| 04 марта, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Анастасия Новикова, Юлия Яковлева
Внесенный президентом в конце прошлой недели законопроект «О выборах» решит проблему «сбегающих кошельков» — представителей крупного бизнеса, спонсирующих партию, но не желающих принимать новые законы, ужесточающие контроль за активами. 490-страничный документ в основном играет на руку партии власти, которой требуется получить большинство при снижении популярности.
В Кремле решили отыграть назад и вернуться к хорошо забытой старой системе голосования. Суть внесенного в пятницу законопроекта — переход к смешанной системе выборов. Согласно его положениям половину мест на будущих выборах распределят по партийным спискам, другую отдадут одномандатникам. Основной итог запланированных перемен известен уже сейчас: в Госдуме седьмого созыва появятся новые политические силы. Это будут либо переродившаяся партия власти, либо представители новых малых партий, которые смогут создать отдельную группу независимых депутатов в парламенте.
Среди новшеств законопроекта — снижение проходного барьера до 5%, участвовать в процессе могут даже беспартийные самовыдвиженцы, но от создания избирательных блоков решено отказаться. В Кремле также прописали, что НКО, получающие больше 30% средств от иностранных государств и российских юрлиц с иностранным участием, не могут вносить средства в избирательные фонды. Размер самого фонда для партий оставлен на уровне 700 млн руб., для одномандатников — 15 млн руб.
Смешанная система выгодна «Единой России» в союзе с «Общероссийским народным фронтом». Даже если рейтинг партии власти снизится, недостающие голоса соберут «фронтовики» в одномандатных округах. Они смогут выдвигаться как независимые кандидаты, а в Госдуме присоединиться к фракции партии власти. «Кобзон может пойти от какой-нибудь «России голосистой», а Валуев — от «Шахтеров Кузбасса», — рисует картину будущего первый зампред фракции ЛДПР Владимир Овсянников. — А если так пройдут в Госдуму нечистые на руку люди, действующие в плотной спайке с криминальными элементами, «ЕдРо» окажется как бы ни при чем. Смешанная система размывает ответственность».
Думская оппозиция уже сейчас с большой тревогой заглядывает в туманное будущее, ведь именно для нее была наиболее выгодна пропорциональная система: можно было особо не развивать сеть в регионах и собирать голоса за счет высокой популярности лидеров из федеральной части списка.
По внесенному же проекту закона часть голосов у известных оппозиционеров смогут успешно отобрать конкуренты из новых партий со схожей политической ориентацией. В первую очередь от этого пострадает КПРФ, ведь уже зарегистрировано несколько других коммунистических партий. Поэтому ко второму чтению думские коммунисты собираются внести поправку в президентский законопроект, отменяющую переход к смешанной системе, рассказал РБК daily депутат от Компартии Вадим Соловьев. «Механизм очень циничный и простой, ни о какой демократии речь не идет, — говорит он. — Просто выработали способ, как получить большинство при непопулярности партии власти».
Впрочем, не стоит списывать со счетов и малые партии. Эксперты убеждены, что, если новые политические силы, число которых уже перевалило за 60, зададутся целью попасть в Госдуму, за четыре года они смогут завоевать своего избирателя в отдельных регионах и заполучить часть мест в парламенте. Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин говорит, что в новых партиях есть авторитетные политики, которые смогут составить реальную конкуренцию «ЕдРу» и «Народному фронту» на местах. Яркий пример — популярность Владимира Рыжкова в Барнауле.
«Для многих оппозиционных партий, которые хотят поработать, это хороший шанс, — рассуждает г-н Костин. — К тому же появятся возможности для новых способов партстроительства. Например, уже в Госдуме одномандатники от малых партий и самовыдвиженцы могут создать независимую депутатскую группу».
Член федерального гражданского комитета «Гражданская платформа» (ГП) Станислав Кучер называет внесенный законопроект шагом назад, но отмечает, что в целом партия поддерживает его. «Безусловно, законопроект прогрессивный, но мы понимаем, что возвращение к одномандатным округам — в интересах «Единой России», — считает он. По его словам, в партии критически относятся к снижению проходного барьера в Госдуму лишь до 5% — в ГП намерены бороться за снижение до 3%. Кроме того, партийцы выступают за переход к пропорциональной избирательной системе, используемой в Германии, так как это не допустит монополии в парламенте.
Политик Борис Надеждин считает, что «все определяется рейтингом Путина». «Если он на уровне 80%, как в нулевые годы, то партия получает 80%. Тогда выгоднее партийные списки. Если рейтинг Путина становится 50% среднем сейчас, то вы уже не можете гарантировать большинства в Думе, если избираетесь только по партспискам», — скептичен он. Собеседник отмечает, что такая адаптация закона под партию власти, как правило, не приводит ее к победе, и ссылается на опыт Франции и Италии.
Пока о готовности поддержать законопроект в первом чтении заявили только справороссы, хотя и они намерены серьезно править инициативу ко второму чтению. Председатель «Справедливой России» Николай Левичев считает, что, двигаясь в таком направлении, мы «в скором будущем дойдем также до прямых выборов членов Совета Федерации и губернаторов большего числа субъектов РФ без всяких фильтров».