http://skfo.ru: Интеграция ради самодостаточности
16 июля министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, два месяца назад назначенный на должность указом Президента России, дал своё первое большое интервью. В нем, по сути, впервые были обозначены приоритеты работы новой структуры. Что же получат регионы СКФО от произведенных на федеральном уровне перестановок?
Прежде всего, руководитель нового министерства упомянул особую важность развития туристического кластера в федеральном округе, подчеркнув уникальные экологические и природные особенности Северного Кавказа. Развитие этого направления является ключевой задачей как для самого министерства, так и для социально-экономической политики округа в целом. По мнению министра, необходимые механизмы и рычаги выполнения этих задач имеются, и они чётко сформулированы в ряде стратегических документов: госпрограмме «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», в рамках которой реализуются несколько подпрограмм, а также двух федеральных целевых программах – «Юг России (2014-2020 годы)» и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы».Кроме того, в СКФО функционируют такие структуры, как «Корпорация развития Северного Кавказа» и «Курорты Северного Кавказа», призванные обеспечить создание курортно-рекреационных зон на территории округа.
Однако, подчеркнул Лев Кузнецов, для успешной реализации данного направления нужно работать над изменением имиджа самого Кавказа, ведь привлекательность региона – это и туризм, и приток инвестиций. А лучший способ создания положительного имиджа – успешно реализованные проекты в самых различных сферах, в том числе не только в социально-экономических областях, но и в культуре, образовании.
Далее Лев Кузнецов коснулся одной из болевых точек развития Северного Кавказа, которая часто становится разменной монетой в дискуссиях о целесообразности финансовой поддержки территории.
«Самым главным является формирование основ для того, чтобы это благополучие было не за счет дотаций из бюджета и хождения с протянутой рукой, а именно зарабатывания денег. Фундамент под это в регионе имеется», – отметил министр.
За счёт успешно реализованных (а на определённом этапе – не просто самоокупаемых, но и приносящих значительную прибыль) предполагается решить давнюю проблему дотационности регионов округа, имеющую не только экономическое, но и политическое значение. Как ожидается, эти меры помогут положить конец спекулятивным дискуссиям по шаблону: «Хватит кормить Кавказ!». Северо-Кавказский федеральный округ, в определённых и вполне реалистичных условиях, способен стать экономическим донором федерального уровня.
Обеспечить реализацию задуманного, по мнению Льва Кузнецова, помогут несколько ключевых факторов. Это избыточное количество трудовых ресурсов, культура производства (имеется в виду развитая сеть крупных промышленных предприятий, которая была исторически сосредоточена в регионе ещё не так давно, а также многочисленные специалисты, работавшие в данной сфере) и развитая система профессиональной подготовки квалифицированных кадров. И, наконец, ощутимые преференции, которые сейчас государство даёт бизнесу на Кавказе в рамках целевых госпрограмм. Все эти преимущества, считает глава ведомства, будут способствовать ориентирам, обозначенным премьером Дмитрием Медведевым на совещании по развитию СКФО, прошедшем во Владикавказе. Среди них - выполнение задачи по импортозамещению и связанную с этим проблему подготовки кадров.
Отдельно Лев Кузнецов остановился на разделении властных функций в политическом руководстве федерального округа. Учитывая важность и сложность развития территории, была предложена усовершенствованная схема управления: «курирующий вице-премьер – полпред – министр профильного министерства». Представитель Президента, таким образом, будет курировать межнациональные отношения, политическую сферу и вопросы безопасности. Министр – социальную и экономическую инфраструктуру, формирование благоприятного инвестиционного климата.
Месяцем ранее на заседании Общественного совета СКФО в Пятигорске полпред Сергей Меликов также затронул тему нового министерства по делам Северного Кавказа. Он тогда подчеркнул, что на это ведомство будет возложена основная функция, состоящая в решении и реализации программ различного уровня - федеральных целевых, национальных, региональных - именно по вопросам социально-экономического развития региона.
«Это является большим подспорьем для меня как для полпреда, для вас для всех - потому что мы будем иметь на Северном Кавказе то министерство, которое будет обладать, в том числе, полномочиями по реализации бюджетных средств, выделяемых на эти программы», - отметил Сергей Меликов.
Итак, приоритеты работы Министерства по делам Северного Кавказа определены полностью - так же, как и схема взаимодействия данного ведомства с полномочным представительством Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе. Можно убедиться, что те эксперты, которые предрекали не только смещение акцентов в стратегии развития СКФО, но и полную «смену курса», сильно ошиблись. Новая схема управления Северным Кавказом – это та модель, которая не только сохраняет преемственность курса, но и выводит его на более амбициозные, перспективные рубежи. Среди них – стремление к устойчивой социальной стабильности и полной экономической самодостаточности.
Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:
- Думаю, что не надо открывать америк, а следует продолжать уже существующий курс, начатый с приходом Александра Хлопонина. Как представляется, министерство по делам Северного Кавказа этим и начало заниматься. Это повышение инвестиционной привлекательности (в том числе через преодоление стереотипов о том, что Северный Кавказ несовместим с остальной Россией); развитие туризма, в том числе оздоровительного - с учетом имеющихся конкурентных преимуществ региона; реализация проектов в сфере современного образования и развития гражданского общества, которые должны стимулировать активность наиболее динамичной части населения.
Гаджимет Сафаралиев, председатель комитета Госдумы РФ по делам национальностей:
- Создание министерства по делам Северного Кавказа обеспечит более целенаправленное и системное развитие региона, позволит концентрировать финансы на развитии. Не будет повторения ситуации, когда каждый субъект, каждая республика ставит свою программу развития, и зачастую имеет место параллелизм и повторяемость по объектам, которые строятся в этих территориях. Поэтому, я думаю, будет целенаправленное развитие региона, выделение наиболее сильных сторон каждого из субъектов, чтобы они взаимно дополняли социальную и экономическую мозаику этих территорий.
Борис Койбаев, доктор политических наук, профессор:
- Решение о создании нового Министерства России по делам Северного Кавказа достаточно обосновано, так как механизм, который был создан по развитию СКФО в 2010 году, в нынешних условиях нуждался в совершенствовании. Теперь можно надеяться на некоторые позитивные изменения в социально-экономическом развитии региона. В сущности, речь должна идти о полноценной социально-экономической интеграции Северо-Кавказского региона в экономическое пространство России, о его включении в систему межрегиональных хозяйственных связей, в крупные стратегические проекты.
Геннадий Косов, руководитель Ставропольского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор политических наук, профессор:
- Попытки Запада реализовать сценарий концепции «управляемого хаоса» подталкивают Кремль к переформатированию функционала и выносе функции обеспечения региональной безопасности параллельно с трендом экономической стабильности в качестве приоритетного направления. Так называемые «северокавказские риски» достаточно успешно минимизировал Александр Хлопонин. Но, как представляется, разведение функционала полпреда и министра по делам Северного Кавказа должно способствовать оптимизации сотрудничества «экономической» и «силовой» партий.
Олег Пономарев