| 15 марта, 2013 | | | Читать на сайте издания |
1 марта президент Владимир Путин внес в Государственную Думу новый законопроект о выборах в отечественный парламент. Его текст, хотя законопроект еще не был рассмотрен ни в одном чтении, вызвал большое оживление у политически активной части общества. В «КП» тоже прошло обсуждение предложенного главой государства варианта, в котором приняли участие член Центральной избирательной комиссии РФ Майя Гришина, зампредседателя Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин, заведующий кафедрой факультета прикладной политологии Высшей школы экономики, член Экспертрного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Поляков, политолог Павел Данилин, а также ряд региональных экспертов.
225 ШАНСОВ ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО
Д. Вяткин:
- Более года тому назад была выдвинута идея, что депутаты Госдумы должны стать ближе к народу. И что представительство субъектов РФ в парламенте нужно не опосредованное, а непосредственное, чтобы каждый субъект РФ имел, условно говоря, своего депутата. И сейчас мы рассматриваем законопроект, который возвращает смешанную систему выборов депутатов Государственной Думы. Основные пункты таковы: 225 депутатов избираются по пропорциональной системе, 225 депутатов будут избираться по одномандатным округам. Возможно выдвижение кандидатов политическими партиями и в порядке самовыдвижения. Политические партии освобождены от сбора подписей. Самовыдвиженцы, для того чтобы быть зарегистрированными в качестве кандидатов, должны собрать подписи избирателей - не более 0,5% от количества проживающих в округе избирателей. А если таковых меньше 100 тысяч - как минимум 500 подписей.
Это техническая сторона вопроса. Идет бурное обсуждение политических аспектов вопроса. Первый - что это даст новым, только что зарегистрированным партиям? Кто займет места одномандатников? Какую мы Думу получим в следующем созыве? Нашлись те, кто считает, что эта система крайне выгодна «Единой России». Есть и мнения наоборот. Коллеги из других фракций уже успели выступить категорически против возврата к смешанной системе выборов депутатов Госдумы, аргументируя это и тем, что их количественное представительство в абсолютной цифре (по партийным спискам.- Авт.) может резко упасть. А в одномандатных округах, видимо, они не очень уверены в силе своих представителей.
П. Данилин:
- Сейчас уже зарегистрировано около 50 политических партий. Сколько их будет к 2016 году, сказать трудно. Наши либералы очень хотели демократии, они эту демократию получили. Это число партий будет, безусловно, действовать в какой-то мере на пользу «Единой России», но не стоит думать, что именно партия власти станет главным выгодоприобретателем.
Было много обсуждений, кто предлагал введение 450 округов, чтобы вся Госдума выбиралась по одномандатникам, кто - 115, чтобы чуть-чуть, четверть Госдумы были одномандатниками. В итоге выбрали систему 2003 года, которая и ранее действовала. Мне кажется, в данном случае это оптимальная система. Да, она не на руку старым шести из семи партий, которые все эти годы не работали. Но это их проблемы. А мы же все за демократию.
Л. Поляков:
- В связи с радикальной либерализацией партстроительства, как вы знаете, сейчас можно создать партию из 500 человек, основная забота законодателя состоит в том, чтобы партийным новичкам, дебютантам в 2016 году были предоставлены реальные возможности для политической конкуренции. Очевидно, что сейчас создаваемые партии за три оставшихся года, конечно, могут наработать какие-то политические мускулы, но на самом деле бороться с политическими тяжеловесами, с партийной четверкой в нашей Госдуме, плюс остальные 3 партии, которые были ранее зарегистрированы, будет довольно трудно. А вот систему округов я бы назвал 225 шансами. 225 шансов для новых партийцев получить свое представительство в высшем законодательном органе страны.
В одномандатных округах, если партии не будут собирать голоса, у них просто изначально загорается зеленый свет. И велика вероятность, что разные новые социальные группы, то, что принято называть сегодня креативным классом, другие социальные группы, которые выросли с 93-го года, реально смогут получать свое представительство.
М. Гришина:
- Отрадно, что правила игры появляются заранее, есть возможность обсудить и, самое главное, новым политическим игрокам примерить их на себя и понять, как они будут работать в этой системе. Обращаю ваше внимание, что схема одномандатных округов должна появиться не позднее чем за год до выборов. Это новация. Напоминаю, что раньше она буквально накануне выборов появлялась. Понятно, что чем раньше ее утвердят, тем понятнее, как работать с избирателями данного избирательного округа политикам.
Специально оговорены некоторые формы предвыборной агитации, в том числе в сетевых изданиях. Все непонятные вопросы во многом снимаются в данном проекте. Наконец, дано определение агитационного печатного материала. Это в том числе и то, что размещено на больших рекламных конструкциях.
Серьезное внимание уделено освещению предвыборной кампании средствами массовой информации. Прямо указано, что средства массовой информации вправе свободно освещать кампанию, в том числе организовывать дискуссии и освещать деятельность кандидатов без каких-либо ограничений. Данные публикации под понятие предвыборной агитации не подпадают. Одним словом, новаций масса.
ВЫБОРЫ - ЭТО БУДЕТ СНОВА ИНТЕРЕСНО?
Людмила Ознобишина, директор ООО «Центр избирательных технологий» (Пермь):
- Как практикующий политконсультант, могу сказать, что возврат к смешанной системе выборов депутатов Госдумы я могу только приветствовать. Любой депутат, выбранный от конкретного округа, вынужден так или иначе уделять внимание работе с избирателем, отчитываться, быть на виду. Это «выборы лидеров», они персонифицируют Государственную Думу.
Д. Вяткин:
- Избираясь в Законодательное собрание Челябинской области в 2000, 2005 годах, я побеждал именно в одномандатном округе, причем достаточно крупном и с большим числом избирателей. И я могу сказать, что такие выборы - живые, непосредственные. И абсолютно другое отношение к работе депутата. Другие отношения и с гражданами, проживающими в избирательном округе. Иной уровень ответственности. И именно с этой точки зрения возврат к смешанной системе выборов целиком и полностью соответствует реализации той идеи, которую я озвучил, - приблизить высший законодательный орган страны к гражданам.
М. Гришина:
- Кстати, выборы в мажоритарных (одномандатных. - Ред.) округах будут проходить в один тур. Позволю себе небольшое наблюдение. На мой взгляд, Дума, которая последний раз избиралась по смешанной системе, и те одномандатники, которые были, они слегка выдохлись. Это было видно, перед тем как был переход на пропорциональную систему. Уже было отмечено, что появляются новые лидеры, которые еще не выдохлись. Я думаю, в этом смысле все обоснованно.
Дмитрий Гавра, политолог, доктор социологических наук, профессор СпбГУ (Санкт-Петербург):
- Когда мы говорим о том, кто выигрывает или проигрывает от тех новаций, которые есть в законопроекте, то почему-то говорим исключительно о партиях, о составе парламента. А если мы посмотрим шире, то я полагаю, что выигрывает прежде всего общество. В целом. Мы получаем лучшее качество представительства. Мы получаем социальные лифты для активных людей, которые, так или иначе, до этого не имели шансов попасть в структуры представительской власти или имели эти шансы только через сложную систему партийного отбора. И, наконец, мы получаем выигрыш региональных элит. Когда региональные элиты, потерявшие в 2003 году, по сути, возможность сколько-нибудь серьезно влиять на свои региональные списки, возвращают эту возможность. Это означает автоматически, что интерес в регионах к выборам также возрастает.
Сергей Вовченко, доцент кафедры социологии Волгоградского государственного университета:
- Наша система показала свою способность адаптироваться к изменяющимся условиям и вызовам. Сейчас политическая культура сильно изменилась, стабилизировалась партийная система, поэтому нынешний переход к смешанной системе является своевременным.