Напугали ежа императивным мандатом
Законопроект, предусматривающий введение на уровне региональных парламентов т.н. «императивного мандата» был внесен на рассмотрение Госдумы заксобранием Калужской области. «Клуб Регионов» спросил у экспертов, стоит ли вводить эту практику и каковы шансы данного законопроекта на прохождение через Госдуму.
В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий введение правила т.н. «императивного мандата» для депутатов региональных парламентов, избранных по избирательным спискам партий. Это правило предусматривает возможность лишения депутата его мандата в связи с исключением из партии, если депутат прошел в парламент по партийному избирательному списку. Проект закона был внесен на рассмотрение Госдумы законодательным собранием Калужской области. В пояснительной записке к законопроекту отмечается: «данная норма будет распространяться только на тех депутатов, которые были избраны в составе выдвинутого политической партией в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, будучи членами данной политической партии».
Депутат Законодательного собрания Калужской области Вячеслав Горбатин в беседе с «Клубом Регионов» сообщил, что появление данного законопроекта связано с «прецедентом, когда избранного по спискам партии депутата исключили из фракции. Это депутат от ЛДПР Сергей Кременев. И для того чтобы лишить его мандата в ЛДПР вышли с такой инициативой».
Отметим, что этот законопроект укладывается в русло ряда других законодательных инициатив, которые предполагают введение подобной практики, но уже на уровне депутатов Государственной думы.
«Клуб Регионов» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать данную инициативу.
председатель Уральской гильдии политических консультантов Константин Киселев уверен, что данная инициатива является избыточной, что, впрочем, не отменяет возможности ее принятия: «Очевидно, что смысл инициативы - это актуализация так называемого «императивного мандата». Если во всем мире императивный мандат является нонсенсом и по факту он запрещен, то у нас при помощи различных ухищрений пытаются этот «императивный мандат» ввести. Если мы смотрим на инициативу через призму закономерности и идеальности, то она [инициатива] является бредом, если же мы смотрим через призму российской реальности, которая очень часто коррелирует с бредом, то тогда все возможно». «Что касается проходимости, то это зависит не самих депутатов, а от того, какое решение будет принято в АП или от каких-то других органов, которые действительно принимают решения. В самостоятельность Государственной думы я не верю», - добавил политтехнолог.
Соглашается с коллегой и политолог Екатерина Шульман, которая отмечает: «Инициативы законодательных собраний вообще по думской статистике имеют минимальные шансы на то чтобы быть принятыми. Есть исключения, например знаменитый закон о гей-пропаганде был внесен новгородским законодательным собранием, но в целом это именно те законодательные инициативы, которые либо долго лежат в думских комитетах, либо отклоняются». «Сущностная часть вопроса состоит в том, - продолжает политолог, - что этот проект часть общей тенденции по внедрению императивного мандата. В думе сейчас несколько инициатив такого рода, и все они внесены более или менее маргинальными инициаторами, самым почтенным среди которых является Сергей Миронов. Но это все не «Единая Россия», не президент, не правительство и не верховный суд. Тем не менее, эта тенденция наблюдается, пока в таком маргинальном виде, но через некоторое время эта тенденция, может быть, будет выглядеть уже не так маргинально. И чем ближе 2016г, тем больше таких инициатив».
В свою очередь политолог, руководитель департамента региональных программ Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов обращает внимание на положительный аспект данной инициативы. По его мнению, введение «императивного мандата» позволит повысить степень ответственности депутата перед той партией, которая его выдвинула: «Я думаю, что смысл у этой инициативы, конечно, имеется, потому что надо как-то бороться с попрыгунчиками, которые в течение своей политической карьеры многократно меняют свою партийную принадлежность. Если человек избрался по спискам партии, то он этой партии обязан. И если он покидает партию, то он должен лишиться и мандата».