События и комментарии экспертов фонда

  |  11 июня, 2014   |   Читать на сайте издания

Россия должна остановить геноцид в Донбассе

10 июня в Москве журнал «Эксперт» собрал круглый стол, в ходе которого ведущие российские политологи и представители правительства провозглашенной Донецкой народной республики обсудили вопрос о том, как остановить насилие и убийство мирных жителей на Юго-Востоке Украины, а также о том, какую именно помощь должна сейчас оказывать осажденному Донбассу Россия. Участники круглого стола пришли к выводу, что Россия не должна позволить Киеву провести геноцид населения Новороссии.
Открывший дискуссию главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев подчеркнул аналитический, а не политический характер круглого стола, и потому допустил возможность резких заявлений в её процессе. По его мнению, необходимо остудить «горячие головы», призывающие к скорейшей реализации в Донбассе «Крымского сценария» и рационально подумать о будущем украинской государственности и реальных действиях, которые Россия может предпринять для того, чтобы помочь Донбассу.  «Крымский сценарий», по мнению Фадеева, невозможен на Юго-востоке потому, что население Донбасса не так однородно, а дальнейшее присоединение территорий может привести к жесткой ориентации Украины на Запад.
Принявший у Фадеева эстафету, председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин высказал мнение о том, что сейчас, когда украинское государство в его унитарном виде фактически разваливается, следует задуматься об истоках украинской государственности, о том, какую формулу нужно применить для того, чтобы сформировать легитимную власть на Украине.  По его мнению, на данный момент эффективно работает формулировка начала девяностых годов, выраженная в ельцинской фразе «берите суверенитета столько, сколько хотите».
 
С точки зрения президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, в нынешней ситуации, когда убийство мирных граждан на Украине стало нормой, совершенно очевидно, что Порошенко недоговороспособен, а киевская власть не остановится ни перед чем. Ремизов предполагает различные сценарии будущего Украины, однако уверен, что в случае подавления Донбасса, в дальнейшем нынешнее киевское правительство настроено на геноцид и жесткие репрессии в отношении нелояльного населения, и США охотно предоставят им на это карт-бланш.
 
Поэтому задача России сейчас - любой ценой настоять на сохранении хотя бы автономии региона. Одна из конкретных задач, стоящих сейчас на повестке дня, по мнению Ремизова, это недопущение гуманитарной катастрофы в регионе, потому что в случае такого сценария развития событий, население Новороссии предпочтет геноцид и рабство голоду и прозябанию. Уже сегодня, в период относительного ослабления политического давления на Украину, Киев исходит из того соображения, что Москва – это картонный и не опасный для неё медведь, дальнейшая безнаказанность может ввести киевское правительство в опасный раж.
 
С тезисом Ремизова о том, что время сейчас работает не на нас, согласился также и советник президента Российской Федерации Сергей Глазьев. По его мнению, нужно наконец-то начать называть вещи своими именами и признать, что Украина сейчас, через подконтрольные нацистские силы, оккупирована Соединенными Штатами Америки, ставящими себе целью развязать очередную бойню в Европе. Экономика Украины сейчас настроена на резкую и быструю милитаризацию, власти мобилизуют население в нацистские карательные отряды, расконсервируют бронетехнику и авиацию, которой ещё с советских времен у украинской армии не так уж и мало. Уже через полгода вся новообразованная военная машина Украины будет работать против России. По мнению Глазьева, мы сейчас должны как можно скорее действовать по любимому американскому сценарию, то есть объявить над Украиной бесполетную зону, а затем точечными ударами с воздуха ликвидировать тяжелую артиллерию и авиацию, обстреливающую мирные районы городов Юго-Востока. Глазьев напомнил крылатую фразу Черчилля о том, что выбирающий позор вместо войны, в итоге получает и войну, и позор.
 
Говоря об экономике Донбасса, Сергей Глазьев подчеркнул, что киевский паразит не заинтересован в экономической блокаде региона, поскольку Киев давно привык тянуть соки из Новороссии, единственного района Украины, обладающего положительным торговым балансом. По мнению Глазьева, Донбасс вполне способен сейчас создать самостоятельную финансовую систему, а  переориентация этого крупного промышленного региона на Россию сможет повысить в дальнейшем уровень жизни на территории от Дона до Урала в среднем в полтора раза.
 
Исполнительный директор Российско-Украинского информационного центра Олег Бондаренко обратился к российской прессе с призывом применять правильную терминологию. Нынешнюю украинскую власть, сознательно убивающую мирных граждан, откровенно планирующую полномасштабную политику геноцида населения Юго-Востока, уничтожения несогласных и порабощения основного населения, иначе как нацистской называть, по мнению Бондаренко, нельзя. «Некоторые нацисты кидают зиги откровенно, а некоторые вынуждены прикрываться шоколадной маской»,- намекнул Бондаренко на недавно избранного президентом Украины кондитерского магната Петра Порошенко.
 
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами Российской Федерации Иосиф Дискин, в свою очередь, обратил внимание на внешнеполитический вариант решения украинского кризиса. Чтобы остановить геноцид мирного населения в Донбассе, по мнению Дискина, необходимо подключить сформировавшийся и существенно усиливший позиции в Европе по результатам последних выборов в Европарламент «Путинский интернационал», регулярно доносить правдивую информацию о геноциде украинской властью мирного населения не только до российской, но и до европейской аудитории, систематизировать эту информацию, создавая «черные книги репрессий», привлекать в регион европейских волонтеров и журналистов.  Дискин также предложил организовать сбор гуманитарной помощи для населения Юго-Востока не только на российском, но и на европейском уровне. Это, по его мнению, существенно в дальнейшем поспособствует протрезвлению европейских политиков и ослаблению американского лобби в Европе.
 
Председатель фонда «Мы с тобой, Донбасс!» Григорий Комаренко рассказал о том, как московская община Донбасса организует сбор средств на оказание помощи пострадавшим. По его словам, регулярно поступают денежные средства, переводящиеся в Донецкую и Луганскую народную республики. В ответ на это представитель Донецкой народной республики Алексей Муратов заметил, что неплохо было бы вернуть деньги проживающего сейчас в Москве и мечтающего вернуться на Украину олигарху Сергея Арбузова обокраденному им Донбассу, посетовав при этом на то, что, несмотря на гуманитарную помощь, средств на выплату компенсаций населению, у которого уничтожили дома, сейчас недостаточно.
 
В одной из завершающих реплик Михаил Ремизов вернулся к предложению Сергея Глазьева объявить бесполетную зону над Украиной. Он также не исключает и такой вариант развития событий. По мнению Ремизова, все эти варианты не являются выбором между плохим и хорошим, они все связаны с негативными последствиями. Эксперт сравнил перспективы действий России на Украине с былинной развилкой.
 
Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов был не столь радикален в призывах к вооруженному вмешательству, но и он высказался за возобновление несколько ослабшего в последнее время политического давления на Украине.
 
В завершение круглого стола Валерий Фадеев обозначил главные направления помощи, которую может сейчас оказать Россия Донбассу. По его мнению, это, во-первых, возврат к несколько ослабшему в последнее время политическому давлению на Киев, требованиям немедленно остановить насилие, во-вторых - оказание гуманитарной помощи для предотвращения экономической катастрофы в регионе, в-третьих, помощь в скорейшем развитии политических институтов Новороссии и, наконец, в четвертых, систематизация и публикация данных о геноциде населения Юго-Востока, с целью сделать их достоянием широкой общественности.