Новый регион: Челябинск может остаться единственным городом, где пройдет реформа МСУ
Екатеринбург, Курган, Челябинск, Июнь 20 (Новый Регион, Святослав Булгарин) – Реформа местного самоуправления (поправки недавно принятые ГД РФ к 131 ФЗ) уже реализуется на территории Уральского федерального округа. В том же Челябинске региональный парламент принял соответствующее решение, и выборы в южноуральской столице уже идут по новой схеме. Между тем, заксобрание Курганской области не спешит реформировать МСУ Кургана, и ближайшей осенью депутатов гордумы здесь будут выбирать по старинке. «Новый Регион» попытался выяснить – насколько обязательным к применению станет опыт Челябинска для других крупных уральских муниципий (или это всего лишь эксперимент), и почему в Зауралье попросту проигнорировали поправки к 131 ФЗ.
Помощник полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе Андрей Перла подчеркнул, что реформировать МСУ никто на самом деле не заставляет – это право и выбор каждого отдельного региона, а основная задача органов власти – сохранить социально-политическую стабильность в территориях:
«На эти вопросы есть несколько ответов в зависимости от того в каком пиджаке ваш собеседник. Ну например, – если ваш собеседник в пиджаке человека, который просто умеет читать законы, то он должен сказать примерно следующее. Тот вариант, когда избираются районные советы, которые назначают районных муниципальных менеджеров, избирают из своего состава городскую думу и так далее – является одним из вариантов, доступных законодательному собранию региона. Ничто не обязывает депутатов принять именно этот вариант как обязательный для, например, Екатеринбурга, или Нижнего Тагила, или, например, для Тюмени. Это – возможность, которую предоставляет законодатель для того, чтоб полнее учесть все возможные варианты в зависимости от специфики регионов.
Если ваш собеседник в пиджаке политолога, или, к примеру, политического обозревателя, то он может сказать, например, следующее. Да, действительно, существует проблема взаимоотношений руководства крупных российских городов и губернаторов. С этой точки зрения для целого ряда российских регионов было бы выгодно и удобно, и уместно перестроить систему управления городами-миллионниками – столицами субъектов Федерации.
Но даже если встать на эту точку зрения и предположить, что по большинству городов-миллионников такое решение будет принято, то следует учитывать, что никто не отменял другой закон – закон об основных гарантиях избирательных прав граждан, или закон о выборах в просторечии. И это означает, что в каждом городе, о котором идет речь сегодня, существуют органы представительной власти, органы исполнительной власти, которые были избраны в ходе выборов, у которых существует срок полномочий. Должен ли тот факт, что законодательное собрание региона определило для данного города новую схему избрания органов представительной власти означать, что в этом городе должны пройти досрочные выборы – это вопрос. На который в ряде случаев, скорее всего, придется отвечать отрицательно.
Ну в самом деле, городская дума, скажем, Нижнего Тагила избрана в марте 2012 года. Нужна Нижнему Тагилу новая схема местного самоуправления, по которой избираются районные советы в трех районах этого города? Вопрос дискуссионный, но он, безусловно, может обсуждаться. Следует ли из того, что мы сегодня обсуждаем этот вопрос, что в Нижнем Тагиле в ближайшее время должны произойти досрочные выборы этой самой городской думы и районных советов? По-видимому, нет. Перспектива досрочных выборов из того, что принимается новая схема организации местного самоуправления, прямо не вытекает.
Ну и если ваш собеседник в пиджаке помощника полпреда, то он должен вам сказать, что сохранение социально-политической стабильности на территории региона для администрации президента и нас как сотрудников администрации полномочного представителя президента – является безусловным приоритетом. С точки зрения сохранения социально-политической стабильности досрочные выборы не являются лучшим из вариантов. Притом что ни в коем случае никто никогда не будет оспаривать право депутатов законодательного собрания региона выбрать ту схему организации местного самоуправления, которую они сочтут наиболее эффективной для благополучия жителей региона».
Между тем, похоже, что опыт Челябинска может так и остаться единичным экспериментом. Глава Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, директор Уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин отметил, что реформа МСУ в южноуральской столице – это пример для других городов, но вовсе не пример для подражания: «Выборы представительных органов власти в Челябинске в настоящее время идут по новой схеме. Так что реформа МСУ здесь уже реализуется. И Челябинск в данном случае станет примером для других крупных уральских муниципий. При этом просто примером, а не примером для подражания. Ведь так называемая реформа МСУ не загоняет муниципалитеты в жесткие рамки по системе организации управления. Так как полномочия по детализации критериев реализации реформы находятся в компетенции региональных законодателей, они и должны на основе собственного опыта и здравого смысла определить будущую форму управления тем или иным городом. В том же Кургане, к примеру, региональный парламент посчитал существующую схему организации органов местного самоуправления Кургана более удобной и реформировать МСУ не стал. Так что здесь решение за местными законодателями».