События и комментарии экспертов фонда

  |  31 июля, 2014   |   Читать на сайте издания

Санкции не повлияли на жизнь россиян - опрос

Что россияне думают о Первой мировой. Гражданская война на Украине: мысли, чувства, эмоции россиян. Украинские беженцы в России. Санкции Запада. Гость студии радио "Вести ФМ" - Валерий Федоров, научный руководитель факультета политологии и социологии Финансового университета при правительстве, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения. Ведущие "Вестей ФМ" - Гия Саралидзе и Александра Писарева. 

Саралидзе: А вот мне любопытно, будет у вас опрос по санкциям Запада против России? 

Федоров: Опрашиваем уже. Потому что, действительно, не первый раз США и Евросоюз принимают решение о санкциях, тут происходит не только эскалация конфликта, но и эскалация санкций. И первые санкции были приняты еще по поводу Крыма, это был конец марта - начало апреля. Санкции уже стали постоянным элементом информационного фона. Но важно что? Важно, чувствуют ли люди какое-то реальное влияние от этих санкций? 

Саралидзе: Или ждут такого влияния. 

Федоров: Да, согласен. Что касается текущего момента, то ощущение, что как-то санкции повлияли на жизнь, у людей практически нет. Это связано, в первую очередь, наверное, с тем, что санкции до недавнего времени носили точечный характер, то есть в санкционные списки попали определенные персоны, сейчас там их уже порядка девяти десятков, но это, как правило, высокопоставленные чиновники, бизнесмены. У нас, напомню, 145 миллионов человек в стране живет, и далеко не все из них являются высокопоставленные чиновники и бизнесмены. И, конечно, это были санкции, направленные на определенные компании, но, как правило, самые крупные и чаще всего государственные. Они, конечно, обладают определенной устойчивостью, не говоря о том, что в них работает далеко не большинство российского населения, хотя компании крупные. Поэтому реального ощущения нет. Что будет дальше? Конечно, ожидания есть определенные, но это ожидания не такого характера, что обязательно будет плохо: все, санкции ввели, теперь жди, готовься к зиме. Нет, такого нет. Есть, скорее, повышенное внимание, есть некоторые прогнозы, есть некоторые мысли по поводу того, как эти санкции могут по нам ударить. Этот вопрос мы тоже изучали. Чаще всего говорят о визах, о том, что будет сложнее выезжать за границу. Люди также опасаются, что станет меньше иностранных товаров, что будет сокращено экономическое сотрудничество между странами. И это, конечно, может повлиять, но как, когда, на кого, насколько масштабным и реальным будет это влияние, люди пока сказать не могут. И ввиду того, что группа людей и компаний, на которых эти санкции распространились, пока откровенно невелика, то и в наших всероссийских опросах мы не видим какого-то серьезного беспокойства, что люди действительно зашатались, испугались этих санкций. Тем не менее, есть группа людей, это, как правило, люди социально активные, у которых есть собственность, бизнес, активы, может быть, за рубежом - это люди, как правило, уже включенные во всевозможные экономические, образовательные бизнес-сети, сети родственные в том числе, потому что у многих же есть родственники в европейских странах, в Соединенных Штатах. Эти люди, конечно, принимают санкции гораздо ближе к сердцу, потому что для них это не абстракция, а вполне реальная угроза. Таких людей у нас относительно мало, но они, конечно, есть и больше всего их в столицах, прежде всего, в Москве, а также в других крупных городах. И вот в этой группе, она не очень велика в масштабах России в целом, но она достаточно велика, потому что это - миллионы людей. 

Полностью слушайте в аудиоверсии.