| 03 октября, 2024 | | | Читать на сайте издания |
Аналитический комментарий
Представляем очередной Рейтинг Фонда «Петербургская политика» за сентябрь 2013 года, подготовленный при информационной поддержке агентства REGNUM и Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям.
Основные интриги сентября в региональной политике были связаны с итогами единого дня голосования 8 сентября, обострением борьбы вокруг возможных перестановок в губернаторском корпусе, а также нарастанием ожиданий ухудшения бюджетной ситуации в целом ряде регионов.
Восприятие итогов голосования оказалось противоречивым. На одной чаше весов оказались успешные выступления представителей власти и «Единой России» в подавляющем большинстве территорий, включая все губернаторские выборы, на другой – резонансные неудачи в Екатеринбурге, Петрозаводске (сопоставимых с которыми не было в прошлый единый день голосования в октябре 2012 года), а также противоречивое «послевкусие» вокруг итогов выборов мэра Москвы. Голосование подтвердило как наличие заметных проблем с поддержкой власти на уровне крупных городов, так и относительную слабость оппозиции в большей части регионов и муниципальных образований. В целом выборы продемонстрировали весьма высокий контроль местных властей за политическими процессами, хотя по некоторым территориям выявились серьезные проблемы:
Отдельную значимость представляет легкая победа в Забайкальском крае, Владимирской, Магаданской и Московской областях назначенных вместо прежних глав регионов исполняющих обязанности губернаторов. Она продемонстрировала, что наличие нескольких месяцев «запаса» у врио губернатора в случае удачного подбора кандидатуры создает хороший задел для подготовки к избирательной кампании. В отдельных регионах это повышает ожидания назначения новых и.о. губернаторов вместо потенциально проблемных действующих глав – как это уже произошло в Ставропольском крае. Интрига возникает вокруг трех категорий регионов.
Во-первых, это территории, где срок полномочий глав заканчивается до сентября 2014 года. Назначение временно исполняющего обязанности губернатора до выборов там в любом случае неизбежно – и вопрос в том, идет ли речь о фактическом продлении полномочий действующего главы или о приходе новой фигуры с потенциалом для раскрутки. В январе 2014 года завершается срок полномочий у главы Республики Алтай, Коми, Кировской области и Ненецкого автономного округа, в феврале – Удмуртии, в марте – Воронежской, Орловской и Псковской областей, в августе – Алтайского края. К этим территориям близки по времени Астраханская и Курганская области, где срок полномочий губернаторов истекает в декабре 2014 года.
Во-вторых, речь идет о регионах, где Центр «дозревает» до досрочной смены губернатора по ставропольскому сценарию. Проведение перестановок до конца года дает новому врио время для раскрутки (а в случае ее неудачи оставляет резерв времени для смены кандидата). Указанием на возможность такого сценария стала сентябрьская смена губернатора Ставропольского края.
В-третьих, значительная часть глав попытается инициировать досрочные перевыборы с собственным участием – как это было в 2012 году в Рязанской области и в 2013-м – в Москве. Таких претендентов обычно насчитывается до нескольких десятков – но разрешение до сих пор давалось в исключительных случаях. Скорее всего, Центр не будет положительно реагировать на подобные обращения, как минимум, до весны 2014 года, чтобы избежать неконтролируемого разрастания прецедентов.
Таким образом, несмотря на завершение избирательной кампании, политические факторы по-прежнему будут иметь определяющее воздействие на устойчивость ситуации во многих регионах. Именно политическими причинами продиктовано существенное снижение рейтингов устойчивости – на 0,6 пункта в Свердловской области, на 0,4 пункта в Москве, на 0,3 пункта – Красноярском крае, Республике Алтай, Мурманской области. Снижение на 0,5 пункта показателей Карелии и на 0,3 пункта Новгородской области обусловлено совокупностью политических и экономических факторов. Однако до Нового года следует ожидать усиления бюджетной повестки дня как фактора, влияющего на устойчивость регионов. Сокращение расходной части федерального бюджета в разной степени отразится на ситуации в регионах, однако для многих из них станет серьезным вызовом. Он может оказаться особенно острым в субъектах, испытывающих проблемы с сокращением собственных доходов. Если в августе активнее других об этом говорилось в контексте Вологодской области, то в сентябре ухудшились ожидания относительно ситуации в Иркутской и Новгородской областях, Карелии. Можно ожидать, что в октябре – декабре список подобных «проблемных» территорий существенно расширится.
Михаил Виноградов, президент Фонда «Петербургская политика»
3 октября 2013 года
Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости
Январь 2013 |
6,67 |
Февраль 2013 |
6,58 |
Март 2013 |
6,63 |
Апрель 2013 |
6,65 |
Май 2013 |
6,64 |
Июнь 2013 |
6,52 |
Июль 2013 |
6,47 |
Август 2013 |
6,44 |
Сентябрь 2013 |
6,42 |
Топ-10 событий сентября 2013 года в региональной политике
1. Единый день голосования 8 сентября
2. Утверждение Р.Абдулатипова и Ю.Евкурова главами Дагестана и Ингушетии
3. Смена губернатора Ставропольского края
4. Поручение Д.Медведева проработать вопрос о создании российского агентства по привлечению инвестиций в регионы
5. Нарастание проблем с наполнением бюджетов ряда регионов
6. Попытка активистов «Гринпис» высадиться на платформу «Приразломная»
7. Наводнение в Сочи
8. Ликвидация последствий стихийных бедствий на Дальнем Востоке
9. Арест сити-менеджера Миасса Виктора Ардабьевского
10. Подготовка к выборам мэра Томска