События и комментарии экспертов фонда

  |  29 июля, 2014   |   Читать на сайте издания

Губернаторов посадили на КОЛ за слабую конкуренцию

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) презентовал во вторник, 29 июля четвертый рейтинг эффективности губернаторов. Эксперты отмечают усилившуюся по сравнению с предыдущими выпусками динамику изменения рейтингов наиболее обсуждаемых за последние недели в СМИ глав регионов: в лидерах по падению рейтинга оказались те губернаторы, которым в сентябре предстоят выборы. Авторы рейтинга говорят, что виной тому новый понижающий коэффициент – оценка конкурентности, открытости и легитимности предвыборного процесса (КОЛ-фактор).

Как пояснил необходимость введения КОЛ-фактора глава ФоРГО Константин Костин, в ряде регионов складывается «вызывающая ситуация, когда партия, имеющая, достаточное представительство среди муниципальных депутатов, и стабильный, многолетний результата на выборах, не может выдвинуть кандидата в губернаторы или список на выборах в ЗаКс».

Понижающий коэффициент применялся к губернаторам, в чьих регионах есть проблемы с поведение конкурентных, открытых, легитимных выборов. Причем, глав субъектов, которые ничего не предпринимают в связи с этим, искусственно опускали на 20 позиций в рейтинге, а тех, которые пытаются исправить ситуацию, на 10 позиций. При этом потеря места нивелируется другими понижающими или повышающими коэффициентами.
 
Таковых оказалось семеро. Липецкий губернатор Олег Королев потерял 22 позиции. 20 из-за того, что в выборах не примет участие его главный конкурент, коммунист Николай Разворотнев,  остальные – за иные недочеты. В результате Королев покинул группу сильных губернаторов и попал в группу средних.
 
Следующим по глубине падения оказался тульский глава региона Владимир Груздев. Он потерял 20 позиций в связи с «обвинениями в давлении на оппозиционных кандидатов в Законодательное Собрание». Впрочем, часть потерь Груздеву удалось отыграть за счет иных факторов. В итоге он опустился на 19 позиций.
 
Третий в числе пострадавших от КОЛ-фактора губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, утративший 15 позиций в связи с тем, что его конкурент, выдвиженец КПРФ Владимир Буланов испытывает «проблемы с ведением кампании».
 
Четвертое место в ТОП-5 занял кировский глава региона Никита Белых, против которого не может выставиться на выборах лидер местных коммунистов, депутат Госдумы Сергей Мамаев. За это губернатор поплатился 10 позициями. Еще 4 балла Белых потерял в результате воздействия иных негативных факторов.
 
Замыкает пятерку Николай Меркушкин – глава Самарской области. Он потерял 10 позиций в результате жалоб оппозиционных кандидатов от КПРФ и «Справедливой России». Еще на одну позицию он спустился из-за воздействия иных негативных факторов.
 
Кроме этих глав регионов, КОЛ-фактор также сказался на губернаторах Алтайского края Александре Карлине и Астраханской области Александре Жилкине. Оба потеряли в рейтинге 10 позиций из-за жалоб оппозиции, однако частично смогли отыграть потери за счет иных факторов. В итоге первый просел на 9 баллов, второй – на 7.
 
При этом у журналистов возникло сразу несколько вопросов по поводу применения КОЛ-фактора. В частности, речь идет о Москве, где в сентябре пройдут выборы городской думы, и Санкт-Петербурге, где выборы предстоят губернатору Георгию Полтавченко. В первом случае, как считают отдельные наблюдатели, оппозиция представлена слабо, во втором и вовсе основной конкурент главы города – эсер Оксана Дмитриева – не смогла зарегистрироваться, недобрав подписей муниципальных депутатов для выдвижения.
 
Как пояснил Константин Костин, в обоих случаях вина лежит на плечах самих оппозиционеров. В Москве работа кандидатов из коалиции «За Москву» практически не велась. А в Санкт-Петербурге Дмитриева не смогла создать коалицию, чтобы заручиться подписями местных депутатов.
 
Напомним, с КПРФ союз у нее сорвался, а с единороссами она сотрудничать не захотела. В результате в ее распоряжении оказались лишь подписи депутатов-эсеров и депутатов от поддержавшей ее партии «Яблоко».
Кроме того, считает Костин, «у Дмитриевой сложное положение в ее же партии, ее сложно назвать любимым вождем питерских эсеров».
 
При этом глава ФоРГО отметил, что в северной столице действительно есть определенные проблемы с конкуренцией на выборах, однако не на губернаторских, а на муниципальных. Речь о случаях, когда избирательные комиссии не принимали документы у кандидатов в депутаты, вовсе избегали встреч с ними или иным образом препятствовали процессу регистрации. Однако, пояснил Костин, КОЛ-фактор учитывает лишь выборы регионального уровня, поэтому к Полтавченко не применялся.
 
Впрочем, как отметил один из авторов рейтинга, руководитель Экспертного совета ФоРГО Леонид Давыдов, самые важные изменения в рейтинге не так заметны и происходят не в результате ситуативных факторов, а в результате системной работы. Речь идет о подвижках «незаметных героев», как выразился политолог.
 
К таковым он отнес, например, карельского губернатора Александра Худилайнена, который смог  выкарабкаться из «группы смерти» в третью группу средних губернаторов. «Он совершил этот подвиг, долго к этому шел», - сказал Давыдов.