События и комментарии экспертов фонда

  |  08 июля, 2014   |   Читать на сайте издания

http://rukavkaz.ru: Новые подходы Центра к управлению СКФО

В Ставропольском филиале Фонда развития гражданского общества был проведен "круглый" стол, посвященный попытками Центра выстроить новую систему управления российскими регионами. В нем в очно-заочной форме приняли участие эксперты, представляющие ряд территорий Северо-Кавказского федерального округа.

Руководитель филиала ФоРГО в г. Ставрополь Г.Косов (г. Пятигорск) отметил, что недавно реализованные структурные преобразования в отношении управления Северо-Кавказским федеральным округом не имели экстраординарный характер. Кремль в большей степени доволен результатами пребывания А.Г. Хлопонина на должности полпреда в СКФО. Именно опыт, связанный с экономическим вариантом стабилизации этнополитической, этноконфессиональной ситуации в регионе, позволил премьер-министру РФ Д.А. Медведеву возложить на него координацию в сфере межнациональных отношений и кураторство новообразованного Министерства по делам Северного Кавказа. Хотя, по-видимому, не остались не замеченные ряд нерешенных проблем, в основном, связанные с незначительным эффектом инвестиций в регион, в превышающем темпы роста экономики так называемого «роскошного потребления». Представляется, что именно решение данной проблемы должно быть одной первоочередным шагом нового полпреда.

Смена полпреда вписывается в общероссийский тренд ротации кадров, начиная от губернаторов до полномочных представителей. Данный тренд обусловлен стремлением Кремля оптимизировать систему государственного управления и укрепить позитивный имидж Северного Кавказа, региона, где не только сформированы экономические преференции, но и достигнут социальный консенсус.

Попытки Запада реализовать сценарий концепции «управляемого хаоса» подталкивают Кремль к переформатированию функционала и выносе функции обеспечения региональной безопасности параллельно с трендом экономической стабильности в качестве приоритетного направления. Так называемые «северокавказские риски» (термин, на наш взгляд, не совсем корректный) достаточно успешно минимизировал и А.Г. Хлопонин. Но, как представляется, разведение функционала полпреда и министра по делам Северного Кавказа должно способствовать актуализации оптимизации сотрудничества «экономической» и «силовой» партий.

Доктор политических наук, профессор В. Чагилов (г. Невинномысск) в своем выступлении отметил, что практика последних, как минимум, пяти-шести лет демонстрирует один очевидный факт: Федеральный центр по отношению к Северному Кавказу предельно ясно осознает геополитическую ценность региона в большой геополитической игре на макро Кавказе. Из этого вытекает столь же предельно ясный императив политики Центра на Северном Кавказе – «за умиротворенный Северный Кавказ надо платить», что, собственно говоря, успешно практикуют США там, где применение военной силы может дискредитировать их.

Бесконечная череда всевозможных структурных новаций: создание СКФО (19 января 2010 г.), принятие «Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа до 2020 г.», создание «Министерства по делам Северного Кавказа» (18 июня 2014), бесчисленное количество федеральных программ по различным социальных и экономическим проблемам развития входящих в СКФО субъектов РФ, наконец, самое последнее «О создании благоприятного инвестиционного климата на территории СКФО» (заседание правительственной комиссии по Северному Кавказу 1 июля 2014 г) – все это говорит только об одном: Центр систематически терпит провалы в решении, пожалуй, самой главной своей внутриполитической задачи – запустить механизм саморазвития регионов Северного Кавказа.

Высокая дотационность субъектов СКФО, возможность этнополитическим элитам практически безнаказанно поглощать огромные финансовые средства Федерального центра вполне устраивает тех, кто в республиках СКФО конституирует и поддерживает не только политической, но, что особенно важно для Москвы, социальный порядок, т.е. состояние умиротворенности, столь необходимое Центру для отстаивания своих геополитических интересов в регионе Большого Кавказа.

Созвучным по ряду моментов выступлению В. Чагилова был доклад доктора политических наук С. Нефедова (г. Ставрополь). Он говорил о том, что новая структура управления Северным Кавказом порождает ощущение, что имеющее принципиальное значение для политической стабильности и порядка политическое развитие в узком, строго политологическом смысле этого термина подменяется чередой политико-обыденных реформ. Ведь важна не столько структура управления регионом (одно или три звена, больше или меньше функций, названия элементов и должностей), сколько ее институциализация, т.е. ее укрепление и повышение ее ценности в глазах граждан, а решение об очередном переформатировании отбрасывает этот процесс на несколько шагов назад. Кроме этого, решение о новой системе управления регионом ставит вопрос о качестве исполнения своих обязанностей другими органами.

Ведущий научный сотрудник отдела социально-политических проблем Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР Е. Щербина (г.Черкесск) подчеркнула, что в региональном и общероссийском общественно – политическом дискурсе начала 2014 года основной темой обсуждения были итоги и перспективы развития СКФО в связи с четырехлетием его образования. Считаем, что за четыре года произошло формирование единого северокавказского экономического, политического и культурного пространства. Роль кризисного управляющего была достойно выполнена А.Г. Хлопониным.

Но при этом Северный Кавказ остался зоной серьезных политических рисков для общественной безопасности и территориального единства РФ, связанных с существованием террористической угрозы, бандподполья, распространением идей ваххабизма, особенно среди молодежи. Серьезной проблемой всех субъектов СКФО, по мнению Е. Щербины, является этноклановость, коррупция в органах власти, правовой беспредел. В новых социально-экономических условиях развития России, субъектам СКФО необходимо ориентироваться на собственные источники развития и финансирования, активную реализацию принципов государственно-частного партнерства. Все эти проблемы являются объективной основой для формирования новых подходов к управлению СКФО.

Данную идею развивает доктор политических наук Г. Станкевич (г. Ставрополь), которая доказывала идею о том, что новым у управлении регионом должно быть предоставление большей самостоятельности в вопросах решения проблем региона за счет собственных финансовых ресурсов и имеющихся резервов; сокращение количество дотаций в регион и расширение использование кластерного подхода к формированию экономики региона, исходя из специализации.

Е. Щербина считает, что создание министерства по делам Северного Кавказа обусловлено необходимостью постоянной, планомерной, а не ситуативной работы в социально – экономической сфере. О необходимости его создания говорили как региональные политологи, так и общественные деятели, аргументируя тем, что Северному Кавказу нужно комплексное решение проблем региона, постоянная плановая работа по его социально-экономическому развитию. Е. Щербина и А. Гапич (г. Ставрополь) говорили о том, что появление в структуре Правительства РФ министерств по Дальнему Востоку, Северному Кавказу является, с одной стороны, позитивным политико-управленческим решением, связанным с проблемными регионами РФ, с другой стороны, может рассматриваться как повышение качества и уровня экономического управления территориями, которые эффективны, когда дифференцированы и целенаправленны.

Доктор политических наук, профессор Б. Койбаев (г. Владикавказ) отмечал, что решение о создании нового Министерства России по развитию Северного Кавказа достаточно обосновано, так как механизм, который был создан по развитию СКФО в 2010 году, в нынешних условиях нуждался в совершенствовании. Теперь можно надеяться на некоторые позитивные изменения в социально-экономическом развитии региона. В сущности, речь должна идти о полноценной социально-экономической интеграции Северо-Кавказского региона в экономическое пространство России, о его включении в систему межрегиональных хозяйственных связей, в крупные стратегические проекты и т.д., тем более, что уже были утверждены Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., (сентябрь 2010 г), Государственная программа развития СКФО (декабрь 2012 г.). Все это решит и другую этнополитическую проблему - антикавказские настроения в самой России. Лозунг «Хватит кормить Кавказ!», формирующееся общественное мнение в пользу желательности отделения северокавказских республик на фоне усиления ксенофобии и антимигрантской истерии – все это демонстрирует реальную неэффективность существующих механизмов интеграции северокавказских республик в российский социум.

Доктор политических наук А. Боташева (г. Черкесск) считает, что запуск новой модели управления Северо-Кавказского федерального округа, которую условно называют «СКФО 2.0», призвана улучшить социально-экономическую ситуацию в СКФО и создать более благоприятный инвестиционный климат. По ее мнению модернизация экономики СКФО невозможна без модернизации федеративных отношений. Тут важно внедрение механизма взаимоувязки стратегий всех уровней власти, совершенствование механизмов и процедур именно бюджетного федерализма. Решение этих проблем позволило бы осуществить модернизацию с применением механизмов и инструментов именно региональной политики, например, по примеру министерства по развитию Дальнего Востока (где в настоящее время дорабатывается соответствующий законопроект) создать новый институт – территории опережающего развития (ТОР), а также уделить внимание развитию отдельных депрессивных регионов СКФО.

Б. Койбаев считает, что назначение С. Меликова, бывшего командующего Объединенной группировкой войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ – первого заместителя командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России полномочным представителем президента в Северо-Кавказском федеральном округе, говорит о том, что СКФО в силу особой концентрации социально-политических, этнополитических, этноконфессиональных рисков для российской государственности, остается сложным регионом, и управлять им необходимо специфическими методами, хотя это не означает, что будет усилена работа в направлении укрепления силового блока. С этой точкой зрения согласен и А. Гапич. Он говорил о том, что назначение на пост полпреда Президента в СКФО С. Меликова представляется приоритетным не в плане его предстоящего сосредоточения на инфраструктурных, туристических, экологических и других экономически ориентированных проектах на Кавказе, а, прежде всего, на усилении внимания за контролем над распределением ресурсов в регионах СКФО и повышением влияния Центра на северокавказские элиты.

Косов Геннадий Владимирович, доктор политических наук, профессор, руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в г. Ставрополь