| 04 февраля, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Мнения.ру
Вера Калантарова
2-3 февраля в Мюнхене прошла ежегодная Международная конференция по безопасности. Ее главными темами стали обсуждение ситуации в Сирии и Мали, кризис в еврозоне и изменения на рынке энергоресурсов в связи с ростом добычи сланцевого газа и нефти в США.
Однако российским экспертам и политологам конференция запомнится, прежде всего, выступлением вице-президента США Джозефа Байдена о необходимости нормализации отношений между Россией и США, а также его последующими переговорами с министром иностранных дел Сергеем Лавровым.
Похоже, конференции по безопасности в Мюнхене становятся ключевыми для российско-американских отношений. Именно здесь в 2009 году Джозеф Байден предложил начать перезагрузку отношений между двумя странами. По его словам, несмотря на то, что введенный им термин стал несколько популярнее, чем он хотел, результат улучшения отношений нельзя переоценить. Напомним, за годы перезагрузки был подписан договор СНВ, Россия вступила в ВТО, была создана двусторонняя президентская комиссия по вопросам сотрудничества по иранской и северокорейской ядерным программам, развивалось сотрудничество по вопросу Афганистана и т. д.
Однако за последнее время в отношениях двух стран возникла некоторая напряженность. Среди последних событий, негативно отразившихся на перезагрузке отношений, стали скандал вокруг «акта Магнитского» и российского ответа на него —? «закона Димы Яковлева», а также противоположные позиции сторон по ситуации в Сирии.
«Мы не наивны в наших отношениях, мы не со всем согласны. Например, мы никогда не признаем Абхазию и Южную Осетию. Все это остается в рамках нашей позиции —? она не изменилась. У нас серьезные разногласия по вопросам Сирии, ПРО, расширения НАТО, демократии и прав человека. И эти разногласия реальные. Но мы продолжаем видеть возможности для сотрудничества, партнерства США и России на благо продвижения наших общих интересов в области безопасности, на благо международного сообщества», — ?заявил Байден в ходе своего выступления.
В ответ Сергей Лавров напомнил американскому коллеге о применении двойных стандартов во время «арабской весны», стремлении выстраивать отношения в Европе на основе «узкоблоковой натоцентричной конструкции», попытках «эксплуатировать тезис о российской угрозе», а также «искусственном разделении интеграционных проектов на «хорошие» и «плохие».
Несмотря на перечисленные сферы разногласий двух стран, после переговоров, прошедших за закрытыми дверями, Сергей Лавров выразил оптимизм по поводу двусторонних отношений. «Мы привлекли внимание вице-президента США к тому, что с их стороны были шаги, обостренно воспринятые нашим общественным мнением. Надеемся, больше не будет поводов для этого», — отметил российский министр иностранных дел в беседе с журналистами.
По данным газеты «Коммерсантъ», оптимизм Сергея Лаврова объясняется тем, что Джозеф Байден сообщил ему о желании США вернуть отношения с Россией «?back on track»? («в нормальную колею»). Начать нормализацию отношений Вашингтон предлагает с практического сотрудничества в сферах, не вызывающих противоречий. Одной из таких сфер является борьба с распространением оружия массового уничтожения.
В настоящий момент Москва может подписать с Вашингтоном новое соглашение о сотрудничестве взамен программы Нанна — ?Лугара по утилизации ядерного, химического и бактериологического оружия. Программа начала реализовываться в 1992 году и, по мнению экспертов, уже устарела.
По информации «Коммерсанта», новое соглашение может быть заключено уже в ближайшие месяцы при условии, если «оно будет основываться на равноправии и отвечать современным реалиям». В качестве примера был приведено обновленное в 2010 году соглашение об утилизации плутония, где обе стороны несут равные финансовые обязательства и «справедливо распределяют ответственность».
Для обсуждения будущего соглашения в феврале Москву посетит заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями Роуз Гетемюллер.
Мнения.ру узнали у экспертов, стало ли предложение Байдена вернуть отношения Вашингтона и Москвы «back on track» неожиданностью, насколько существенны те противоречия, которые сейчас есть между странами и как можно оценить решение обеих сторон усилить сотрудничество в тех сферах, которые не вызывают противоречий.
Это заявление Байдена было вполне логичным, потому что уже накануне визита в Мюнхен представители аппарата Белого дома заявили, что вице-президент будет искать точки соприкосновения с Лавровым. Вполне ожидаемо было, что Байден постарается направить линию общения с министром иностранных дел России в конструктивное русло.
В контексте российско-американских отношений такое предложение тоже не стало удивительным, потому что с 2008 года, когда была война в Южной Осетии, когда американцы пошли на целый ряд жестких шагов, приостановили процесс принятия соглашения о сотрудничестве в области мирного атома, серьезных охлаждений между странами не было. Единственной проблемой можно считать то, что отмененная поправка «Джексона-Веника» сменилась тут же «законом Магнитского».
Понятно, что речь не идет о полноценном потеплении в отношениях. Они будут развиваться только по одному направлению — ?сокращение ядерных вооружений. Примерно то же мы видели в 2009 году, когда отношения развивались лишь по этому направлению. Сейчас Москва взяла курс на прагматизацию диалога, когда уступки с нашей стороны должны находить ответ в аналогичных уступках со стороны США, что мы далеко не всегда видели в тот период, который в Америке называют «перезагрузкой». Я думаю, что такая прагматизация диалога в большей степени соответствует интересам как США, так и России.