| 25 января, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Как стало известно в четверг, президиум Бюро Центрального совета (ЦС) партии на своем заседании 23 января, поставил ультиматум перед четырьмя эсерами - Геннадием и Дмитрием Гудковыми, Ильей Пономаревым и Олегом Шеиным. В течение месяца эти политики должны определиться, либо они сохраняют свои посты в партии, либо остаются в различных оппозиционных суборганизациях.
Напомним, Дмитрий Гудков и Илья Пономарев входят в Центральный Совет (ЦС) партии, Шеин стоит на ступень выше – член президиума ЦС, а Геннадий Гудков, недавно лишенный мандата депутата, вовсе входит в высший руководящий орган партии – член Бюро президиума ЦС «Справедливой России». Тем не менее, каждый из них входит в так называемый Координационный совет оппозиции. Этот «орган власти оппозиции» выступал одним из организаторов последнего протестного марша. Его участники несли портреты депутатов, в том числе эсеров, которые голосовали за закон, запрещающий американцам усыновлять российских сирот. На портретах было написано «позор» или «подлец». В конце акции их демонстративно выбрасывали в мусорные ящики.
«Я не знаю ни одной европейской партии, член которой пошел бы в колонне демонстрантов, а за спиной у него несли бы портрет лидера этой партии, и потом бы его еще бросили в мусорный контейнер», - заявил на этот счет председатель «Справедливой России» Николай Левичев.
Отметим, предварительно известно о том, что сохранить верность партии, со слов Левичева, уже решил Шеин. Пономарев сам заявил о сохранении «лояльности» партии, от которой был избран депутатом. Геннадий Гудков настаивает на проведении «широкой дискуссии» внутри «Справедливой России» по теме, как относиться к несистемной оппозиции.
Эксперты полагают, что в этой ситуации реальный лидер партии Сергей Миронов поступает прагматично. Он окончательно убедился в бесперспективности сотрудничества с несистемной оппозицией и не хочет, чтобы перед подготовкой к новым выборам электорат не имел шанса разобраться, кто есть кто в рядах эсеров.
«Мне кажется тут два резона, - заявил в комментарии завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики, член Экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Поляков. – Первый, чисто имиджевый. Год назад, когда на уличных оппозиционных акциях чувствовался драйв, Миронов рассчитывал, что сотрудничество с несистемной оппозицией принесет его партии и лично ему дополнительный политический капитал: рост рейтинга, статуса единственно оппозиционной в Госдуме и прочее. Однако драйв исчез, а рейтинг «Справедливой России» замер на привычном уровне в 5-6%. Очевидно, что никаких оснований и далее рассматривать несистемную оппозицию как возможность для подкачки рейтинга – нет».
Кроме того, как считает Поляков, Миронов неспроста выбрал срок ультиматума – один месяц. По подсчетам эксперта, примерно через месяц-два как раз начнется подготовка к предстоящей осенней избирательной кампании и к этому этапу, «Справедливой России» ни к чему неразбериха со своим активом. Избиратели просто не поймут, что из себя представляет партия, системная она или уличная.
Отметим также, что любопытно предъявление ультиматума Олегу Шеину. У него с руководством «Справедливой России» особые отношения. Летом 2012 года он устроил успешную акцию, с точки зрения политического промоушена, а именно голодовку в Астрахани, где боролся за кресло мэра. Это принесло некоторый приток популярности «Справедливой России». За что ему по возможности был обещан мандат депутата Госдумы. Однако, исполнить это обещание пока не удается.
Тогда предполагалось, что Шеину может достаться кресло Геннадия Гудкова, которого осенью выгнали из парламента за незаконный бизнес. Для этого все члены избирательной группы Гудкова должны были отказаться от мандата. Однако решить этот вопрос в пользу Шеина не удалось из-за несговорчивости экономиста Никиты Кричевского.
Аналогичная ситуация складывается и сейчас. Вакантным в перспективе может стать мандат депутата-эсера Олега Михеева, которого генпрокуратура рассчитывает привлечь по уголовному делу о мошенничестве. Чтобы место досталось Шеину, эсерам придется вновь организовывать сложные внутрипартийные переговоры: уговаривать 10 человек отказываться от мандата. В прошлый раз это закончилось серьезным имиджевым ударом для «Справедливой России» и лично для Миронова, которого обвинили в неспособности контролировать партию.
Таким образом, для «Справедливой России» сейчас по-быстрому распрощаться с Шеиным, означает легко снять с себя все обязательства перед ним.