События и комментарии экспертов фонда

  |  19 июня, 2014   |   Читать на сайте издания

Интернет-мемы как оружие информационной войны

Кто пытается настроить российских пользователей на войну с Украиной? Как появился мем "вежливые люди"? Зачем Ходорковский строит новую медиаимперию? Об этом и многом другом в утреннем эфире "Вестей ФМ" рассказал  Станислав Апетьян.

Соловьев: Доброе утро, Станислав. 

Апетьян: Доброе утро. 

Соловьев: Станислав, хочу пожаловаться. Вот только сейчас с Анной Борисовной говорили об Украине, тут же пошла в "Твиттере" атака ботов: требуют, чтобы прекратилось ангельское терпение России, и втягивают Россию в войну. И прямо одно за одним. Что интересно, изначально с территории Украины все посыпались. Что, идет война? Хотя мы говорим как раз обратное. 

Апетьян: Да, мы все говорим о том, что, в общем-то, война - это самый худший сценарий, который может произойти, а вот украинские пользователи и их, скажем так, российские друзья на протяжении уже нескольких дней, начиная с 14 июня, активно продвигают такое словосочетание - "русско-украинская война". Они активно это употребляют как некий такой мем, то есть устойчивое словосочетание, используемое для описания событий, которые сейчас происходят на Донбассе. Вот тут я даже небольшую подборочку подготовил: 14 июня одновременно сразу несколько крупных российских оппозиционных интернет-пользователей начали говорить практически одно и то же. Неожиданно. Вот цитата. Навальный: "Где только не гнали и не притесняли русских за последние 20 лет, а гражданская война началась русско-украинская". Ему вторит Бобровский - это пользователь KermlinRussia: "А Путин понимает, что русско-украинская война с танками и сбитыми самолетами - это более крупная геополитическая катастрофа, чем развал СССР?". Дальше они используют свои популярные юмористические аккаунты с политическим подтекстом. Вот, например, один из них: "Развязывание русско-украинской войны - это еще одна несомненная внешнеполитическая победа президента Путина". Говорят одно и то же, одни и теми же словами, в одно и то же самое время, хотя никаких информационных поводов для этого у них не было. Так что же это такое?

Соловьев: Как не было, подожди, прошел платеж. 

Апетьян: Ну, вот, да. 

Шафран: Это очень хороший повод для того, чтобы начать о чем-либо говорить. 

Апетьян: Платеж или звонок, да. Вот таким образом формируется устойчивые мемы, которые в дальнейшем распространяются пользователям. Вот я уверен, что среди тех ботов, которые вам писали в "Твиттере", наверняка это выражение использовали хотя бы раз. Потому что сейчас как раз все вот эти украинские "диванные войска" активно занимаются продвижением именно этого тезиса. Кстати, что тоже намекает на то, что они откровенно пытаются столкнуть, по крайней мере уже психологически, российских пользователей, российское общество в некое состояние войны с Украиной, в которой мы, слава богу, пока еще не находимся. Понятно, что это целенаправленная пропагандистская работа, и надо признать, что, естественно, не только украинцы и их российские представители, скажем так, занимаются подобной деятельностью. Это вообще такой обязательный атрибут любых информационных войн. Я тут даже могу привести некий свой опыт (понятно, что пророссийской направленности), в частности я там поучаствовал в какой-то мере в формировании устойчивого словосочетания "вежливые люди". 

Соловьев: Да, это я видел, очень гордился знакомством. 

Апетьян: Спасибо. Мне самому на самом деле очень приятно, что я поучаствовал в этой истории. Она для меня была интересна в том числе с профессиональной точки зрения. 

Полностью слушайте в аудиоверсии.