| 04 декабря, 2024 | | | Читать на сайте издания |
Аналитический комментарий
Ноябрь 2013 года был относительно спокойным временем в социально-политической жизни регионов России. Самым крупным эксцессом стал арест мэра Астрахани Михаила Столярова, который стал уже третьим оказавшимся в следственном изоляторе главой административного центра субъекта Федерации (вслед за главами Махачкалы и Ярославля) и 31-м из глав городов, оказавшихся объектами уголовного преследования в течение 2013 года (полный список см. в Приложении 1). Очевидно, что такие шаги являются одновременно усилением политического влияния правоохранительных органов и свидетельством дальнейшего снижения статуса мэров. В то же время вопрос о бенефициариях от таких шагов пока открыт. Если в Ярославле основной удар оказался нанесен по оппозиции в лице «Гражданской платформы», то в Астрахани, наоборот, заговорили о повышении шансов на успех кандидата «Справедливой России» Олега Шеина на возможных досрочных выборах главы города. Потенциально в выигрыше могут оказаться и губернаторы – особенно в том случае, если за снижением статуса мэров федеральная власть подтвердит циркулирующие слухи о возможной новой муниципальной реформе.
Усилия губернаторов были сконцентрированы в ноябре на двух темах – принятии региональных бюджетов и обсуждении сценария проведения досрочных (или очередных) выборов в собственных территориях. Формирование бюджетов было чревато серьезными конфликтами. Снижение темпов экономического роста, необходимость перераспределения части расходов на социальные нужды в рамках реализации президентских указов – все это требовало ревизии обязательств перед местными элитными группами и создавало угрозу нарастания политических конфликтов. Кроме того, во многих территориях пришлось анонсировать сокращение работников администраций – что тоже чревато внутриаппаратными эксцессами. Однако указанные риски в целом удалось минимизировать и утверждение бюджетов прошло относительно спокойно. Вопрос же о влиянии снижения несоциальных расходов на функционирование региональных экономик в 2014 году пока стоит весьма остро. Кроме того, наличие бюджетных дефицитов в подавляющем большинстве российских регионов будет важным ограничителем экономической и политической автономности региональных администраций.
Одновременно значительно выросла активность глав регионов по лоббированию проведения досрочных выборов в своих регионах. Подобные попытки уже предпринимались накануне избирательных кампаний 2012 и 2013 годов, однако тогда федеральный Центр жестко сдерживал такие проекты, разрешив идти на досрочные выборы главам всего двух регионов – Рязанской области и Москвы. В настоящее время федеральная власть оказалась в двойственном положении. Сдерживать стремление губернаторов к досрочному переизбранию становится все труднее. Однако санкция на досрочные выборы большому числу губернаторов фактически поощряет нагнетание ожиданий ухудшения социально-политической конъюнктуры на 2015 год. Кроме того, федеральной власти придется в этом случае смириться, что часть политического эффекта от реализации президентских указов по повышению зарплат бюджетников по сути окажется «приватизирована» главами регионов в ходе предстоящей избирательной кампании. С другой стороны, досрочные выборы в регионах дают Центру и некоторые плюсы – например, снижение числа избирательных кампаний в регионах в период федерального электорального цикла 2016-2018 года.
Фактор возможных досрочных выборов в регионах актуализирует интригу вокруг соотношения сил между «Единой Россией» и Общероссийским народным фронтом. В течение осени между ними удавалось обеспечивать определенный баланс, устойчивость которого будет зависеть от итогов декабрьской конференции ОНФ. За исключением нескольких территорий сформированный корпус региональных отделений фронта в целом лоялен губернаторскому корпусу – однако у федерального руководства фронта остаются инструменты для того, чтобы при необходимости скорректировать их позицию (список сопредседателей региональных отделений ОНФ см. в Приложении 2).
Михаил Виноградов, президент Фонда «Петербургская политика»
3 декабря 2013 года
Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости
Январь 2013 |
6,67 |
Февраль 2013 |
6,58 |
Март 2013 |
6,63 |
Апрель 2013 |
6,65 |
Май 2013 |
6,64 |
Июнь 2013 |
6,52 |
Июль 2013 |
6,47 |
Август 2013 |
6,44 |
Сентябрь 2013 |
6,42 |
Октябрь 2013 |
6,40 |
Ноябрь 2013 |
6,46 |
Топ-10 событий месяца в региональной политике
Крушение самолета в Казани
Арест и отстранение от должности мэра Астрахани Михаила Столярова
Принятие региональных бюджетов на 2014 год и трехлетних бюджетов
Попытки губернаторов ряда регионов пролоббировать назначение досрочных выборов на сентябрь 2014 года
Встреча Владимира Путина с участниками Съезда муниципальных образований
Назначение Михаила Меня руководителем новообразованного Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Поражение Екатеринбурга в борьбе за проведение Экспо-2020
Победа заявки Красноярска на проведение зимней универсиады 2019 года
Арест красноярского бизнесмена Александра Баталова
Отзыв Центробанком лицензий у ряда региональных банков