгограда. Учитывая тренд, консервативную повестку, понятно, что в общем-то современный губернатор является представителем в том числе и федеральной власти в регионе, высшим должностным лицом субъекта РФ, и странно, когда он там в 3 часа ночи начинает переписываться с кем-то в твиттере. Просто время не очень неподходящее, да и форма общения тоже странная. Я думаю, сейчас уже маловероятно, чтобы успешный артист вдруг взял и выиграл губернаторские выборы, как это было ранее, как вы помните, в Алтайском крае. То есть, эти вещи приобретают большое значение. Ну и четвертое, пожалуй, это то с чего вы свой вопрос начали – это растущая роль общественного контроля. Поскольку президентский законопроект подготовлен, я думаю, с большой степенью вероятности будет принят еще в эту сессию. И в этом смысле и роль Общероссийского народного фронта и роль вообще общественных организаций, общественных палат региональных, сильно возрастет. Они будут влиять и на работу губернаторов и на оценку эффективности, смотреть, насколько эффективно они в интересах населения работают. Я думаю это по крайней мере такие четыре тренда, которые мы можем сегодня назвать. Спасибо. Прошу прощения за долгий ответ.
 
Наталья Башлыкова
- Вопрос уже не связанный с рейтингом, Константин Николаевич, опять к вам. Интересно ваше экспертное мнение, по поводу все-таки проигрыша «Единой России» в Новосибирске. И на ваш взгляд, что вот сейчас происходит с партией,  которая заявила, что выборы были честными, но при этом она все-таки потерпела поражение. «Единая Россия» перестает быть партий власти, на ваш взгляд?
 
Константин Костин
- Ну, Бог с вами, ну, слушайте, ну что за странные мысли вам приходят в голову? «Единая Россия» успешно проигрывала серьезные города, и успешно брала там реванш. Она проигрывала субъекты и потом брала реванш. У «Единой России» очень большой запас прочности. Я вот могу привести пример: Самара, Виктор Тархов, у которого Азаров блестяще выиграл выборы.  Тархов, который даже не смог там с ним бороться, не был его главным конкурентом. То есть, уровень так сказать, полемики, уровень борьбы задали такой, что действующий мэр просто отвалился, так сказать. И ушел в небытие. Ставрополь, где «Единая Россия» тоже в свое время проиграла, она взяла реванш. То есть, я думаю в Новосибирске со временем «Единая Россия» реванш возьмет.
 
Башлыкова Наталья
- Ну, то есть, ничего в принципе не меняется?
 
Константин Костин
- «Единая Россия» будет оставаться главной политической силой в ближайшие 5 лет минимум, это точно. Хотя думаю, что гораздо больше. Уровень поддержки, конечно, определят избиратели. Но то, что «Единая Россия» будет в ближайшее десятилетие я бы не сказал доминирующей, но главной политической силой, главной политической партией, это безусловно. А так, проигрыш у всех бывает. Нормально, это же демократия все-таки. 
 
Журналист, «ТАСС-аналитика»
- Здравствуйте. Александр Дюпин – «ТАСС-аналитика». У меня, собственно, первый вопрос больше технический по поводу Крыма и Севастополя. Когда в вашем рейтинге можно ожидать глав этих субъектов Новой России. И второй вопрос по поводу выборов 14 года. Вот, собственно, кандидатов от власти действующих губернаторов, которые в вашем рейтинге попадают в 4-ю «группу смерти», их всех заменили. Однако, остались губернаторы, которые, ну,  скажем так, не являются максимально сильными из тех, кому предстоят выборы. То есть, я имею в виду людей из 3-й группы. Например, Жилкин из Астраханской области, который практически замыкает 3-ю группу, Владимирова из Ставропольского края, который тоже ближе к концу 3-й группы и у обоих динамики позитивной нет по вашему рейтингу. Хотел спросить, можно ли ожидать, что в этих регионах выборы пройдут не по принципу референдума, как сейчас у нас принято говорить, а будут действительно конкурентными? Спасибо.
 
Константин Костин
- Воссоединившиеся с Россией Крым и Севастополь будут включены в рейтинг после окончания переходного периода. Когда уставы этих субъектов новых будут приведены в соответствие с российским законодательством. После того, как уже по новым правилам будут наделены полномочиями их руководители, мы подождем 60 дней и начнем их изучать.
 
Михаил Виноградов
- То есть, уже после осени 15 года получается, да?
 
Константин Костин
- Может быть раньше, почему? А они могут быть наделены полномочиями указом Президента. Поэтому сейчас как раз идет обсуждение Устава и Конституции, вот когда они будут, тогда можно будет точно назвать дату, когда же это, наконец, произойдет. Теперь, отвечая на ваш вопрос по поводу положения в нашем рейтинге и предвыборных перспективах. Я хочу сказать, что здесь вопрос чуть шире. Надо смотреть вообще на политическую картину в регионе. Да, безусловно, наш рейтинг это тоже каким-то образом учитывает, но надо посмотреть. Вот есть губернатор действующий, исполняющий обязанности, они уже априори один из участников выборов. Надо посмотреть, кто ему может составить конкуренцию, и есть ли среди политиков в регионе те, кто обладает необходимым уровнем известности, популярности, политической поддержки у населения, чтобы эту борьбу навязать. И везде могут быть разные сценарии. Где-то достаточно одного сильного конкурента, чтобы борьба была такой, по-настоящему острой. Например, как в Новосибирске. Борьба была острой, хотя основных конкурентов было два. Остальные, в общем, выполняли роль электоральных статистов, скажем так. Или можно вспомнить Екатеринбург: там было трое сильных участников выборов и это, в общем, добавляло остроты и конкурентности этим выборам, которые прошли, безусловно, по конкурентному сценарию. Поэтому здесь все-таки надо смотреть на ситуацию в целом. Опять же, давайте последим за динамикой. Мы говорим, что все губернаторы, которые идут на выборы, которые уже фактически работают в режиме подготовки к избирательной кампании, у них у всех есть позитивная динамика. Посмотрим через месяц. Если мы это через месяц зафиксируем, есть все основания полагать, что эта динамика сохранится. Если она сохранится, то тогда все в порядке.
 
Александр Дюпин
- Извините, а вот если по поводу например Астрахани говорить, год назад или чуть больше, когда выбирали мэра Астрахани, там, ну, все помнят, чем это закончилось, когда был не выдвинут конечно Шеин, но скандал там был ого-го какой. То есть можно говорить, что это острый в плане политики регион. А господин Жилкин у нас в конце. Вот как там конкретно может обстоять ситуация на ваш взгляд?
 
Константин Костин
- Как там конкретно может обстоять ситуация? Я думаю, если посмотреть рейтинг Жилкина и сравнить его с рейтингом Шеина, он его существенно превосходит. А если брать ситуацию и смотреть чуть глубже, смотреть на взаимоотношения региональных элит области, да, то мы неожиданно увидим, что все основные конкуренты прекрасно вписываются в действующую конструкцию. И ждать острой конкуренции с этой стороны, с которой вы ожидаете, совершенно не надо. Ситуация началась там еще при предыдущем губернаторе, и она не менялась, а роль Шеина это всегда была роль избранного от региона депутата Государственной Думы. 
 
Михаил Виноградов
Вот если б пошел Боженов…
 
Константин Костин
- Думаю, это крайне маловероятный вариант……
 
Михаил Вьюгин
- Я, как и Анатолий Станиславович, издалека приехал, из Екатеринбурга. Мне бы не хотелось пустым как-то возвращаться поэтому я переформулирую свой вопрос к вам, Константин Николаевич, как к эксперту вопрос. Вы бы посоветовали кому-то из губернаторов в этом году идти на досрочные выборы, поднимать вопрос и в статусе ВРИО идти на выборы. И если да, то из какой группы эти губернаторы должны быть? Спасибо.
 
Константин Костин
- Значит, коллеги, наш рейтинг называется «Рейтинг эффективности». Есть другие рейтинги - выживаемости, избираемости. Я вам хочу сказать, что и в 3-ей группе есть вполне себе избираемые губернаторы. Потому что избираемость, способность пойти на выборы, провести успешную кампанию и на этих выборах победить, она не всегда связана, к сожалению, с эффективностью. Потому что я всегда говорю о сочетании факторов: успешное экономическое управление территорией и политическое лидерство на территории. В идеале все должно сочетаться. Но идеальных схем, как мы знаем, не бывает. Все-таки ситуацию в регионе надо смотреть чуть глубже. Регионы все имеют свою специфику. Именно поэтому мы так сильно увеличили, и, может быть, еще увеличим региональные экспертные модули. И каждую ситуацию надо смотреть применительно к региону. Поэтому если что-то вас конкретно интересует, после того как мы здесь закончим, задайте вопрос. Это третья попытка задать этот вопрос. Я все равно на него отвечать не буду. До мая месяца.
 
Константин Костин
- Спасибо большое, коллеги.