США готовятся к гонке кибервооружений
В следующем месяце в Агентстве по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA) пройдет встреча с подрядчиками, которые хотели бы предложить «революционные технологии» ведения кибервойны. Эксперты опасаются, что эта практика развяжет глобальную гонку «компьютерных вооружений». На таком фоне Иран создает «халяльный» Интернет, а Китай отгородился «Золотым щитом».
В России важность вызова понимают, но контрмер пока не предложено. США готовятся к кибервойне по «плану Икс». В ближайшие пять лет на него потратят 110 млн. долл. На эти деньги американцы хотят создать технологии для разработки «хай-тек» червей, футуристических вредоносных ПО, ультрановых средств мониторинга, а также гигантскую визуальную карту для кибервойны. К обсуждению амбициозного проекта привлекут чиновников правительства и контракторов, с ними в середине октября проведут семинар, организованный отделом инноваций в информационных технологиях.
Тех, кто докажет свою пользу для родины, допустят в «святая святых» DARPA – ее киберлабораторию. Эксперт New York Times назвал этот шаг «поворотной точкой». Он считает его весьма своевременным, ведь уже 12 из 15 крупнейших армий мира имеют киберпрограммы. «Если мы открыто говорим о наступательных ядерных и других средствах, то почему бы так же не говорить и о кибервозможностях?» – сказал Джеймс Льюис из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. Конечно, специалист несколько преувеличил: ни публику, ни прессу к секретным проектам допускать никто не собирается. Сейчас речь идет о том, чтобы «приподнять завесу», продемонстрировать важность, которую Вашингтон придает «войнам будущего», и установить свои правила игры на поле кибербитв.
Вместе с тем директор Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимбалл предупреждает: это может спровоцировать другие страны вступить в гонку кибервооружений. Они решат, что Пентагон хочет развязать кибервойну, потому и создал «план Икс». По сути, этот процесс уже запущен, например, в противостоянии с Ираном.
На днях Тегеран объявил, что разрабатывает новые средства защиты на случай кибервойны, которая, по словам военных, «опаснее, чем реальная война». США и Израиль уже пытались вывести из строя иранские ядерные объекты с помощью червя Stuxnet, и, по мнению некоторых аналитиков, в отличие от возможности авиабомбардировок на этом пути достижим стопроцентный результат. Для того чтобы обезопасить себя, Тегеран, к примеру, разрабатывает национальный Интернет, который уже прозвали «халяльным».
Есть сообщения, что первая его фаза была запущена в правительственных департаментах 21 сентября. К началу 2013 года к Сети планируется подключить все иранские университеты. А в свете появления антиисламского фильма «Невинность мусульман» Тегеран заблокировал доступ к ресурсам Google и Gmail, не говоря о том, что около 5 млн. сайтов (включая такие популярные на Западе социальные сети, как Twitter и Facebook) уже давно в Иране закрыты (он занимает четвертое место в мире по цензуре). Решение выпутаться из Всемирной паутины иранцы в числе прочего обосновывают необходимостью защиты «религиозных и национальных ценностей», их подрыв также может быть этапом кибервойны.
Похожий путь выбрал Китай. В стране, где население давно переведено на «кибервоенное» положение, информация фильтруется цензурным механизмом под названием «Золотой щит», он же «Великая китайская огнеупорная стена». «Железным занавесом» защищают умы все более многочисленных интернет-пользователей. Несмотря на показатели охвата населения Интернетом (менее 40% в Китае, 78% в США и 82% в Великобритании) и международный статус английского языка, за счет огромного населения КНР рвется на первое место. По самым свежим прогнозам, уже к 2015 году китайский язык в Интернете опередит английский по числу пользователей (в мае 2011-го соотношение было 565 к 510 млн. человек, то есть 27 и 24% Сети).
Таким образом, в эпоху «арабских» сценариев и «революций, вышедших из социальных сетей», иранцы и китайцы принимают в расчет политический фактор кибервойн. Сейчас эту проблему пытаются осмыслить и в России. Так, в докладе «Рунет сегодня», подготовленном Фондом развития гражданского общества, говорится о потенциальной роли западных ресурсов в ходе выборов в 2016–2018 годах. Оказалось, что технологии дестабилизации общества, применявшиеся на Ближнем Востоке, уже «опробованы» на россиянах и главными инструментами явились Facebook, Twitter и YouTube. Речь идет о рассылке приглашений на оппозиционные акции в социальных сетях, массовой скупке развлекательных сообществ и их превращении в протестно-политические, рассылке политического спама, сказано в документе.
Тревогу экспертов вызвало и то, что пять из двадцати самых популярных сайтов Рунета по своему происхождению не российские (это Google, YouTube, Wikipedia, Facebook, Twitter), а значит, «при сохранении данной тенденции уже через несколько лет может сложиться ситуация, когда большая часть Рунета будет контролироваться иностранными сервисами».
Немалое значение имеет и то, что иностранные компании активно «подминают под себя» отечественных гигантов Рунета, инвестируя в соответствующие концерны. Скажем, поисковик «Яндекс» зарегистрирован в Нидерландах. Каким будет отечественный ответ на киберугрозы, столь тонко граничащие с гражданскими свободами, неясно. По словам президента Фонда развития гражданского общества Константина Костина, мы «констатируем довольно очевидные тренды и ни в коем случае не призываем никого к каким-то действиям. Надеюсь, что если действия и будут, то позитивные»
Дарья Цирюлик