| 11 марта, 2024 | | | Читать на сайте издания |
Аналитический комментарий
Представляем очередной Рейтинг Фонда "Петербургская политика" за февраль 2014 года, подготовленный при информационной поддержке ИА REGNUM и Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям.
Вплоть до эскалации российско-украинского конфликта в конце февраля главным событием месяца оставалось проведение Зимних Олимпийских игр. Можно ожидать, что по их итогам сочинский инфраструктурный проект будет признан наиболее успешным и образцовым для территорий, где запланировано проведение крупных мероприятий международного уровня. Приоритетным направлением станут города проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Что касается регионов, где в ближайшие годы должны быть проведены крупные неспортивные мероприятия (например, международные форумы, саммиты), то вопрос о федеральном финансировании соответствующих проектов может оказаться более спорным.
Те регионы, представители которых завоевали наибольшее количество медалей, рассчитывали на получение максимальных имиджевых и административных преференций. Интересно, что первая "пятерка" (Москва, Московская область, Красноярский край, Краснодарский край, Санкт-Петербург) почти полностью совпадает с первой пятеркой во Втором рейтинге развития командных игровых видов спорта в Российской Федерации, опубликованном Фондом "Петербургская политика" и газетой "Спорт-Экспресс" 8 февраля (Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край - см. более подробно http://fpp.spb.ru/fpp-sport2 ).
Представительство российских регионов среди медалистов Зимних Олимпийских игр в Сочи
Регион | Медалисты | Баллы (3 - золото, 2 - серебро, 1 - бронза) |
1 Москва | Виктор Ан (шорт-трек, 3 золотых медали и 1 бронзовая), Татьяна Волосожар и Максим Траньков (фигурное катание, 2 золотых медали, параллельный зачет - Краснодарский край), Юлия Липницкая (фигурное катание, золото, параллельный зачет - Свердловская область), Аделина Сотникова, Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев (фигурное катание, золото), Елена Ильиных и Никита Кацалапов (фигурное катание, 1 золото, 1 бронза), Федор Климов и Ксения Столбова (фигурное катание, 1 золото, 1 серебро, параллельный зачет - Санкт-Петербург), Ольга Зайцева (биатлон, серебро), Елена Никитина (скелетон, бронза), Антон Шипулин (биатлон, золото, параллельный зачет - Свердловская область), Никита Крюков (лыжные гонки, серебро, параллельный зачет - Якутия) | 60 |
2. Московская область | Вик Уайлд (сноуборд, 2 золотых медали, параллельный зачет - Красноярский край), Владимир Григорьев (шорт-трек, 1 золото, 1 серебро), Руслан Захаров (шорт-трек, золото, параллельный зачет - Башкортостан), Альберт Демченко (санный спорт, 2 серебряных медали), Александр Бессмертных (лыжные гонки, серебро, параллельный зачет - Кемеровская область), Ольга Граф (конькобежный спорт, 2 бронзы), Екатерина Лобышева (конькобежный спорт, 1 бронза), Екатерина Шихова (конькобежный спорт, 1 бронза, параллельный зачет - Санкт-Петербург) | 24 |
3. Красноярский край | Вик Уайлд (сноуборд, 2 золотых медали, параллельный зачет - Московская область), Александр Третьяков (бобслей, золото), Дмитрий Труненков (бобслей, золото), Евгений Устюгов (биатлон, золото), Владислав Антонов и Александр Денисьев (санный спорт, серебро), Николай Олюнин (сноуборд, серебро), Алена Заварзина (сноуборд, бронза, параллельный зачет - Тверская область) | 22 |
4. Краснодарский край | Алексей Воевода (бобслей, 2 золотых медали), Татьяна Волосожар и Максим Траньков (фигурное катание, 2 золотых медали, параллельный зачет с Москвой) | 18 |
5. Санкт-Петербург | Федор Климов и Ксения Столбова (фигурное катание, золото и серебро, параллельный зачет с Москвой), Евгений Плющенко (фигурное катание, золото), Дмитрий Малышко (биатлон, золото), Екатерина Шихова (конькобежный спорт, бронза, параллельный зачет - Московская область) | 17 |
6 Ханты-Мансийский автономный округ | Александр Легков (лыжные гонки, 1 золото, 1 серебро), Алексей Волков (биатлон, золото), Екатерина Шумилова (биатлон, серебро) | 10 |
7-8. Иркутская область | Александр Зубков (бобслей, 2 золотых медали), Алексей Негодайло (бобслей, золото) (оба - параллельный зачет с Мордовией) | 9 |
7-8. Мордовия | (Александр Зубков (бобслей, 2 золотых медали), Алексей Негодайло (бобслей, золото) (оба - параллельный зачет с Иркутской областью) | 9 |
9. Удмуртия | Максим Вылегжанин (лыжные гонки, 3 серебряных медали), Дмитрий Япаров (лыжные гонки, серебро) | 8 |
10. Свердловская область | Юлия Липницкая (фигурное катание, золото, параллельный зачет с Москвой), Антон Шипулин (биатлон, золото, параллельный зачет с Москвой), Юлия Скокова (конькобежный спорт, бронза) | 7 |
11. Башкортостан | Семен Елистратов и Руслан Захаров (параллельный зачет - Московская область) (шорт-трек, золото) | 6 |
12. Новосибирская область | Ольга Вилухина (биатлон, 2 серебряных медали), Илья Черноусов (лыжные гонки, бронза, параллельный зачет - Рязанская область) | 5 |
13. Пермский край | Татьяна Иванова (санный спорт, серебро), Александр Смышляев (фристайл, бронза) | 3 |
14-17. Кемеровская область | Александр Бессмертных (лыжные гонки, серебро, параллельный зачет - Московская область) | 2 |
14-17. Омская область | Яна Романова (биатлон, серебро) | 2 |
14-17. Челябинская область | Ольга Фаткулина (конькобежный спорт, серебро) | 2 |
14-17. Якутия | Никита Крюков (лыжные гонки, серебро, параллельный зачет с Москвой) | 2 |
18-20. Тюменская область | Евгений Гараничев (биатлон, бронза) | 1 |
18-20. Рязанская область | Илья Черноусов (лыжные гонки, бронза, параллельный зачет - Новосибирская область) | 1 |
18-20. Тверская область | Алена Заварзина (сноуборд, бронза, параллельный зачет - Красноярский край) | 1 |
В то же время стремительное вымывание спортивной тематики из постолимпийской повестки дня может оказаться невыигрышным для добившихся успеха в Сочи регионов. Обострение российско-украинского конфликта ставит регионы в двойственное положение. С одной стороны, у части из них возникает соблазн предъявить собственные "заслуги" в идущей кампании - от приема "беженцев" в приграничных территориях до инициативы переезда граждан с Украины на Дальний Восток. С другой - вполне вероятно, что предложение Центра к регионам "помочь" Крыму не будет сопровождаться дезавуированием прежних приоритетов - например, исполнением майских президентских указов, что усилит и без того стрессовую нагрузку на местные бюджеты. Наконец, неоднозначный фон для местных экономик создаст продолжающаяся девальвация рубля, возможные последствия которой были описаны в предыдущем Рейтинге (http://fpp.spb.ru/fpp-rating-2014-01 )
Из собственно региональных тем февраля можно выделить новые назначения губернаторов и дискуссии вокруг муниципальной реформы. Если в январе перестановки в корпусе глав регионов шли скорее по консервативному сценарию (продление полномочий Александра Бердникова и Никиты Белых против досрочной отставки Михаила Юревича), то в феврале из 5 кадровых решений только в одном случае - Псковской области - полномочия губернатора были продлены. В остальных субъектах Федерации не было общего сценария смены власти: наряду с относительной преемственностью в Удмуртии и частичной преемственностью в Курганской области в Орле врио губернатора был назначен представитель КПРФ, а в Ненецком автономном округе - фактический лидер внутриэлитной и внутрипартийной оппозиции губернатору. После того как основной пакет назначений в регионах, где кончался срок полномочий губернатора, прошел, интрига будет разворачиваться вокруг досрочных выборов - как в территориях, где досрочные выборы по сценарию Собянина лоббируют главы регионов (например, в Мурманской области), так и в регионах, где развернется борьба за досрочный уход действующих глав (как это было в Челябинской области). Что же касается проекта муниципальной реформы, идущая дискуссия выявила разноречивость подходов ключевых участников. Как следствие, открывается возможность двух сценариев - либо продавливание волевым усилием из Москвы конкретной схемы, либо подтверждение "многоукладности" с правом выбора схемы муниципального управления за самими территориями. Впрочем, даже в этом случае политически слабым регионам, возможно, придется принять схему, "рекомендованную" федеральным Центром - как это уже было во время принятия местных законов о муниципальных фильтрах на губернаторских выборах.
Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика"
11 марта 2014 года
Топ-10 событий месяца в региональной политике
1. Зимние Олимпийские игры в Сочи
2. Вовлечение части регионов РФ в российско-украинский конфликт
3. Отставки губернаторов Удмуртии, Курганской, Орловской областей и Ненецкого автономного округа
4. Развитие дискуссий вокруг проекта муниципальной реформы
5. Назначение Андрея Турчака временно исполняющим обязанности губернатора Псковской области
6. Инициатива назначения федеральных представителей в Совет Федерации
7. Дискуссия вокруг предложений Минэкономразвития РФ о закрытии неперспективных моногородов
8. Подготовка к выборам мэра Новосибирска
9. Объявление о сокращении производства автомобилей Ульяновским автозаводом, петербургским заводом General Motors и "АвтоВАЗом"
10. Заявление владельца Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина о возможности банкротства некоторых российских металлургических компаний
Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости
Январь 2013 | 6,67 |
Февраль 2013 | 6,58 |
Март 2013 | 6,63 |
Апрель 2013 | 6,65 |
Май 2013 | 6,64 |
Июнь 2013 | 6,52 |
Июль 2013 | 6,47 |
Август 2013 | 6,44 |
Сентябрь 2013 | 6,42 |
Октябрь 2013 | 6,40 |
Ноябрь 2013 | 6,46 |
Декабрь 2013 | 6,41 |
Январь 2014 | 6,45 |
Февраль 2014 | 6,48 |
1. Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц |
Камчатский край | 8,4 (8,3) | 0,1 |
Пензенская область | 8,4 (8,3) | 0,1 |
Тамбовская область | 8,2 (8,1) | 0,1 |
Коми | 8,1 (8,0) | 0,1 |
Самарская область | 8,1 (8,0) | 0,1 |
Тюменская область | 8,0 (7,9) | 0,1 |
Ямало-Ненецкий АО | 8,8 (8,8) | 0,0 |
Хакасия | 8,7 (8,7) | 0,0 |
Чукотский АО | 8,6 (8,6) | 0,0 |
Магаданская область | 8,3 (8,3) | 0,0 |
Калужская область | 8,2 (8,2) | 0,0 |
Ивановская область | 8,2 (8,2) | 0,0 |
Томская область | 8,3 (8,4) | -0,1 |
Белгородская область | 8,0 (8,1) | -0,1 |
Ульяновская область | 8,1 (8,3) | -0,2 |
2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц |
Псковская область | 7,2 (6,9) | 0,3 |
Ненецкий АО | 7,7 (7,5) | 0,2 |
Мордовия | 7,9 (7,8) | 0,1 |
Кемеровская область | 7,8 (7,7) | 0,1 |
Московская область | 7,5 (7,4) | 0,1 |
Тыва | 7,5 (7,4) | 0,1 |
Нижегородская область | 7,4 (7,3) | 0,1 |
Иркутская область | 7,2 (7,1) | 0,1 |
Сахалинская область | 7,7 (7,7) | 0,0 |
Костромская область | 7,6 (7,6) | 0,0 |
Ленинградская область | 7,2 (7,2) | 0,0 |
Санкт-Петербург | 7,1 (7,1) | 0,0 |
Марий Эл | 7,0 (7,0) | 0,0 |
Ростовская область | 7,0 (7,0) | 0,0 |
Амурская область | 7,9 (8,0) | -0,1 |
Саха | 7,6 (7,7) | -0,1 |
Вологодская область | 7,2 (7,3) | -0,1 |
Ханты-Мансийский АО | 7,2 (7,5) | -0,3 |
3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц |
Краснодарский край | 6,7 (6,2) | 0,5 |
Челябинская область | 6,0 (5,7) | 0,3 |
Липецкая область | 6,2 (6,0) | 0,2 |
Татарстан | 6,9 (6,8) | 0,1 |
Приморский край | 6,8 (6,7) | 0,1 |
Алтайский край | 6,6 (6,5) | 0,1 |
Чечня | 6,5 (6,4) | 0,1 |
Хабаровский край | 6,4 (6,3) | 0,1 |
Владимирская область | 6,1 (6,0) | 0,1 |
Саратовская область | 6,1 (6,0) | 0,1 |
Курская область | 6,9 (6,9) | 0,0 |
Башкортостан | 6,8 (6,8) | 0,0 |
Еврейская АО | 6,7 (6,7) | 0,0 |
Тульская область | 6,6 (6,6) | 0,0 |
Чувашия | 6,6 (6,6) | 0,0 |
Новгородская область | 6,5 (6,5) | 0,0 |
Москва | 6,5 (6,5) | 0,0 |
Кировская область | 6,2 (6,2) | 0,0 |
Новосибирская область | 6,8 (6,9) | -0,1 |
Адыгея | 6,6 (6,7) | -0,1 |
Свердловская область | 6,4 (6,5) | -0,1 |
Бурятия | 6,4 (6,5) | -0,1 |
Воронежская область | 6,2 (6,3) | -0,1 |
Оренбургская область | 6,2 (6,3) | -0,1 |
Забайкальский край | 6,0 (6,1) | -0,1 |
4. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц |
Курганская область | 5,3 (5,0) | 0,3 |
Удмуртия | 4,8 (4,5) | 0,3 |
Красноярский край | 5,9 (5,7) | 0,2 |
Карелия | 5,0 (4,8) | 0,2 |
Смоленская область | 4,6 (4,4) | 0,2 |
Архангельская область | 4,5 (4,3) | 0,2 |
Ингушетия | 2,7 (2,5) | 0,2 |
Дагестан | 1,3 (1,1) | 0,2 |
Астраханская область | 5,9 (5,8) | 0,1 |
Пермский край | 5,7 (5,6) | 0,1 |
Омская область | 5,6 (5,5) | 0,1 |
Мурманская область | 5,6 (5,5) | 0,1 |
Рязанская область | 5,4 (5,3) | 0,1 |
Тверская область | 5,4 (5,3) | 0,1 |
Брянская область | 5,0 (4,9) | 0,1 |
Республика Алтай | 5,7 (5,7) | 0,0 |
Ставропольский край | 5,5 (5,5) | 0,0 |
Калининградская область | 5,4 (5,4) | 0,0 |
Карачаево-Черкесия | 5,0 (5,0) | 0,0 |
Волгоградская область | 5,1 (5,2) | -0,1 |
Ярославская область | 5,0 (5,1) | -0,1 |
Калмыкия | 3,4 (3,5) | -0,1 |
Кабардино-Балкария | 3,1 (3,2) | -0,1 |
Орловская область | 4,2 (4,4) | -0,2 |
Северная Осетия | 3,6 (3,8) | -0,2 |
Краткое описание Рейтинга
Рейтинг Фонда "Петербургская политика" публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации. Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная. Внутри Рейтинга регионы разделены на 4 категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц.
В Приложении публикуется Мониторинг важнейших социально-политических событий в субъектах РФ за прошедший месяц. В качестве позитивных, как правило, выделяются события, связанные с улучшением экономической конъюнктуры, привлечением инвесторов, реализацией новых проектов, преодолением внутриполитических кризисов и социальных волнений, получением федеральной поддержки, высокие результаты в различных региональных рейтингах (в том числе в сопоставлении с другими субъектами Федерации). В свою очередь, к негативным относятся события, указывающие на рост социальной, экономической, политической и внутриэлитной напряженности, активное вовлечение правоохранительных органов в политический процесс. Кроме того, как негативные нередко расцениваются серьезные кадровые и организационные изменения, разрушающие прежнюю схему принятия решений: в среднесрочной перспективе такие шаги способны принести положительный эффект, но в момент принятия они часто разрушают привычные для игроков правила игры и повышают общий уровень неопределенности в регионе.
МОНИТОРИНГ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНОВ (февраль 2014)