События и комментарии экспертов фонда

  |  23 июня, 2014   |   Читать на сайте издания

Социальное самочувствие подавило потенциальный протест

На фоне общего снижения потенциальной протестной активности в России, в нескольких регионах ее уровень остается чуть выше средних показателей. Такие данные содержатся в третьем рейтинге социального самочувствия, презентованном сегодня Фондом развития гражданского общества (ФоРГО) в Калининграде. При этом в большинстве из этих регионов потенциальный протест купируется другими значимыми факторами социального самочувствия, говорит глава ФоРГО Константин Костин.

Согласно третьему рейтингу социального самочувствия, в некоторых регионах показатели потенциальной протестной активности чуть выше, чем в среднем по стране. В частности, в Бурятии, Республике Марий-Эл, Северной Осетии, Амурской, Калужской и Калининградской областях. При этом перечисленные регионы показывают разный уровень социального самочувствия, поскольку потенциальная протестная активность составляет лишь один из параметров замера. Например, Калужская и Амурская области находятся в лидерах рейтинга и входят в его первую группу, поскольку все остальные показатели дают этим регионам максимальное количество баллов. По словам председателя правления ФоРГО Константина Костина, в таких регионах протестная активность купируется другими значимыми факторами социального развития, и переход потенциальной активности в иные формы является маловероятным сценарием.

Другую группу представляют регионы, где вместе с более высокой потенциальной протестной активностью «просели» показатели отношения к региональным властям или удовлетворения своим социально-экономическим состоянием или положением дел в регионе. Такая ситуация сложилась, к примеру, в Калининградской области, где в честь открытия регионального отделения фонда проходила сегодня презентация рейтинга. Так, положительные отзывы о работе руководства региона составили лишь 5 баллов из возможных 20, а возможность участия населения в акциях протеста — 15 баллов из 20. Общий рейтинг области 45–55 баллов, (максимальный показатель по каждому из значимых факторов дает 20 баллов).

 

«В целом Калининградская область находится на стабильных позициях, в третьей группе среднего социального самочувствия. Однако тревожное сочетание факторов должно стать сигналом для команды нашего губернатора (Николая Цуканова.— “Ъ”) на будущее»,— сказала сегодня глава созданного отделения фонда, в прошлом заместитель председателя правительства области по внутренней политике Елена Волова. Полномочия Николая Цуканова заканчиваются в 2015 году. Публично губернатор пока никак не комментировал эти исследования.

Директор Калининградской социологической службы Елена Чернова обратила внимание “Ъ” на то, что настроения в регионе, возможно, в силу его эксклавного положения, или структуры общества с сильно развитым средним и мелким бизнесом, имеют свои особенности. К примеру, традиционно замеры рейтингов президентов — как Дмитрия Медведева, так и Владимира Путина — давали показатели поддержки ниже, чем в среднем по стране. Так, рейтинг Владимира Путина в 2013 году составлял чуть более 50% и на начало 2014 года — 53,5% (тогда как в среднем по стране эта цифра колебалась на уровне выше 60%). Однако социологические исследования, проведенные службой госпожи Черновой сразу после присоединения Крыма, выявили гораздо более сильный скачок симпатий к Владимиру Путину в области (рост на 25%), чем в среднем по стране (рост около 15%). «Жители Калининградской области ясно показали, с кем они»,— говорит она. Впрочем, природу этого явления и его проекцию на будущие выборы в регионе, по мнению социолога, еще необходимо анализировать.