События и комментарии экспертов фонда

  |  11 июня, 2014   |   Читать на сайте издания

Пользователям Рунета дадут "право на забвение"

Общественная палата в среду обсуждала так называемое "право на забвение". Речь идет о возможности пользователей ограничивать доступ к неприятной или устаревшей информации о себе в глобальной сети. В Европе подобная норма уже действует. Можно ли перенести все это на российскую почву?
В первую очередь решение Европейского суда заинтересовало известных людей, о которых в сети Интернет есть много информации, в том числе и не самой правдивой. Певица Диана Гурцкая рассказывает, как однажды журналист сочинил про нее жуткую историю. Дескать, родители Дианы не знали о том, что она не видит, до того момента, как в возрасте пяти лет девочка упала с дивана и разбила себе лоб. Статья вышла больше 10 лет назад, но с помощью поисковых систем ее несложно найти и сегодня.
"Я до сих пор чувствую дискомфорт, — рассказывает Диана Гурцкая.- Куда бы я не приходила, какие бы интервью не давала — обязательно об этом спросят. Во-первых, это выставляет моих родителей в не очень хорошем свете. Во-вторых, эта история не соответствует действительности, я не хочу, чтобы она была в открытом доступе".
Решение ввести так называемое "право на забвение" Европейский суд принял, удовлетворяя иск Марио Кортеха Гонсалеза. В конце девяностых годов одна из испанских газет рассказала, что Гонсалез в связи с долгами продает свою недвижимость. Прошло много лет, имущественное положение бизнесмена улучшилось, а статья о его долгах по-прежнему продолжала занимать в поисковике Google топовые позиции. "Право на забвение" — не новая инициатива, — поясняет Станислав Апетьян, эксперт Фонда Развития гражданского общества. — Эта тема обсуждается в Европейском союзе на протяжении четырех лет. Сейчас в Европарламенте находится целый пакет законодательных инициатив, одна из которых расширяет это право".
Право быть забытым заключается в том, что по запросу пользователя в поисковой системе должны быть удалены ссылки, содержащие его персональные данные — в том случае, если они не соответствуют действительности, устарели или порочат честь и достоинство человека. Но только если общественный интерес к этим данным не важнее интересов самого пользователя. По утверждению специалистов, в случае с поисковыми системами вопрос о цензуре здесь не стоит.
"Поисковики выведены из списка средств массовой информации, — напоминает Леонид Левин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. — Отдельно отмечено, что поисковики не являются СМИ, они всего лишь занимаются агрегацией информации, поэтому на них не может распространяться защита свободы слова".
Важно, что самой информации и сайта, на котором она размещена, это решение не касается. Оно относится исключительно к поисковым системам, которые дают ссылку на необходимые сведения: Google, Yandex, Yahoo! Вопрос в том, как поисковик будет определять, насколько ложная информация содержится под ссылкой.
"Здесь возникают две проблемы, — говорит Ирина Левова, руководитель отдела стратегических разработок российской ассоциации электронных коммуникаций. — Во-первых — как поисковая система может определить, насколько эта информация правдива? Во-вторых — проблема идентификации обращающегося. Поисковая система не имеет возможности определить, обращается ли к ней действительно тот человек, о котором размещена информация, или это какой-то другой человек".
Сегодня принятое решение касается только жителей Европейского союза. Как оно будет адаптировано в российском законодательстве, должен решить пленум Верховного суда.