| 05 февраля, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Ульяна Гортинская
Концепция "Российской общественной инициативы" была согласована с администрацией президента и профильным помощником президента, об этом «Интерфаксу» сообщил источник близкий к проекту.
-- Никаких вопросов, связанных с выполнением поручения по созданию технических и организационных условий для реализации "Российской общественной инициативы", не возникало ни на стадии утверждения концепции, ни в момент представления доклада президенту.
Напомним, 1 февраля первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин и помощник президента, бывший министр связи Игорь Щеголев представили Владимиру Путину предложения по реализации РОИ на региональном и муниципальном уровнях. Так, предполагается, что в субъектах РФ и муниципалитетах с населением свыше 2 миллионов человек петиции будут рассматриваться, если соберут за год не менее 100 тысяч подписей граждан, в остальных случаях — если заручатся поддержкой свыше 5% от общего числа жителей.
23 августа премьер-министр Медведев утвердил концепцию Российской общественной инициативы, где подробно расписаны все этапы и правила её проведения. В частности, в концепции прописано, что не будут приниматься к рассмотрению анонимные инициативы, инициативы экстремистского характера, противоречащие Конституции РФ, а также вопросы, которые не могут выноситься на референдум по статье 6 закона «О референдуме РФ».
Документ продолжает дорабатываться, однако по состоянию на данный момент, согласно той же концепции, рассматривать петиции будет рабочая группа при комиссии кабинета министров по координации «Открытого правительства», которая по итогам экспертизы и будет передавать материалы для внесения законопроектов в Госдуму. Курирует этот вопрос министр Михаил Абызов, по словам которого состав группы (до 20 человек), куда войдут представители парламента, Общественной палаты и эксперты, будет объявлен до конца февраля.
Ранее «Коммерсантъ» опубликовал материал, из которого следует, что создание базы для рассмотрения интернет-петиций граждан России вызвало разногласия между Кремлем и Правительством. Администрацию президента якобы не устроили чрезмерные функции, которые получает правительственная комиссия.
Вообще же, оценивая концепцию по работе с петициями, член думского комитета по информационной политикеРоберт Шлегель охарактеризовал её как «странную»:
-- …механизм, предложенный правительством, мягко говоря, странный, поскольку рабочая группа из чиновников может завернуть инициативу, под которой поставили подписи 100 тысяч человек.
По мнению главы Фонда развития гражданского общества, экс-главы управления внутренней политики президента Константина Костина, не вполне понятно, «как стоит поступить с политическими инициативами, возникновение которых также нельзя исключать», поскольку рассмотрение подобных вопросов выходит за рамки компетенции правительства.
В свою очередь, член Общественной палаты Владислав Гриб высказал следующее мнение:
-- До 90% инициатив касаются правительства, но есть опасения, что процесс примет бюрократический характер и затянется там, где надо реагировать на запрос общества быстро. Поэтому общественности надо придать более значительную роль. Во всяком случае, передать рассмотрение на более независимую площадку, межведомственную комиссию.
Шакиров Станислав, председатель Фонда развития электронной демократии рассказал "Однако", с какими основными сложностями может столкнуться этот проект:
-- Когда создаётся подобная система, необходимо сразу чётко оговаривать правила игры. Все системы петиций, по сути, работают на доверии. Чтобы люди ею пользовались, люди должны ей доверять. Должно быть понятно, какой эффект они получат от своих действий и должна быть возможность убедиться, что петиция ляжет на нужный стол, и вот эти конкретные люди на этот вопрос ответят. Правила игры должны быть абсолютно прозрачны.
Я считаю, что основная проблема – именно доверие. Вторая возможная проблема – это безопасность. Система должна быть неуязвима для взлома, должны быть полностью защищены персональные данные.
С вопросом о том, кто же должен проводить экспертизу обращений граждан, «Однако» обратился к Михаилу Ремизову, президенту Института национальной стратегии:
-- Я думаю, что этим вопросом должен заниматься какой-либо околопарламентский орган или орган, имеющий определённые механизмы представительства. Например, Общественная палата. Её концепция предполагает, что она является неким «предбанником» законодательной деятельности. Так что ОП вполне подошла бы, если бы она имела более независимую репутацию. Это решаемая задача – сделать Общественную палату площадкой, где имеет место реальное представительство гражданского общества. Так что такой предбанник законодательной работы у нас уже существует.