Рейтинги с участием экспертов фонда

  |  04 сентября, 2024   |   Читать на сайте издания

Рейтинг Фонда «Петербургская политика» за август 2013 года

Аналитический комментарий

 

Представляем очередной Рейтинг Фонда «Петербургская политика» за август 2013 года, подготовленный при информационной поддержке агентства REGNUM и Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям.

Основные интриги августа были связаны с подготовкой к единому дню голосования 8 сентября. Несмотря на то, что она проходила в условиях относительно благоприятного социального фона, выборы не могли не актуализировать внутриэлитные противоречия на региональном и муниципальном уровнях. Опасения усиления негативной повестки дня вследствие резонанса от московских выборов в целом не нашли подтверждения: столичная кампания почти не выходила за пределы МКАД и «новой Москвы» и не заняла значимое место в повестке дня других территорий. Слабо отразился на электоральных настроениях и рост коммунальных тарифов с 1 июля – тем более что в многих регионах удалось отложить распространение новых платежек, как минимум, до середины сентября. Заявленные на федеральном уровне приоритеты усиления легитимности избирательной кампании удалось реализовать лишь частично. Остроконкурентные выборы (Москва, Екатеринбург, Воронеж) сосуществовали с снятием кандидатов в дистанции – причем даже во второй половине августа, когда приоритетность сохранения конкуренции была еще раз подтверждена на уровне высшего политического руководства. Уже в течение августа были сняты с мэрских выборов ранее зарегистрированные кандидаты КПРФ (Волжский), «Яблока» (Владивосток, Петрозаводск, Климовск), «Справедливой России» (Оленегорск), партии «Зеленые» (Северодвинск. Парламентские партии находились в привилегированном положении, но все же не смогли полностью избежать эксцессов: кандидатам СР и ЛДПР было отказано в регистрации кандидатов на выборах мэра Лабинска, ЛДПР – в Семикаракорске, КПРФ – в Крымске.

На выборах глав городов наименее конкурентная ситуация в Семикаракорске (Ростовская область), Оленегорске (Мурманская область) и Кяхте (Бурятия) – здесь в выборах участвует 2 кандидата (представитель «Единой России» и 1 самовыдвиженец). При этом в Семикаракорске «единороссу» оппонирует водитель, в Оленегорске – юрисконсульт «Северсталь-ресурс» (при том, что от ЕР баллотируется директор по закупкам этой компании), в Кяхте – заместитель директора краеведеческого музея. В Кемеровской получила широкое распространение схема с представительством на выборах мэров из парламентских партий только ЕР и ЛДПР (чаще всего в бюллетене также есть третий кандидат-самовыдвиженец). Коммунисты и эсеры будут отсутствовать в бюллетенях на выборах в Новокузнецке, Прокопьевске, Киселевске, Березовском, Мысках. За пределами Кемеровской области такая ситуация будет иметь место в Геленджике (Краснодарский край), Чапаевске (Самарская область), Лянторе (Ханты-Мансийский автономный округ, Кондопоге (Карелия), Зее (Амурская область), Нижней Туре (Свердловская область), Котельниково (Волгоградская область), Дудинке (Красноярский край), Котласе (Архангельская область), Рыбинске (Ярославская область). Представители ЛДПР и «Справедливой России» не попали в бюллетени на выборах глав Кунгура (Пермский край), Краснокаменска (Забайкальский край). А в Лабинске (Краснодарский край) и Амурске (Хабаровский край) парламентские партии представлены на выборах мэра только «Единой Россией». Кандидаты ЕР отсутствуют на выборах глав Абакана (Хакасия), Климовска (Московская область), Сегежи (Карелия), Гусиноозерска (Бурятия), Зверево (Ростовская область). А самой экзотичной стала кампания в Советской Гавани (Хабаровский край) – здесь вообще нет какндидатов ни от одной (включая непарламентские партии), а за пост мэра конкурируют 4 самовыдвиженца. Более детальная информация содержится в Приложении «Единый день голосования 8 сентября 2013 года».

На выборах в городские советы рекордным стало участие малых партий. Их мотивация для участия в выборах остается различной – однако их значительная часть (в том числе и неспойлерских) мало известна не только в своих муниципальных образованиях, но и на федеральном уровне. Опыт кампании 2012 года показал наличие у избирателей потенциальной готовности поддержать подобные бренды – подчас они получали до нескольких процентов голосов. Нередко это происходит за счет целенаправленного созвучия новых брендов с существующими названиями более крупных партий. Показатели голосования в 2013 году во многом определят успех малых партий как технологии отъема голосов у «больших». Наиболее экзотичными можно назвать выборы советов в городах «новой Москвы» - Троицке и Щербинке, где «Единая Россия» отказалась от выдвижения собственных кандидатов.

В целом подготовка к выборам не привела к существенной дестабилизации, а кампания не сопровожадалась мощной волной общественных ожиданий. Общий уровень социально-политической устойчивости российских регионов будет сопровождаться не только формальными итогами голосования, но и сопутствующим фоном – степенью легитимации итогов голосования, уровнем поствыборной активности основных игроков, борьбой за распределение портфелей после подведения итогов. В случае повторения сценария 2012 года, когда осенние выборы не спровоцировали серьезный рост политической активности, следует ожидать возвращения региональной повестки дня к социально-экономической тематике. С другой стороны, в отдельных регионах возможно обострение политической борьбы – особенно там, где имеются ожидания досрочной замены губернаторов. Конец 2013 года мог бы стать удобным временем для подобных ротаций – поскольку опыт заблаговременных замен (Забайкальский край, Владимирская и Магаданская области) с предоставлением исполняющему обязанности главы времени для подготовки к предвыборной кампании будет, скорее всего, признан федеральным Центром удачным.

В сравнении с июльскими показателями наибольшее снижение рейтинга устойчивости зафиксировано в Хабаровском крае (-0,4) в связи с крупным наводнением и в Вологодской области (-0,3) – в связи с обострением бюджетных проблем. Максимальное увеличение рейтинга (+0,2) наблюдается в 5 регионах.

 

4 сентября 2013 года

 

 

 

Топ-10 событий августа 2013 года в региональной политике

 

1. Подготовка к единому дня голосования 8 сентября

2. Наводнение на Дальнем Востоке

3. Смена полпреда в Дальневосточном федеральном округе

4. Выдвижение кандидатов на пост глав Дагестана и Ингушетии

5. Конфликт властей Чечни с сотовыми операторами

6. Попытки инициирования скандалов вокруг деятельности мэров Калининграда и Омска

7. Убийство секретаря Совета безопасности Ингушетии

8. Предложение губернатора Вологодской области о переводе чиновников на 4-дневную рабочую неделю

9. Активизация действий правоохранительных органов в отношении мигрантов в Москве и других регионах

10. Консервация «Русалом» заводов дивизиона «Запад»

 

Рейтинг