| 12 декабря, 2024 | | | Читать на сайте издания |
Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» представляют 16-й выпуск Рейтинга политической выживаемости губернаторов.
Рейтинг публикуется с 2007 года. В нем дается оценка вероятности сохранения в должности действующих глав регионов на протяжении ближайшего года по 5-балльной шкале (где 5 – максимальная оценка, 1 – минимальная).
С момента публикации предыдущего рейтинга 26 ноября 2015 года были заменены 2 из 3 губернаторов с оценкой «2» - Владимир Груздев (Тульская область) и Андрей Шевелев (Тверская область). Кроме того, своих постов лишились Сергей Ястребов (3-, Ярославская область), Константин Ильковский (3, Забайкальский край), Никита Белых (4-, Кировская область). На пост полпреда в Северо-Западном федеральном округе был переведен Николай Цуканов (4, Калининградская область). В феврале 2016 года скончался глава Северной Осетии Тамерлан Агузаров (оценка 4-, в комментарии к Рейтингу авторы указывали на проблемы с состоянием здоровья).
Вопреки распространенным ожиданиям, выборы в Госдуму РФ не стали ключевым тестом на политическую выживаемость губернаторов. Поскольку федеральная власть пытается выстроить новую повестку для следующей президентской каденции, от чего напрямую зависит и кадровая политика, полученные в ходе выборов электоральные результаты, а также недавнее прохождение через выборы не являются гарантией сохранения в должности. С точки зрения последствий выборов для судьбы губернаторов более значимыми являются не конкретные проценты и количество избранных депутатов разного уровня, а влияние кампании на внутриэлитные балансы в регионах и социально-политические последствия (в том числе и уровень удовлетворенности отдельных групп населения их итогами).
Тем временем на первый план выдвигаются другие критерии, влияющие на аппаратную выживаемость. А именно:
Технические – обусловленные необходимостью принятия решений по губернаторам, срок полномочия которых приближается к концу. В 2017 году речь идет о главах Адыгеи, Бурятии, Карелии, Мордовии, Пермского края, Саратовской, Свердловской областей. По разным причинам они не смогли или не захотели добиться проведения в регионе досрочных выборов, что ставит под сомнение наличие электорального потенциала у большинства из них.
Символические - связанные с возможным стремлением нового руководства Администрации Президента продемонстрировать свои политические возможности и реализовать на региональном уровне намерения по рестайлингу внутриполитических подходов. Как следствие, в зону риска попадают исторически важные для Центра регионы (Нижегородская область), а также главы территорий, вокруг которых в последние годы создавался негативный медийный шлейф (Самарская область, Псковская область). Кроме того, возможна интрига вокруг значимости самих губернаторских выборов. Поступившие в начале декабря сигналы о возможном делении губернаторов на три «списка» с учетом результатов их работы свидетельствуют о сохранении прежней практики на «довыборное» решение ключевых кадровых вопросов. В то же время здесь имеется пространство для маневра. Приближение выборов президента (которые, судя по утечкам в СМИ, планируется провести при более высокой явке и политической мобилизации) может мотивировать федеральную власть на демонстрацию сильных шагов и при отставках глав регионов, и при стимулировании яркости и конкурентности губернаторских кампаний, позволяющих вплоть до осени 2017 заполнять повестку яркими региональными кейсами (узнаваемым широкой аудиторией примером могла бы стать Свердловская область). В качестве интересного хода может быть использовано назначение технических исполняющих полномочия губернаторов, чтобы губернатор, срок полномочий которого истек, вынужден был принимать участие в выборах на общих основаниях. Возможна также постановка вопроса об осмысленности практики предоставления губернаторских постов представителям оппозиционных партий (Орловская, Смоленская области) - конституционное большинство «Единой России» снижает необходимость в этом. «Справедливая Россия» такой вакансии уже лишилась, а КПРФ продемонстрировала способность добиваться победы своих кандидатов на прямых выборах.
Имиджевые – привязанные к текущим рейтингам поддержки действующих глав регионов. Ограничителем здесь выступает отсутствие публичности и общественной экспертизы проводимых в настоящее время закрытых исследований, а также иногда случающиеся труднообъяснимые резкие скачки уровня поддержки глав регионов в социологических исследованиях.
Статистические – исходящие из заявленных приоритетов усиления внимания к экономическим результатам работы глав регионов. В Приложении мы предприняли попытку обобщения текущей экономической статистики. С учетом несопоставимости потенциалов регионов акцент сделан на данных о динамике за прошедший год. Полученные данные лишь отчасти пересекаются с имеющимся представлениями об эффективности существующих в регионах политических систем.
Карьерные – продиктованные расширением практики перевода губернаторов на федеральные позиции, которые часто не могут быть однозначно интерпретированы как повышение или понижение (Н.Цуканов, Е.Зиничев).
«Правоохранительные» - с учетом результативности практики замены глав регионов по «антикоррупционным» основаниям (Коми, Кировская область, Сахалин) и серии атак на них с помощью уголовных дел в отношении заместителей губернаторов и членов региональных правительств. Эта линия может развиваться автономно, вне прямой зависимости от результатов работы губернаторов на других участках. Активность правоохранителей встречает разное отношение глав регионов – от открытой солидаризации губернатора с подозреваемыми (Кемеровская область) до самоустранения от проблемы (Челябинская область).
Сокращение распределяемых ресурсов обостряет конкуренцию за более богатые регионы, в то время как антикоррупционная активность силовых структур делает еще более низкой мотивацию региональных и федеральных политиков на борьбу за посты в депрессивных территориях.
Регион |
Глава |
Оценка (по 5-бал-льной шкале, в скобках – оценка в прошлом рейтинге) |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Год начала работы во главе региона |
Срок окончания полномочий |
Адыгея |
Аслан Тхакушинов |
3 (3+) |
Удается поддерживать стабильность в регионе на приемлемом в сравнении со «среднекавказским» уровне. Конкуренты не проявляют высокой публичной активности, а отмена прямых выборов облегчает лоббирование продления полномочий в кулуарах без привязки к текущим рейтингам. |
Оборотной стороной отмены прямых выборов может стать непрозрачность решения вопроса о кандидатуре главы, в том числе для действующих республиканских властей. Близкий срок полномочий требует от федеральной власти принятия оперативного решения, которое с учетом относительной периферийности республики для Центра может носить спонтанный характер. |
2006 |
янв.17 |
Республика Алтай |
Александр Бердников |
4 (3+) |
Является одним из рекордсменов по политическому выживанию. Хотя не является полноценным лидером общественного мнения, хорошие экономические показатели (в том числе развитие туризма), а также развитие особого сектора вип-туризма облегчает коммуникацию с высшими руководителями страны и предъявление результатов своей работы. |
Отношение внутри элит к фигуре главы остается весьма сдержанным. Хотя А.Бердников выиграл прямые выборы, это стоило серьезных усилий и не дало ему большого политического преимущества. |
2005 |
сент.19 |
Башкортостан |
Рустэм Хамитов |
3 (4) |
В целом сохранил социально-политическую и экономическую стабильность в традиционно значимом регионе, не допустив серьезных эксцессов – в том числе в межнациональных отношениях. |
Смена собственника «Башнефти» создает бюджетные риски и одновременно делает республику одной из приоритетных территорий для «Роснефти». В этой связи могут быть актуализированы тезисы об управленческой слабостиглавы, снижении лоббистского веса, недостаточном авторитете среди местных элит, нарушениях на выборах в Госдуму, утрате возникшей с заменой М. Рахимова энергетики. |
2010 |
сент.19 |
Бурятия |
Вячеслав Наговицын |
2 (3) |
Республика долгие годы остается относительно периферийной для федеральной власти, а активность претендующих на контроль над республикой лоббистов невысока. Кроме того, удается избегать возникновения резонансных конфликтов в межэтнических отношениях. |
Многочисленные конфликты с местными элитами окажутся в центре внимания вследствие необходимости принять кадровое решение из-за окончания срока полномочий.
|
2007 |
Май 17 |
Дагестан |
Рамазан Абдулатипов |
3 (4) |
После смены власти в республике удалось добиться снижения террористической активности и интенсивности контртеррористических операций. При этом в значимых для Центра ситуациях не препятствовал действиям федеральных силовых структур. |
В случае обострения ситуации может быть реанимирован тезис о недостаточной управляемости, неполной готовности к выстраиванию сложных межклановых и межнациональных балансов. Также вопрос о власти в республике может стать проекцией расстановки сил между федеральными бизнес-группами, имеющими интересы в Дагестане (С.Керимов, З.Магомедов). Кроме того, наблюдается рост публичной активности ранее занимавшего пост главы республики М.Магомедова. |
2013 |
сент.18 |
Ингушетия |
Юнус-Бек Евкуров |
4- (4) |
Значимость противовеса Р.Кадырову на Северном Кавказе, реализующего альтернативную чеченской модель выстраивания социально-политического баланса. |
Не удалось преодолеть проблему отсутствия социально-экономической самодостаточности республики. Критика семейственности во власти со стороны оппозиции. |
2008 |
сент.18 |
Кабардино-Балкария |
Юрий Коков |
4 (4) |
На фоне относительной стабильности федеральный Центр не имеет оснований активно вовлекаться в ситуацию внутри республики и брать на себя ответственность за серьезное изменение баланса сил. |
Выходцы из республики продолжают периодически фигурировать в конфликтах вокруг незаконных вооруженных формирований. |
2013 |
окт.19 |
Калмыкия |
Алексей Орлов |
4 (4) |
Позволяет федеральной власти не вовлекаться во внутриреспубликанскую ситуацию, избегая серьезного обострения линий политической напряженности. |
В силу периферийного положения республики в качестве контраргумента всегда может быть предъявлен тезис о дефиците позитивной динамики. |
2010 |
сент.19 |
Карачаево-Черкесия |
Рашид Темрезов |
4 (4-) |
Недавнее переназначение на фоне способности позиционироваться в качестве «современного» управленца. |
Федеральный Центр слабо вовлечен во внутриреспубликанскую ситуацию, однако любое нарушение межэтнического и межкланового баланса в сложной с точки зрения национальных отношений и элитной конфигурации республике может побудить к переосмыслению результатов политики последних лет. |
2008 |
сент.21 |
Карелия |
Александр Худилайнен |
3- (3) |
Сумел нейтрализовать большую часть оппонентов, которые не смогли конвертировать рейтинги во властные позиции. Способен мобилизовать не только политический, но и силовой ресурс. Вопреки прогнозам, относительно легко провел кампанию по выборам в Госдуму. |
По мере приближения конца срока полномочий наблюдается дефицит позитивных аргументов в пользу его продления. Итоговое решение будет обусловлено в большей степени позицией и расстановкой сил федеральных лоббистских групп, а не ситуацией в самой республике. |
2012 |
Май 17 |
Коми |
Сергей Гапликов |
4 (4) |
Стремится сохранять эффект федерального назначенца, принявшего на себя «тяжелое наследие» прежнего руководства. Смог снизить влияние ряда бизнес-групп и при необходимости назвать их «виновниками» в случае ухудшения экономической или инфраструктурной ситуации. |
«Дело Гайзера» парализовало существовавшую в республике систему управления, а продолжение череды уголовных дел усилило «фактор страха» среди высшего и среднего управленческого звена. Выстраивание новой управленческой конфигурации взамен разрушенной все еще находится в стартовой стадии. |
2015 |
сент.21 |
Марий Эл |
Леонид Маркелов |
3 (4-) |
Продемонстрировал способность вопреки высокому антирейтингу и электоральной усталости победить на прямых выборах. По отдельным подотраслям в экономике наблюдается улучшение показателей вследствие увеличения оборонных заказов. Для возможных внешних конкурентов республика остается малопривлекательным активом. |
Переизбрание на новый срок произошло со скрипом. Кроме того, устойчиво пропагандируется тезис о постепенной утрате связи главы республики с реальностью. |
2000 |
сент.20 |
Мордовия |
Владимир Волков |
4- (4) |
В республике сохраняется социально-политическая стабильность. Подготовка к проведению Чемпионата мира-2018 остается одним из приоритетов и одновременно драйверов инфраструктурного развития. Постепенное дистанцирование нынешних элит от Н.Меркушкина снижает риски, возможные в случае замены самарского губернатора. |
В.Волков воздерживался от попыток инициировать досрочные прямые выборы главы республики, что создает интригу накануне окончания полномочий. Проблемой для региона остается высокий уровень долговой нагрузки (хотя, по мнению ряда экспертов, речь в основном идет о бюджетных кредитах, которые федеральный Центр неформально обещал реструктурировать). |
2012 |
Май 17 |
Саха |
Егор Борисов |
4 (4) |
Руководит самодостаточным регионом, обеспечивающим благоприятную экономическую статистику и не формирующим негативную повестку дня на федеральном уровне. Отсутствие претензий со стороны федерального Центра. Поддержка со стороны "Алросы". |
Как и любая закрытая управленческая система, административная система республики остается уязвимой для критики – в том числе за жесткость и элементы этнократии. Проблемой для Е.Борисова стало также безальтернативное выдвижение по округу в Госдуму одного из ключевых оппонентов – Ф.Тумусова. Дополнительную неопределенность может создать смена федерального куратора «Алросы». |
2010 |
сент.19 |
Северная Осетия |
Вячеслав Битаров |
4 (4-) |
Сохраняет карт-бланш благодаря недавнему вступлению в должность. |
Кадровые решения по Северной Осетии принимались в последнее время весьма хаотично и не смогли преодолеть существующий в республике раскол элит. |
2016 |
сент.21 |
Татарстан |
Рустам Минниханов |
5 (5) |
Республика считается одним из «образцовых» регионов с точки зрения как экономики, так и политической управляемости. Это подкрепляется сильными лоббистскими позициями, а также неготовностью Центра вести собственную игру в республиканской политике. Кроме того, в мусульманском мире Минниханов способен отчасти уравновешивать активность Р.Кадырова и подключаться к участию в важных дипломатических вопросах (в том числе в части отношений с Турцией и другими тюркскими странами), является элементом баланса внутри мусульманского духовенства России. |
Некоторые из экспертов указывают на диспропорцию между политически самостоятельной позицией республики и относительно слабым интересом к политике со стороны Р.Минниханова, предпочитающего больше концентрироваться на экономических вопросах. При этом республика не защищена от всплесков раздражения со стороны части федеральных элит в связи с ее подчеркнутой автономностью, а также периодическим выдвижением резонансных инициатив (например, продлением нового договора о разграничении полномочий с федеральным Центром). |
2010 |
сент.20 |
Тува |
Шолбан Кара-оол |
4+ (4) |
Недавно победил на выборах главы республики. Сильной стороной остается поддержка С.Шойгу, позиции которого в Сибири после назначения полпредом С.Меняйло укрепились. |
Республика остается несамодостаточным регионом со слабой экономикой, зависимостью от федерального бюджета и высоким потенциалом обострения межнациональной напряженности. |
2007 |
сент.21 |
Удмуртия |
Александр Соловьев |
4 (4) |
Сумел избежать ослабления управленческой системы в республике, позиции которой в экономике улучшаются благодаря росту объемов оборонного заказа. |
Результаты работы остаются малоузнаваемыми на федеральном уровне, где нет четкого представления о степени успешности работы главы. |
2014 |
сент.19 |
Хакасия |
Виктор Зимин |
3 (3-) |
Хорошо знает ситуацию в республике, опираясь при этом на поддержку представленных здесь бизнес-групп, а также федеральных политических союзников. |
В последние годы часто оказывается под ударом – в том числе в связи с антикоррупционными расследованиями и ростом бюджетных долгов. |
2009 |
сент.18 |
Чечня |
Рамзан Кадыров |
5 (4) |
Позиционируется как подчеркнуто безальтернативная фигура с рекордными лоббистскими возможностями, благодаря которым сумел сохранить проведение прямых выборов главы и предотвратить сокращение бюджетных ассигнований. |
Оборотной стороной публичного стиля поведения и лоббистских успехов является накопление конфликтного потенциала в отношениях с федеральными ведомствами. При этом федеральные власти часто не имеют возможности для оценки реального уровня стабильности в республике и прочности созданной управленческой конструкции. |
2007 |
сент.21 |
Чувашия |
Михаил Игнатьев |
4- (4) |
Сумел «пересидеть» несколько атак со стороны оппонентов и претендентов на пост главы республики, избегая открытого вовлечения в публичные конфликты. |
Не создал репутацию сильного управленца с мощной историей успеха. |
2010 |
сент.20 |
Алтайский край |
Александр Карлин |
3+ (4) |
Сумел гармонизировать отношения с ключевыми бизнес-группами, не допустить появления сильных оппонентов, стабилизировать ситуацию в Рубцовске. |
Относительно низкая популярность и подчеркнуто жесткий стиль управления увеличивают число оппонентов и делают уязвимой для критики мишенью. |
2005 |
авг.14 |
Забайкальский край |
Наталья Жданова |
4 (3) |
Недавно победила на выборах, используя ресурс федеральной поддержки. |
Приход на пост губернатора расценивается многими как случайный. Возможности вывода региона из исторически депрессивной экономической ситуации пока не очевидны. |
2016 |
сент.21 |
Камчатский край |
Владимир Илюхин |
4- (5-) |
Сумел избежать формирования негативной повестки дня. |
Как и соседние главы, остается заложником между провозглашенными приоритетами развития Дальнего Востока и малоочевидными результатами этой политики. |
2007 |
сент.20 |
Краснодарский край |
Вениамин Кондратьев |
4- (4) |
Постепенно перешел к формированию собственной управленческой команды. Сумел сохранить внимание федеральной власти к развитию региона – в том числе в связи с проведением Чемпионата мира по футболу. |
Критики указывают на постепенное снижение политической управляемости, периодические всплески социального недовольства, постепенное формирование оппонирующего полюса влияния вокруг А.Ткачева, зависимость губернатора от взаимоотношений между крупными федеральными ведомствами, а также угрозу снижения интереса Центра к вложениям в туристические объекты региона в связи с приоритетным развитием Крыма. |
2015 |
сент.20 |
Красноярский край |
Виктор Толоконский |
4 (3) |
Несмотря на существующий в крае скептицизм относительно политических возможностей губернатора, сумел одержать победу над сторонниками А.Быкова в ходе выборов в Госдуму РФ. В пользу губернатора также играют сбалансированность отношений с ключевыми бизнес-группами и конструктивный диалог с традиционно влиятельным ЗС. |
По-прежнему слабо вписывается в местную ментальность, оставаясь мало понятным и для граждан, и для элит, привыкших выстраивать сложные комбинации. Лоббистские возможности на федеральном уровне остаются неочевидными. Возможны риски в связи с предстоящими непрямыми выборами мэра Красноярска. |
2014 |
сент.19 |
Пермский край |
Виктор Басаргин |
2+ (3-) |
Экономические показатели региона остаются благоприятными, а осенние выборы позволили ослабить позиции внутриэлитных оппонентов. Сохранение контроля над краевым парламентом повысило вероятность того, что к моменту выборов оппоненты придут не на пике форме, а широкая антигубернаторская коалиция создана не будет. |
Вторая смена политической команды в течение года создает впечатление отсутствия понятной стратегии. По мере приближения конца полномочий будут попытки актуализировать темы слабого политического контроля, дезорганизации управления, внутриэлитного раскола, многочисленных уголовных дел в отношении сотрудников. Силовыми структурами неоднозначно воспринимается союз губернатора с пермской городской группировкой. |
2012 |
Май 17 |
Приморский край |
Владимир Миклушевский |
3+ (4) |
Благодаря успешному проведению крупных мероприятий и форумов создал региону образ «витрины» политики России на Дальнем Востоке. Арест мэра Владивостока И.Пушкарева ослабил позиции внутриэлитных оппонентов. |
Арест И.Пушкарева усилил уровень управленческой дезорганизации и повысил риски, связанные с активным участием правоохранительных органов в политической жизни края. Фактором риска может стать отсутствие консенсуса по поводу успехов работы губернатора на своем посту. |
2012 |
сент.19 |
Ставропольский край |
Владимир Владимиров |
4 (4) |
Сумел переломить традицию частой замены губернаторов в крае. Экономические показатели региона в целом благоприятны, несколько снижен общий уровень депрессии среди населения. |
Проблема экономической и иной экспансии из соседних регионов не разрешена и продолжает обостряться. |
2013 |
сент.19 |
Хабаровский край |
Вячеслав Шпорт |
4- (4) |
Закрепился на своем посту, минимизируя негативную повестку и создавая ожидания от края в контексте развития нефтегазовых и оборонных проектов. |
Сохраняются проблемы в отношениях как с полпредством, так и с властями Хабаровска. На это накладывается дефицит общепризнанных достижений и общее накопление усталости. |
2009 |
сент.18 |
Амурская область |
Александр Козлов |
3 (3+) |
Несмотря на случайный характер назначения, сумел отбить первые атаки на себя и начать попытки выстраивания собственной конфигурации. |
Существует почти не решаемая проблема невыигрышного позиционирования в сравнении с предшественником О.Кожемяко. На дефицит личной популярность накладываются слабые позиции в элитах и уязвимость перед атаками оппозиционных партий. |
2015 |
сент.20 |
Архангельская область |
Игорь Орлов |
3 (4) |
Сумел длительное время «продержаться» на губернаторском посту – в том числе благодаря пассивности конкурентов и отсутствию консенсусного кандидата на замену. |
Ослабление лоббистского потенциала на федеральном уровне может стать импульсом к очередному обострению конфликтности в политической жизни региона. |
2012 |
сент.20 |
Астраханская область |
Александр Жилкин |
4- (4-) |
Политическое долгожительство позволило наработать значительные связи (в том числе благодаря организации вип-туризма), а также спозиционировать регион как «форпост» России на границе с мусульманским миром. |
Общее накопление элитной и электоральной усталости сопровождается ухудшением бюджетной ситуации. |
2004 |
сент.19 |
Белгородская область |
Евгений Савченко |
4- (5) |
Наработал репутацию эффективного управленца и политического долгожителя, создав схему жесткого политического управления и с выигрышем использовав положение пограничного с Украиной региона и тему импортозамещения в сельском хозяйстве. |
Оценка реальной прочности политического режима (в том числе перспектив оппозиции и общей электоральной и элитной усталости) затруднена в силу того, что региональная политическая система последний раз сталкивалась со стрессовыми вызовами в 1999 году. В минус областным властям играет также сложная долговая ситуация. |
1993 |
окт.17 |
Брянская область |
Александр Богомаз |
4- (4) |
На фоне коррупционных скандалов прошлых лет создал репутацию «малозаметного» региона, одновременно выдавив предыдущие элиты благодаря уголовному делу в отношении предшественника. |
Задачи предъявления достижений и управленческих компетенций остаются на сегодняшний день нерешенными. |
2014 |
сент.20 |
Владимирская область |
Светлана Орлова |
4 (4) |
Смогла сломить внешнее сопротивление областной и муниципальных элит, одновременно повысив общественные ожидания от действий власти. |
Проблемы «принятия» управленческого стиля губернатора полностью не сняты, а публичная гиперактивность нередко вызывает раздражение и иронию как внутри региона, так и у федеральных наблюдателей. |
2013 |
сент.18 |
Волгоградская область |
Андрей Бочаров |
3 (3+) |
Смог снизить влияние правоохранительных органов на политическую жизнь региона и сформировал пул из одномандатников в Госдуме. Предпринял серию шагов по привлечению инвестиций. |
Остаются нерешенными проблемы общей социальной депрессии и внутриэлитных разногласий. Некоторые шаги губернатора оказываются уязвимы для конфликтных и скандальных интерпретаций. |
2014 |
сент.19 |
Вологодская область |
Олег Кувшинников |
3+ (4-) |
Продемонстрировал способность балансировать между решением текущих экономических задач и взаимодействием с ключевыми донорами областного бюджета. Укрепил позиции в областном центре. |
Ухудшение социально-экономической конъюнктуры не преодолено, периодически имеют место конфликты с муниципалитетами. |
2011 |
сент.19 |
Воронежская область |
Алексей Гордеев |
4-/4 (5-) |
Входит в число наиболее влиятельных на федеральном уровне глав регионов. Широкие элитные связи позволяют не принимать во внимание локальные эксцессы и нейтрализовывать действия оппонентов. |
Выборы в Госдуму происходили конфликтно, а начавшаяся после них борьба за отмену прямых выборов мэра Воронежа актуализировала внутриэлитные противоречия и ухудшила медийный фон.
|
2009 |
сент.19 |
Ивановская область |
Павел Коньков |
3 (4-) |
Поддержка со стороны М.Меня. Относительная значимость региона для федеральной власти с учетом «плесского» фактора. |
Область является одним из рекордсменов по уголовным делам в отношении представителей управленческой элиты. |
2013 |
сент.19 |
Иркутская область |
Сергей Левченко |
4- (4) |
Сохраняет символически значимый статус «модельного» политика, олицетворяющего конкурентность губернаторских выборов. Выстроил отношения с ведущими бизнес-группами, избегая обострения отношений с федеральным Центром. |
Основными факторами риска являются обострение отношений с муниципалитетами и конфликты внутри команды. |
2015 |
сент.20 |
Калининградская область |
Антон Алиханов |
4 (4) |
На фоне нескольких указов о назначении Н.Цуканова врио главы региона в 2015 году и непродолжительности губернаторства Е.Зиничева у федеральной власти имеется запрос на появление определенности с персоной руководителя области. |
Не преодолены проблемы, связанные со слабой укорененностью в регионе, а также необходимостью электорального рейтинга и управленческого опыта. |
2016 |
врио |
Калужская область |
Анатолий Артамонов |
4 (4) |
Несмотря на негативную конъюнктуру, сохраняется эффект от наработанной в прежние годы репутации эффективного управленца и автора «экономического чуда». |
Спад в инвестиционно емких отраслях и отсутствие позитивной динамики в автопроме ставят под вопрос репутацию «инвестиционного инноватора» и актуализируют тему накопления электоральной усталости. |
2000 |
сент.20 |
Кемеровская область |
Аман Тулеев |
3 (4+) |
Продемонстрировал жесткий настрой на сопротивление «антикоррупционным» атакам на областную администрацию. Поставил себя в положение, при котором писать заявление об отставке не готов, а увольнение от должности «по недоверию» остается для федеральной власти маловероятным по политическим и психологическим основаниям. |
Стал объектом атак правоохранительных органов и начала попыток проектирования «посттулеевской» конфигурации сил, которые могут сделать более заметными трения между губернатором и ключевыми бизнес-группами. |
1997 |
сент.20 |
Кировская область |
Игорь Васильев |
4 (4-) |
Недавнее значение вкупе с взаимодействием с правоохранительными органами и опытом работы на федеральном уровне создают эффект ожиданий от нового губернатора. |
Слабая укорененность в регионе дополняется тревожностью местных элит, которые в силу опасений дальнейших «антикоррупционных» шагов не проявляют активности и не могут служить полноценной опорой. |
2016 |
врио |
Костромская область |
Сергей Ситников |
3+ (4) |
Сумел выйти из конфликтных ситуаций, не совершив очевидных промахов. Внимание к региону внешних интересантов остается низким. |
Пока не создал собственную историю управленческого и политического успеха. |
2012 |
сент.20 |
Курганская область |
Алексей Кокорин |
4 (4) |
С учетом традиционно заниженных ожиданий от экономики региона демонстрирует управленческую волю и стремление к изменениям. |
Возможности предъявления менеджерских успехов по-прежнему остаются ограниченными. |
2014 |
сент.19 |
Курская область |
Александр Михайлов |
4- (3+) |
Является рекордсменом по политическому выживанию. Хотя этот рекорд считается трудно объяснимым, период основных проблем оказался позади и атаки на А.Михайлова оказались отбиты. |
Необъясненность феномена политического выживания А.Михайлова в любой момент может сделать его мишенью для критики, привести к его позиционированию как «менеджера старой формации» и персоны, притягивающей электоральную усталость. |
2000 |
сент.19 |
Ленинградская область |
Александр Дрозденко |
5- (4) |
Оказался в роли одного из самых успешных назначенцев 2012 года. Добился усиления диверсификации экономики, позволяющей использовать как транзитное положение региона (развитие портов, модернизация инфраструктуры перед Чемпионатом мира по футболу-2018), так и периодические волны самоизоляции (развитие сельского хозяйства и т.п.). |
Регион остается крайне привлекательным для потенциальных интересантов, в том числе в контексте решения вопроса о власти в Санкт-Петербурге. |
2012 |
сент.20 |
Липецкая область |
Олег Королев |
4- (4) |
Несмотря на экономическую привлекательность, регион почти отсутствует в федеральной повестке дня. Отношения с Новолипецким металлургическим комбинатом в целом стабилизированы, серьезное взаимное раздражение не накапливается. |
Регион интересен для конкурентов. Оборотной стороной отсутствия региона в повестке дня может стать отсутствие у губернатора устойчивой репутации успешного менеджера, добившегося мощных результатов. |
1998 |
сент.19 |
Магаданская область |
Владимир Печеный |
4- (5) |
Не допускает формирования негативной повестки. Сохраняет высокий уровень контроля как над экономической, так и над политической жизнью региона. |
Успешность работы на посту губернатора почти не была предметом дискуссии. Как следствие, существуют возможности как позитивной, так и негативной интерпретации результатов его работы. |
2013 |
сент.18 |
Московская область |
Андрей Воробьев |
3+ (4-) |
Общефедеральная известность в сочетании с образом современного и перспективного губернатора, ориентированного на формирование сильной команды. Это подкрепляется федеральными связями и высокой публичной активностью. |
Отношения с элитами внутри региона часто напряжены – при этом недовольная часть имеет широкие возможности для трансляции своих интерпретаций в федеральные органы власти. Новым поводом к этому может стать начавшаяся муниципальная реформа. |
2012 |
сент.18 |
Мурманская область |
Марина Ковтун |
4 (4-) |
Избежала использования избирательной кампании для ослабления своих позиций, продемонстрировав дальнейший рост претензий по влиянию на региональные элиты. |
«Зачистка» Мурманска от А.Веллера не привела к формированию в городе прогубернаторской конфигурации. Конфликтный стиль взаимодействия с элитами способен создавать дополнительное напряжение. |
2012 |
сент.19 |
Нижегородская область |
Валерий Шанцев |
2 (3+) |
Губернатор-«тяжеловес» с большими федеральными связями, сумевший обеспечить собственное политическое доминирование на территории области и придать динамику ее экономическому развитию. |
Затяжной конфликт вокруг контроля над Нижним Новгородом стал серьезной пробоиной в имидже «всесильного» губернатора. Традиционно высокой остается неопределенность вокруг стратегий нынешних и бывших руководителей полпредства в отношении региона. |
2005 |
сент.19 |
Новгородская область |
Сергей Митин |
3- (3+) |
Способен эффективно продвигать результаты своей работы при общении с федеральными чиновниками. Некоторые эксперты указывают, что лоббистскому потенциалу способствует взаимодействие с валдайским дачным комьюнити. |
Приближение срока окончания полномочий актуализирует негативную повестку – в том числе нерешенный вопрос о власти в областном центре и уголовные дела в отношении окружения губернатора. |
2007 |
окт.17 |
Новосибирская область |
Владимир Городецкий |
3- (3-) |
Результаты на выборах оказались выше ожидаемых – в том числе благодаря способности сформировать элитную коалицию под эгидой «Единой России». |
Дефицит личной харизмы особенно заметен на фоне соперничества с мэром Новосибирска А.Локтем. |
2014 |
сент.19 |
Омская область |
Виктор Назаров |
3+/4- (4) |
В ходе выборов в Госдуму добился неплохих результатов, не допустив усиления позиций КПРФ. Способен к выстраиванию взаимодействия с отдельными федеральными бизнес-группами, в том числе Сбербанком. |
В регионе с высокой внутренней конкуренцией остается аполитичной фигурой, вследствие чего может не успеть отреагировать на возможное формирование негативной для губернатора повестки (как это едва не случилось на выборах в 2015 году). |
2012 |
сент.20 |
Оренбургская область |
Юрий Берг |
4 (4) |
Выстроенность отношений с ключевыми бизнес-группами в экономически самодостаточном регионе позволяет сохранять доминирование в регионе. Попытки консолидации недовольства властью вокруг оппозиционных фигур завершились неудачей. |
Присутствует скрытая внутриэлитная фронда – особенно в областном центре, где не удалось установить полноценную «химию» в отношениях с элитами и частью жителей. |
2010 |
сент.19 |
Орловская область |
Вадим Потомский |
2 (3) |
Наступательный стиль и статус политического назначенца от КПРФ позволяют внутри региона владеть политической инициативой и развивать наступление на оппонентов. |
Критики позиционируют губернатора как эксцентричную и импульсивную фигуру, предпочитающую работать в конфликтной повестке дня. Против В.Потомского может сыграть исчерпанность ресурса модели «коалиционных губернаторов». |
2014 |
сент.19 |
Пензенская область |
Иван Белозерцев |
4 (4) |
Сумел подтвердить представление об устойчивом положении региона. Кончина экс-губернатора В.Бочкарева позволила не допустить формирования параллельного центра политического влияния. |
Относительная малозаметность региона для федеральной власти порождает дефицит лоббистских ресурсов. |
2015 |
сент.20 |
Псковская область |
Андрей Турчак |
2+ (2+) |
Неоднократно демонстрировал способность выходить из-под удара и корректировать направление негативных для себя «подводных течений». Положение одного из «аллергенов» в глазах либеральной оппозиции долгое время способствовало сохранению в должности в условиях антилиберального тренда. |
Мотивация к продолжению карьеры в регионе относительно низка. При этом Псковская область может оказаться удобной площадкой для демонстрации перезагрузки отношений власти и оппозиции через замену наиболее спорных с точки зрения публичного имиджа персон. |
2009 |
сент.19 |
Ростовская область |
Василий Голубев |
4 (4) |
Удачно позиционирует область как приграничный регион (что стабилизирует отношения с силовыми структурами), а также использует тему импортозамещения в сельском хозяйстве. Выстроил сбалансированные отношения с федеральными элитами. |
Реальный уровень напряженности внутри элит до конца не прояснен. Регион привлекателен для внешних игроков. |
2010 |
сент.20 |
Рязанская область |
Олег Ковалев |
3 (4) |
Успешно преодолевал прошлые кризисные ситуации, связанные с угрозой замены. Одной из причин этого была низкая привлекательность региона для внешних игроков. |
Приближение срока окончания полномочий возвращает на повестку дня проблемы дефицита достижений на фоне состояния здоровья. |
2008 |
окт.17 |
Самарская область |
Николай Меркушкин |
2+ (4-) |
Управленческий опыт в сочетании с федеральными связями создает некоторый запас прочности – особенно с учетом сложности поиска и согласования кандидата на замену. |
Публичная сверхактивность вызывает раздражение элит разных уровней и избыточную общероссийскую узнаваемость. Существуют проблемы вокруг легитимности голосования по выборам в Госдуму. |
2012 |
сент.19 |
Саратовская область |
Валерий Радаев |
2+/ (3+)
|
Исторически находится в тени федеральных политиков. Позволяет не допустить формирования негативной повестки вокруг региона. |
Дефицит политической субъектности делает уязвимой фигурой для оппонентов и снижает ценность для сторонников. |
апр.12 |
апр.17 |
Сахалинская область |
Олег Кожемяко |
4+ (5) |
Обладает значительным кредитом доверия на федеральном уровне благодаря опыту работы в предыдущих регионах. Смог создать ожидания среди населения. Способен реализовывать федеральные инициативы, связанные с перераспределением финансов между дальневосточными регионами. |
В силу предшествующего опыта возможна недооценка рисков, связанных с элитным недовольством. Внутри региона существуют вопросы к качеству управленческой команды. |
2015 |
сент.20 |
Свердловская область |
Евгений Куйвашев |
2+ (3) |
Занялся выстраиванием конфигурации с местными элитами, временно снизив остроту раскола. Активность способных к оппонированию бизнес-групп постепенно снижается. |
Близкий срок окончания полномочий ставит вопрос об избираемости на конкурентных выборах с учетом дефицита харизмы и низкой популярности. Решение возглавить областное правительство может притягивать электоральные риски. |
2012 |
Май 17 |
Смоленская область |
Алексей Островский |
3 (4) |
Политический статус назначенца ЛДПР с учетом попыток В.Жириновского позиционироваться в качестве главного сторонника действующей власти среди оппозиционных парламентских партий. Привлекательность региона для внешних игроков невелика. |
Дефицит позитивной динамики не позволил создать полноценную историю успеха, сделав уязвимой для критики фигурой и заложником жизнеспособности конфигурации с оппозиционными губернаторами. |
2012 |
сент.20 |
Тамбовская область |
Александр Никитин |
4 (5) |
Сохраняется федеральный кредит доверия. Демонстрирует активность по привлечению инвестиций. |
Пока не создал вокруг себя мощной волны ожиданий. Против губернатора может быть использована недавняя попытка выдвижения кандидатуры на выборах в РАН. |
2015 |
сент.20 |
Тверская область |
Игорь Руденя |
4+ (2) |
Недавнее избрание на фоне существенной федеральной поддержки. |
Слабая укорененность в регионе. Условная легитимность в связи с победой на неконкурентных выборах. Слабое имиджевое позиционирование. |
2016 |
сент.21 |
Томская область |
Сергей Жвачкин |
3- (4) |
Смог снизить градус социально-политической активности в регионе. Может опереться на поддержку «Газпрома». |
Не сумел добиться проведения досрочных выборов, что с учетом близкого срока окончания полномочий будет прочитываться как слабость. |
2012 |
Март 17 |
Тульская область |
Алексей Дюмин |
5- (2) |
Одержал победу на прямых выборах при демонстративной федеральной поддержке. |
Пока только нарабатывает навыки оперативного управления на уровне региона, не имея возможности полноценно опереться на местные элиты. |
2016 |
сент.21 |
Тюменская область |
Владимир Якушев |
4+ (5) |
Укрепил позиции в отношениях с автономными округами, в том числе опираясь на налаженные связи с нефтегазовыми компаниями и федеральный лоббистский ресурс. |
Регион остается привлекательным для внешних игроков, а попытки проводить линию на укрупнение регионов могут нести в себе дополнительные риски. |
2005 |
сент.19 |
Ульяновская область |
Сергей Морозов |
4 (4) |
Вопреки активности оппонентов сумел добиться продления полномочий и победил на губернаторских выборах. Позиции на федеральном уровне удалось стабилизировать. |
Сохраняются риски, связанные с частой ротацией команды и внутриэлитной напряженностью. |
2004 |
сент.21 |
Челябинская область |
Борис Дубровский |
3 (4-) |
Отсутствие очевидных кандидатов на замену. |
Дефицит управленческих и политических компетенций на фоне повышенной активности правоохранительных органов и наличия большого количества скрытых оппонентов в элитах. |
2014 |
сент.19 |
Ярославская область |
Дмитрий Миронов |
4 (3-) |
Недавнее назначение, продвижение репутации чиновника с федеральным бэкграундом. Предпринял оперативные шаги по комплектованию собственной команды. |
Невыстроенность отношений с местными элитами на фоне необходимости наработки управленческих навыков. Устойчивость традиций конкуренции в местной политике. |
2016 |
врио |
Москва |
Сергей Собянин |
5- (4-) |
Доверие президента. Отсутствие серьезных ограничений со стороны Мосгордумы, местных элит, политических партий. Способность построить сбалансированные отношения с федеральными элитными группами. Отсутствие жесткого давления со стороны силовых структур. |
Низкая эффективность управления медийными кампаниями (при решении технических ситуация приходится тратить личный политический капитал). Отсутствие системы управления политическими рисками усугубляется дефицитом личной харизмы. |
2010 |
сент.18 |
Санкт-Петербург |
Георгий Полтавченко |
3- (4) |
Сумел не допустить нарастания в городе протестных настроений. Сложность согласования кандидата на замену обеспечивает карьерное долголетие. |
Личная мотивация оставаться на посту относительно невелика на фоне разговоров о возможности перехода на федеральный уровень. Негативный информационный фон создается скандалами вокруг подготовки к Чемпионату мира по футболу, привлекающими внимание правоохранительных органов. |
2011 |
сент.19 |
Еврейская автономная область |
Александр Левинталь |
4 (5) |
Относительно недавнее назначение создало дополнительные ожидания внутри и за пределами региона – особенно в случае успеха политики привлечения инвестиций и создания территории опережающего развития. |
Приходится действовать в условиях ухудшения бюджетной ситуации, преодолевать проблемы кадрового дефицита и инерцию восприятия как «неместного». |
2015 |
сент.20 |
Ненецкий автономный округ |
Игорь Кошин |
4- (4-) |
Инициативность. Активность. Наличие союзников на федеральном уровне. Обсуждение гипотетических сценариев объединения с Архангельской областью при доминировании НАО. |
Отмена прямых выборов создала угрозу снижения политической субъектности, значимой с учетом традиций высокой динамики внутриэлитной жизни. Задачи создания успешного управленческого кейса пока не решены. |
2014 |
сент.19 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
Наталья Комарова |
3 (4+) |
Сумела выстроить отношения с частью нефтяных компаний. Отмена прямых выборов снизила политический вес губернатора, однако помогла избежать электоральных рисков. |
Присутствует высокая конфликтность на окружном, муниципальном и областном уровне, которая может сделать губернатора мишенью для атак с учетом высокой привлекательности региона для любых претендентов. |
2010 |
сент.20 |
Чукотский автономный округ |
Роман Копин |
4 (5) |
Округ не создает проблем для федеральной повестки. |
Отсутствует устойчивая управленческая репутация как позитивного, так и негативного содержания. |
2008 |
сент.18 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Дмитрий Кобылкин |
4+ (5) |
Возглавляет один из «витринных» регионов в части социально-экономической политики. При этом успешно выстраивает отношения с «Газпромом» и «Новатэком». |
Отмена прямых выборов делает неравновесными отношения с Тюменской областью. Периодически номинируется в числе кандидатов на федеральные посты. |
2010 |
сент.20 |
Крым |
Сергей Аксенов |
4 |
Выступил одним из лидеров в процессе присодинения Крыма к России. Успешно использует приоритетность темы Крыма для федеральных властей |
Вступает в периодические конфликты с федеральными ведомствами. Существует риск выдвижения депутатов Госдумы от Крыма в качестве альтернатив действующему главе. |
2014 |
сент. 19 |
Севастополь |
Дмитрий Овсянников |
5- |
Удачно использует имиджевый эффект после замены непопулярного губернатора. Заключил ситуативный союз с А.Чалым. Добился возвращения прямых выборов. Может опереться на федеральные бизнес-группы. |
Не имеет достаточного опыта в публичной политике. Стоит перед задачей наращивания электорального рейтинга. Возможна недооценка остроты элитных противоречий и протестного потенциала в городе. |
2016 |
Врио |
Список экспертов
Бадовский Дмитрий, председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований;
Виноградов Михаил, президент Фонда «Петербургская политика»;
Гусев Дмитрий, политтехнолог;
Даченков Игорь, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»;
Костин Константин, председатель правления Фонда развития гражданского общества;
Кузнецов Глеб, заместитель директора Национального института развития современной идеологии;
Курбангалеева Екатерина, директор АНО "НИЦ «Особое мнение»;
Матвейчев Олег, профессор Высшей школы экономики;
Минченко Евгений, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»;
Рошков Евгений, управляющий партнер компании «Кесарев Консалтинг»;
Туровский Ростислав, генеральный директор Агентства региональных исследований;
Щербаков Федор, политолог.
Приложение 1. Экономическая статистика регионов
Зеленая зона. С 10 по 10 место. 2 балла
Синяя зона. С 11 по 20 места. 1 балл.
Оранжевая зона. С 66 по 75 места. Минус 1 балл.
Красная зона. С 76 по 85 места. Минус 2 балла.
Регион |
% дефицита бюджета к доходу (2016 год) |
Размер долга (% от доходной части бюджета-2016, Минфин РФ) |
Индекс про-мышленного произ-водства (янв-окт 2016 к янв-окт 2015, Росстат) |
Инвес-тиции янв-окт 2016 к янв-окт 2015, Росстат) |
Строи-тельство янв-окт 2016 к янв-окт 2015, Росстат) |
Розничный оборот янв-окт 2016 к янв-окт 2015, Росстат) |
Динамика доходов янв-окт 2016 к янв-окт 2015, Росстат) |
Прирост/убыль населения на 1000 чел (Росстат) |
Итого баллов |
Дагестан |
0 |
19,8 |
134,9 |
103,7 |
103,7 |
101,8 |
100,3 |
12,1 |
10 |
Севастополь |
46,04 |
0 |
125 |
120,8 |
179 |
120,1 |
102,6 |
-0,9 |
9 |
Алтай |
-1,74 |
12,66 |
140,9 |
126,6 |
128 |
93,6 |
88,5 |
8,7 |
7 |
Крым |
28,65 |
0,48 |
106,2 |
123,4 |
143,8 |
96,7 |
107,8 |
-3,1 |
7 |
Саха |
5,04 |
26,72 |
100,3 |
124,9 |
122,9 |
99,7 |
98,1 |
8,3 |
7 |
Чечня |
12,02 |
8,79 |
100,2 |
92,4 |
143,9 |
102,9 |
98,8 |
16,3 |
7 |
Ингушетия |
15,02 |
6,18 |
101 |
142,2 |
100,5 |
95,6 |
105,6 |
14 |
6 |
Адыгея |
6,18 |
24,1 |
111,1 |
132,6 |
90,9 |
101,9 |
98,8 |
-0,9 |
5 |
Камчатский край |
9,85 |
10,71 |
112,1 |
116,5 |
112,6 |
95,1 |
91,2 |
1,5 |
5 |
Чукотский автономный округ |
-4,73 |
49,74 |
93,4 |
111,3 |
116 |
98,9 |
92,1 |
3,6 |
5 |
Забайкальский край |
1,66 |
63,15 |
101,5 |
123 |
118,9 |
95,8 |
97,4 |
2,3 |
4 |
Московская область |
21,75 |
14,98 |
114 |
98,5 |
99,8 |
101,3 |
99,4 |
0,3 |
4 |
Вологодская область |
-7,98 |
68,93 |
98,7 |
109,1 |
110,2 |
92,1 |
100,7 |
-1,5 |
3 |
Новгородская область |
0 |
55,53 |
103,8 |
119,5 |
115,2 |
96,1 |
96,7 |
-5,6 |
3 |
Санкт-Петербург |
13,09 |
3,07 |
103,5 |
107,1 |
105,7 |
98,3 |
96,4 |
2,4 |
3 |
Татарстан |
3,63 |
58,98 |
103,6 |
100 |
102 |
98,3 |
99,7 |
3 |
3 |
Томская область |
6,49 |
46,48 |
99,5 |
93 |
110,9 |
98,7 |
95 |
1,8 |
3 |
Тюменская область |
15,22 |
1,81 |
100,7 |
177,4 |
110,1 |
93,9 |
91,2 |
4,8 |
3 |
Белгородская область |
7,36 |
65,31 |
103,8 |
100,2 |
85,4 |
102,3 |
102,8 |
-2,8 |
2 |
Калининградская область |
1,84 |
15,97 |
102 |
95,9 |
101,8 |
96,9 |
94,3 |
0,1 |
2 |
Ленинградская область |
16,57 |
10,25 |
103,8 |
118,3 |
106,5 |
99,9 |
100,1 |
-4,9 |
2 |
Мурманская область |
2,47 |
31,82 |
102 |
119,2 |
94,9 |
94,6 |
95,1 |
-0,1 |
2 |
Архангельская область |
4,72 |
60,25 |
98,7 |
153,1 |
84,2 |
96,8 |
92,5 |
-1,4 |
1 |
Брянская область |
1,6 |
25,03 |
108,9 |
91 |
104,7 |
92,1 |
92,8 |
-4,6 |
1 |
Воронежская область |
8,23 |
5,87 |
104,6 |
100,4 |
103,8 |
98,1 |
94,8 |
-4,4 |
1 |
Иркутская область |
7,71 |
15,49 |
105,8 |
104,1 |
107,3 |
93,6 |
92,1 |
1,5 |
1 |
Карачаево-Черкесия |
0 |
43,8 |
93 |
93,7 |
108,4 |
97,1 |
91,2 |
2,7 |
1 |
Красноярский край |
7,33 |
49,12 |
96 |
103,2 |
107,8 |
97,2 |
98,6 |
1,5 |
1 |
Свердловская область |
8,29 |
34,34 |
106,6 |
94,3 |
105,5 |
94,8 |
96,4 |
0 |
1 |
Северная Осетия |
2,07 |
54,2 |
84,1 |
110,9 |
110,6 |
96,6 |
93,9 |
3,6 |
1 |
Хакасия |
6,12 |
84,32 |
110,2 |
83,7 |
91,2 |
94,6 |
99,1 |
1,7 |
1 |
Алтайский край |
7,23 |
3,18 |
101,1 |
82,3 |
85,7 |
94,2 |
95,5 |
-1,8 |
0 |
Башкортостан |
8,73 |
19,57 |
102 |
96,7 |
99,2 |
95,5 |
96,3 |
1 |
0 |
Волгоградская область |
2,29 |
63,41 |
102,5 |
89,4 |
89,3 |
94,6 |
93,3 |
-2,4 |
0 |
Кабардино-Балкария |
5,57 |
36,76 |
92 |
70,4 |
105 |
98,2 |
102,3 |
5,8 |
0 |
Калмыкия |
2,02 |
35,42 |
109,6 |
47,7 |
28,3 |
94,4 |
95,1 |
2,9 |
0 |
Костромская область |
12,06 |
95,85 |
101,3 |
108,4 |
103,3 |
99,7 |
102,5 |
-3,4 |
0 |
Курская область |
7,56 |
19,65 |
103,8 |
123,7 |
91,1 |
97,6 |
97,7 |
-5,1 |
0 |
Москва |
9,52 |
4,36 |
101,8 |
103 |
106,5 |
89,8 |
93,4 |
1,9 |
0 |
Нижегородская область |
8,44 |
58,73 |
104,1 |
85,3 |
86 |
100,3 |
95,7 |
-3,4 |
0 |
Пензенская область |
0,6 |
45,7 |
102 |
70,2 |
86,4 |
98,7 |
98 |
-4,2 |
0 |
Ростовская область |
8,15 |
32,22 |
114,7 |
85,5 |
74,6 |
96,5 |
97,3 |
-2,2 |
0 |
Сахалинская область |
14,73 |
0 |
106,6 |
81,1 |
89,2 |
95,4 |
94,5 |
1,1 |
0 |
Тамбовская область |
7,22 |
30,58 |
99,2 |
95 |
95,2 |
96,2 |
100,2 |
-6,1 |
0 |
Тульская область |
6,32 |
25,64 |
106,8 |
100,4 |
102,8 |
94 |
99,5 |
-6,6 |
0 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
14,36 |
19,37 |
105,2 |
140,4 |
107,7 |
91,2 |
87,9 |
10,5 |
0 |
Ярославская область |
1,38 |
63,9 |
105,4 |
100,4 |
108,5 |
94,3 |
98,4 |
-3,5 |
0 |
Калужская область |
7,78 |
86,41 |
107,3 |
85,5 |
75,3 |
97,4 |
100,3 |
-2,7 |
-1 |
Карелия |
9,74 |
73,05 |
104,2 |
98,6 |
94,5 |
95,8 |
95,7 |
-2,7 |
-1 |
Кемеровская область |
3,93 |
60,37 |
106,5 |
85,9 |
88,2 |
92 |
91,9 |
-2,2 |
-1 |
Кировская область |
7,26 |
63 |
102,3 |
93,7 |
98,8 |
95 |
93 |
-2,1 |
-1 |
Курганская область |
9,21 |
40,6 |
102,2 |
116 |
85,9 |
91,5 |
95,4 |
-3 |
-1 |
Тува |
3,47 |
11,11 |
103,8 |
56 |
91,4 |
94,6 |
89,1 |
13,6 |
-1 |
Удмуртия |
7,98 |
88,72 |
106,6 |
101,4 |
98,5 |
97,3 |
92 |
1,4 |
-1 |
Ивановская область |
7,49 |
52,05 |
104,7 |
82,8 |
88,2 |
91,5 |
98,6 |
-5 |
-2 |
Краснодарский край |
1,05 |
75,73 |
104,1 |
72,1 |
83,1 |
99,7 |
99,9 |
0,5 |
-2 |
Липецкая область |
9,97 |
37,3 |
102,8 |
109,7 |
103,6 |
97,3 |
97,8 |
-3,7 |
-2 |
Ненецкий автономный округ |
15,94 |
27,87 |
108,1 |
88,2 |
84,4 |
95,3 |
90,1 |
8,7 |
-2 |
Приморский край |
8,64 |
7,61 |
96 |
72,9 |
107,3 |
97,1 |
91,7 |
-1,2 |
-2 |
Тверская область |
5,54 |
42,66 |
101,8 |
139 |
78,4 |
95,4 |
97,5 |
-6,3 |
-2 |
Хабаровский край |
14,8 |
47,3 |
100,3 |
95,9 |
94,9 |
98,5 |
91,7 |
0,6 |
-2 |
Чувашия |
6,61 |
27,09 |
108,5 |
83,7 |
94,1 |
93,4 |
90,8 |
0,5 |
-2 |
Владимирская область |
6,71 |
7,11 |
95,4 |
100,1 |
104,3 |
95 |
94,9 |
-5 |
-3 |
Еврейская автономная область |
6,54 |
46,4 |
87,4 |
82,4 |
108,5 |
94,3 |
90,5 |
-1,4 |
-3 |
Мордовия |
7,82 |
132,21 |
95,6 |
100,1 |
101,6 |
98,8 |
95,9 |
-4 |
-3 |
Новосибирская область |
5,89 |
38,64 |
101,2 |
80,4 |
77,1 |
94,2 |
98,1 |
1,1 |
-3 |
Оренбургская область |
2,53 |
36,34 |
93,6 |
82,1 |
86,6 |
95,5 |
94,7 |
0,2 |
-3 |
Орловская область |
7,67 |
52,03 |
96,9 |
96,7 |
90,5 |
94,3 |
94 |
-5,1 |
-3 |
Самарская область |
4,31 |
54,25 |
97,8 |
76 |
102 |
95,4 |
93,7 |
-1,2 |
-3 |
Ульяновская область |
4,45 |
64,1 |
98,3 |
85,6 |
86,7 |
94,1 |
89,8 |
-3,1 |
-3 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
14,61 |
6,47 |
100,8 |
92,6 |
89,8 |
91,1 |
90,3 |
4,8 |
-3 |
Амурская область |
2,16 |
80,12 |
90,7 |
101,8 |
85,3 |
98,4 |
91,5 |
-0,5 |
-4 |
Астраханская область |
0 |
96,89 |
103,3 |
112,6 |
57,5 |
92,5 |
90,4 |
2,1 |
-4 |
Бурятия |
11,53 |
17,72 |
93,9 |
72,9 |
83,8 |
97,4 |
93,7 |
5,3 |
-4 |
Магаданская область |
7,25 |
45,34 |
99 |
59 |
64,3 |
101,5 |
89,9 |
-0,5 |
-4 |
Пермский край |
8,61 |
17,07 |
97,9 |
95,8 |
86,8 |
91,9 |
82,8 |
0,5 |
-4 |
Рязанская область |
0,55 |
57,69 |
98,2 |
78,2 |
84,2 |
93,1 |
96,8 |
-4,4 |
-4 |
Коми |
11,09 |
64,57 |
96,9 |
118,7 |
105,7 |
90,1 |
90,5 |
1,1 |
-5 |
Омская область |
5,77 |
58,37 |
94,3 |
89,5 |
91,2 |
85 |
90,5 |
0,2 |
-5 |
Саратовская область |
0 |
73,23 |
102,2 |
91,6 |
78,3 |
94,7 |
91,4 |
-2,9 |
-5 |
Ставропольский край |
10,24 |
45,24 |
107,4 |
80,8 |
81,5 |
89,4 |
94,5 |
1,4 |
-5 |
Челябинская область |
7,96 |
25,52 |
95,9 |
91,4 |
91,4 |
90,2 |
89,4 |
-0,2 |
-5 |
Марий Эл |
11,62 |
57,17 |
97,8 |
64,1 |
73,9 |
94,9 |
95,6 |
1 |
-6 |
Псковская область |
13,15 |
57,63 |
104,3 |
77,1 |
93,7 |
90 |
96 |
-6,9 |
-6 |
Смоленская область |
9,15 |
80,96 |
100,6 |
101,1 |
88 |
88,8 |
93,7 |
-5,8 |
-6 |
Приложение 2. Резонансные уголовные дела в отношении высокопоставленных представителей команд действующих губернаторов
Регион |
Данные об уголовных делах, задержаниях, арестов чиновников региональных правительств и администраций |
|
Адыгея |
|
|
Республика Алтай |
|
|
Башкортостан |
|
|
Бурятия |
Манзянов Александр. Министр сельского хозяйства. В июле 2016 приговорен к 2,5 годам лишения по обвинению в злоупотреблении полномочиями. Условно досрочно освобожден в сентябре 2016 Кривошеев Николай. Бывший глава республиканского агентства лесного хозяйства. В мае 2016 вскоре после увольнения по собственному желанию стал фигурантом уголовного дела о превышении должностных полномочий |
|
Дагестан |
Казибеков Ибрагим. Министр строительства и ЖКХ. В сентябре 2016 возбуждено уголовное дело за непредоставление жителю республики средств на покупку жилья. В ответ подал в суд на службу судебных приставов, потребовав от нее 100 млн руб. за моральный ущерб. В настоящее время продолжает исполнение обязанностей |
|
Ингушетия |
Костоев Руслан. Министр сельского хозяйства. В октябре 2016 задержан в рамках уголовного дела по обвинению в превышении должностных полномочий. Отстранен от должности. |
|
Кабардино-Балкария |
Эристова Ляна. Министр имущественных и земельных отношений. В ноябре 2016 возбуждено уголовное дело по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями и подделке документов. Временно отстранена от должности. |
|
Калмыкия |
|
|
Карачаево-Черкесия |
|
|
Карелия |
|
|
Коми |
Шабаршина Елена. Руководитель администрации главы Коми Елены Шабаршиной. В июне 2016 была отправлена в отставку после возбуждения уголовного дела о получении взятки в крупном размере, предприняла попытку самоубийства. Избрана мера пресечения в виде залога |
|
Марий Эл |
|
|
Мордовия |
|
|
Саха |
|
|
Северная Осетия |
|
|
Татарстан |
|
|
Тува |
Тыт-оол Юрий. Заместитель главы республики, бывший министр сельского хозяйства и продовольствия. В октябре 2016 отправлен в отставку после возбуждения уголовного дела о нецелевом расходовании бюджетных средств |
|
Удмуртия |
|
|
Хакасия |
Новиков Сергей. Министр строительства и ЖКХ. Был заключен в СИЗО, однако впоследствии освобожден под подписку о невыезде, с мошенничества дело было переквалифицировано на превышение должностных полномочий. Освобожден от должности |
|
Чечня |
|
|
Чувашия |
|
|
Алтайский край |
Денисов Юрий. Бывший Заместитель губернатора, начальник главного управления образования. Вскоре после освобождения от должности в марте 2016 стал обвиняемым в получении взятки при посредничестве супруги. Оба были помещены в следственный изолятор. Срок ареста истекает 4 января |
|
Забайкальский край |
|
|
Камчатский край |
|
|
Краснодарский край |
|
|
Красноярский край |
|
|
Пермский край |
Закиев Алмаз. Министр транспорта. В октябре 2016 возбуждено уголовное дело по обвинению в лоббировании интересов коммерческой структуры. Отстранен от исполнения должностных обязанностей. Находится под подпиской о невыезде. Лях Павел. Министр физической культуры и спорта. В октябре 2016 задержан в рамках расследования дела о хищениях при реконструкции стадиона «Динамо». Находится под домашним арестом. Балуев Евгений. Министр информационного развития и связи. В июне 2016 задержан по обвинению в мошенничестве, позднее возбуждено дело о незаконном хранении оружия. В августе уволен с поста министра. Арест продлен до февраля. Федоровский Виктор. Министр строительства и ЖКХ. В начале 2016 после возбуждения уголовного дела по обвинению в незаконном участии в предпринимательской деятельности написал заявление об увольнении. Суд заявил об отсутствии оснований для уголовного преследования, вынесен штраф в размере 145 тыс руб. |
|
Приморский край |
|
|
Ставропольский край |
Лямин Василий. Министр образования. В октябре 2015 приговорен к 7,5 годам по обвинению в получении взятки и вымогательстве |
|
Хабаровский край |
Игнатович Сергей. Заместитель председателя правительства. В феврале 2016 арестован, помещен под домашний арест (обвиняется в растрате крупной суммы при строительстве жилого комплекса). Освобожден от занимаемой должности. Скоморохов Андрей. Министр строительства. . В феврале 2016 арестован, помещен под домашний арест (обвиняется в растрате крупной суммы при строительстве жилого комплекса). Освобожден от занимаемой должности. Давиденко Александр. Бывший министр имущественных отношений. В феврале 2016 приговорен к 7,5 годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве. В июне 2016 срок сокращен до 6 лет. Кравчук Николай. Бывший заместитель председателя правительства. В декабре 2015 обвинен в злоупотреблении должностными полномочиями. Объявлен в международный розыск. |
|
Амурская область |
Вологдин Сергей. Бывший министр сельского хозяйству. Обвинялся в мошенничестве, незаконном хранении боеприпасов, вызвавшим смерть человека нарушении Правил дорожного движения. Приговорен к условному сроку. |
|
Архангельская область |
|
|
Астраханская область |
|
|
Белгородская область |
|
|
Брянская область |
Морозов Александр. Бывший директор областного департамента архитектуры и строительства. Приговорен к 300 часам принудительных работ по обвинению в халатности,. Александру Морозову, признанному виновным в халатности, из-за которой область лишилась субсидий на поддержку предпринимательства Полещенко Дмитрий. Бывший начальник управления имущественных отношений. Возбуждено уголовное дело по обвинению в превышении должностных полномочий |
|
Владимирская область |
Хвостов Дмитрий. Бывший вице-губернатор по строительству. В сентябре покинул пост. В октябре 2016 возбуждено уголовное дело по обвинению в получении взятки в особо крупном размере. В декабре 2016 к делу добавлен дополнительный эпизод. Был задержан в Краснодаре, находится под арестом. |
|
Волгоградская область |
|
|
Вологодская область |
Сергей Тугарин. Бывший вице-губернатор. Приговорен к 2 годам 10 месяцам за превышение полномочий. Приговор отменен в мае 2016 после кассационной жалобы.
|
|
Воронежская область |
|
|
Ивановская область |
Куликов Дмитрий. Первый вице-губернатор. В мае 2016 задержан по обвинению в получении взятки от бывшего главы Иваново за решение вопросов, связанных с оборотом земельных участков. Вскоре переведен под домашний арест. В ноябре 2016 освобожден под залог. По сообщениям СМИ, после этого вернулся к исполнению должностных обязанностей. Кабанов Андрей. Первый заместитель председателя правительства. В августе 2015 возбуждено уголовное дело по обвинению в получении взятки. Был помещен под домашний арест, затем мера пресечения изменена на подписку о невыезде.В ноябре 2016 утверждено обвинительное заключение. Дело передано в суд. На 20 декабря намечено начало судебного разбирательства. |
|
Иркутская область |
|
|
Калининградская область |
|
|
Калужская область |
Александр Болховитин. Бывший министр строительства и ЖКХ. Приговорен к 3 годам лишения свободы за хищения.
|
|
Кемеровская область |
Иванов Алексей. Заместитель губернатора. В ноябре 2016 задержан в рамках уголовного дела по обвинению в вымогательстве. Находится под домашним арестом. Данильченко Александр. Заместитель губернатора. В ноябре 2016 задержан в рамках уголовного дела по обвинению в вымогательстве. Находится под домашним арестом. |
|
Кировская область |
Ануфриев Павел. И.о. министра развития предпринимательства, торговли и внешних связей. В сентябре 2016 возбуждено уголовное дело по обвинению в организации хищения. Помещен под домашний арест. |
|
Костромская область |
|
|
Курганская область |
Суханов Павел. И.о. директора департамента имущественных и земельных отношений. В сентябре 2016 арестован по обвинению в служебном подлоге и мошенничестве. Срок ареста продлен до 27 января 2017. |
|
Курская область |
Вадим Дроженко. Глава регионального комитета социального обеспечения. Приговорен к 3 годам лишения свободы за злоупотребление служебными полномочиями при строительстве жилья для детей-сирот
|
|
Ленинградская область |
|
|
Липецкая область |
|
|
Магаданская область |
|
|
Московская область |
|
|
Мурманская область |
|
|
Нижегородская область |
Горелов Николай. Директор департамента лесного хозяйства. Возбуждено уголовное дело по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями. В январе 2017 ожидается передача дела в суд. Находится под домашним арестом. Александр Макаров. Министр промышленности, торговли и предпринимательства. В апреле 2016 приговорен к 4,5 годам лишения свободы за превышение должностных полномочий. |
|
Новгородская область |
Шалмуев Арнольд. Первый вице-губернатор. В апреле 2013 арестован по обвинению в хищении бюджетных средств. В марте 2016 приговорен к 8 годам 10 месяцам лишения свободы. В ноябре 2016 освобожден от должности после вступления приговора в силу. Нечаев Виктор. Вице-губернатор. В августе 2015 арестован по обвинению в покушении на мошенничество. В августе 2016 приговорен к 3 годам лишения свободы. |
|
Новосибирская область |
|
|
Омская область |
Гамбург Юрий. Первый заместитель председателя правительства. В июне 2014 арестован по обвинению в махинациях с земельными участками, совершенных во время работы в администрации Омска. В июне 2016 приговорен к 5,5 годам лишения свободы.
|
|
Оренбургская область |
Пивунов Олег. Министр спорта. В октябре 2016 возбуждено уголовное дело по обвинению в злоупотреблении полномочиями. Временно отстранен от должности. Находится под домашним арестом. |
|
Орловская область |
|
|
Пензенская область |
|
|
Псковская область |
|
|
Ростовская область |
Елена Скидан. Бывший министр труда и соцразвития. Условный приговор за злоупотребление служебными полномочиями. Сергей Соколов. Начальник управления транспорта областного минтранса. Уголовное дело по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями направлено в суд.
|
|
Рязанская область |
Андреев Дмитрий. Заместитель председателя правительства. В октябре 2015 арестован по обвинению в получении взятки. В марте 2016 возбуждено еще одно уголовное дело о получении взятки. Находится под арестом. |
|
Самарская область |
Некрасов Роман. Замминистра сельского хозяйства. Расследуется уголовное дело по подозрению в халатности. |
|
Саратовская область |
|
|
Сахалинская область |
|
|
Свердловская область |
Сидоренко Александр. И.о. министра транспорта. В ноябре 2016 проведены обыски в рамках уголовного дела по обвинению в незаконной предпринимательской деятельности. Через несколько дней отправлен в отставку. |
|
Смоленская область |
Новикова Юлия. Бывший начальник областного департамента по социальному развитию. Находится под домашним арестом, подозревается в хищениях |
|
Тамбовская область |
|
|
Тверская область |
|
|
Томская область |
Трубицын Андрей. Бывший вице-губернатор. Обвинен в превышении полномочий. В августе 2016 приговорен к 4 годам лишения свободы условно. Князев Алексей. Бывший вице-губернатор. Приговорен в сентябре 2015 года к 5 годам лишения свободы условно по обвинению в хищении во время работы в вузе. В сентябре 2016 приговорен к 5 годам лишения свободы условно. |
|
Тульская область |
|
|
Тюменская область |
Митрофанов Павел. Бывший вице-губернатор. В октябре 2015 объявлен в международный розыск по обвинению в даче взятки. |
|
Ульяновская область |
|
|
Челябинская область |
Сандаков Николай. Заместитель губернатора. В марте 2015 арестован по подозрению в получении взятки, было также выдвинуто обвинение в неправомерном доступе к компьютерной информации (затем переквалифицировано в мошенничество). В марте 2016 был освобожден под залог, однако через несколько дней задержан по подозрению в получении взятки от директора ЧОП, оказывавшего охранные услуги областной власти. В апреле 2016 был переведен под домашний арест. Серебренников Юрий. Бывший министр спорта. Приговорен к 5 годам лишения свободы за получении многомиллионных взяток. |
|
Ярославская область |
|
|
Москва |
|
|
Санкт-Петербург |
Оганесян Марат. Бывший вице-губернатор. В ноябре 2016 арестован по обвинению в мошенничестве при строительстве стадиона «Зенит-Арена». |
|
Еврейская автономная область |
Солнцев Виктор. Председатель комитета по управлению имуществом. Освобожден от должности после обвинения в злоупотреблении полномочиями. |
|
Ненецкий автономный округ |
Дроздов Николай. Начальник управления имущественными и земельными ресурсами. Приговорен к 6 годам лишения свободы и штрафу в 12,5 млн рублей за получение взятки в особо крупном размере |
|
Ханты-Мансийский автономный округ |
|
|
Чукотский автономный округ |
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Кучеренко Вячеслав. Бывший руководитель департамента АПК. Условный приговор за растрату Степанов Василий. Вице-губернатор. Ушел в отставку после обысков в рамках уголовного дела о мошенничестве, одним из фигурантов которого является его отец – замдиректора фонда микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Валерий Степанов |
|
Крым |
|
|
Севастополь |
|