| 24 января, 2013 | | | Читать на сайте издания |
В среду депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении законопроект, который предоставляет субъектам Федерации право решать, нужны ли им прямые выборы губернаторов. Критики законопроекта говорят, что этот шаг ведет к отказу от выборов глав регионов. Эксперты же отмечают, что нужно учитывать особенности разных территорий.
Напомним, что в октябре 2012 года прошли выборы губернаторов в пяти российских регионах. Однако в некоторых национальных республиках начали говорить о том, что возвращение прямых выборов необходимо не всегда. Речь идет прежде всего о северокавказских республиках, в большинстве из которых проживают разные народы. И получается, что победа представителя одного народа может сулить неприятности другим. К тому же в Дагестане, например, вообще никогда не было прямых выборов главы региона.
Впрочем, критикуют прямые губернаторские выборы не только в полиэтнических регионах. Глава Ингушетии глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, например, заявил "Коммерсанту", что Россия не готова к выборам глав регионов, а потому их нужно назначать. Впрочем, он также заявил, от рассматривает возможность принять участие выборах. Они, кстати, должны пройти осенью этого года.
Но точка зрения Юнус-Бека Евкурова, пожалуй, все же не слишком распространенная. В обсуждаемом депутатами Госдумы законопроекте говорится, что если регион решит отказаться от прямых выборов губернаторов, то политические партии, которые представлены в местном и федеральном парламентах, наделяются правом представить президенту России по три кандидатуры. Глава государства отберет трех кандидатов, после чего направит этот список на рассмотрение регионального парламента. Который и должен будет избрать главу региона.
Напомним, что ранее правом представлять своих кандидатов была наделена только партия, одержавшая победу на выборах в местный законодательный орган. Фактически во всех случаях это была "Единая Россия". Что, конечно, категорически не нравилось оппозиции.
"Российская Федерация - уникальное образование, включающее в себя территории с разными культурными, религиозными, историческими, политическими традициями", - сказал "Правде.Ру" заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ, член Экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Поляков. "Надо исходить из этой реальности. И понимать, что некие универсальные шаблоны так называемой демократии вообще очень часто могут при своем применении напрямую приносить прямо противоположный результат. В частности, это как раз относится к ситуации с выборами глав исполнительной власти субъектов РФ", - отметил политолог.
"Где-то прямые выборы вполне нормальны и не будут вызывать никаких проблем. Но в некоторых регионах, где проживает несколько этносов и где представительство в органах власти каждого этноса является вопросом принципа, идти на выборы по принципу "кого больше, у того и власть", на мой взгляд, неразумно и просто опасно", - отметил политолог.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов отметил еще одну проблему. "В ряде случаев прямые выборы могут дополнительно катализировать консолидацию национальной доминирующей группы. И создавать ситуации, когда воля представительного лица, которое будет рассматривать себя как представитель определенной этнической группы , будет вступать в противоречие с политикой федерального центра. Это возможная почва для сепаратистских настроений", - сказал он Politonline.ru.
Надо заметить, что особого противодействия законопроект в первом чтении не встретил. Его поддержали 403 депутаты. Впрочем, основные поправки вносятся ко второму чтению. Первый вице-спикер Госдумы, коммунист Иван Мельников уверен, что такие поправки будут.