| 15 января, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости
На сайте Госдумы может появиться специальная площадка для размещения петиций граждан и организаций и сбора подписей под ними. Эта мысль появилась у законодателей после того, как в этот понедельник, вернувшись с каникул, они начали свою весеннюю сессию с обсуждения петиции за отмену запрета на усыновление российских детей гражданами США, размещенной в декабре на сайте "Новой газеты"и подписанной в интернете более чем ста тысячами россиян.
Эксперты уверены, что такая виртуальная протестная площадка на сайте Госдумы выгодна прежде всего власти. Они сходятся во мнении, что петиции граждан, размещенные на этой площадке, не приведут автоматически к появлению законопроектов, независимо от количества собранных под ними подписей. Вопрос о том, стоит ли превращать петицию в законопроект, в каждом случае будут решать сами депутаты.
Стоит ли ожидать от этого начинания реальной пользы для россиян? Здесь эксперты расходятся. Одни уверены, что такие петиции могут стать эффективным механизмом прямой демократии, и виртуальных площадок для их внесения и обсуждения должно быть гораздо больше, чем одна на всю страну. Другие считают, что электронные петиции превратятся лишь в клапаны для спускания пара в обществе. Третьи прогнозируют, что интернет-демократия создаст еще одну точку жесткого общественного противостояния, лишний раздражитель для недовольных граждан и лишнюю проблему для власти.
Но несмотря на все возможные издержки новой думской инициативы, интернет-площадка для петиций на сайте Госдумы, скорее всего, появится в ближайшие месяцы, потому что на необходимость создания подобного инструмента прямой демократии настоятельно и неоднократно в течение всего прошлого года указывал Владимир Путин.
В новый год – с новой демократией
Хотя депутаты успели принять "закон Димы Яковлева" до конца осенней сессии 2012 года, в первый же рабочий день после зимних каникул им пришлось к нему вернуться. В понедельник комитет по госстроительству обсудил петицию с более чем ста тысячами подписей за отмену запрета на усыновление российских детей гражданами США, переданную "Новой газетой" в Госдуму еще в декабре. То, что такое обсуждение состоится, пообещал Владимир Путин в ходе своей пресс-конференции 20 декабря, так что выбора у депутатов не было, тем более, что внедрение интернет-демократии лежит в мейнстриме президентского видения будущего России.
Еще 6 февраля 2012 года Владимир Путин в своей предвыборной статье в газете "КоммерсантЪ" предложил "ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете", и дал общее направление: "Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии".
В своем уже президентском указе "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" от 7 мая Путин поручил правительству "создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет с 15 апреля 2013 г."
К августу правительство создало концепцию "Российской общественной инициативы", согласно которой петиции граждан будет рассматривать рабочая группа Открытого правительства, а депутаты лишь ее консультируют. По планам министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова вопрос о гражданских петициях он хотел рассмотреть до 10 февраля 2013 года.
Этот процесс так и шел бы ни шатко ни валко, если бы в декабре прошлого года "Новая газета" не провела бы интернет-опрос на своем сайте. С 14 по 20 декабря она собрала больше 100 тысяч подписей граждан против принятия "закона Димы Яковлева". И 21 декабря в 9 часов утра, перед третьим, последним чтением законопроекта в нижней палате парламента, принесла в общественную приемную Госдумы в доме №7 по улице Моховой несколько картонных коробок с распечатками имен подписантов, городов и их IP-адресов. То есть в недельный срок фактически исполнив и предвыборное обещание президента, и его указ от 7 мая.
Путин велел петицию рассмотреть, депутаты ее обсудили, а попутно задумались, не создать ли им "интернет-демократию" и у себя на сайте, не отдавая такое важное дело правительству, причем даже не настоящему, а "Открытому".
Издержки интернет-демократии
"В том, что при Госдуме будет создана площадка для интернет-петиций, сомневаться не приходится. Во-первых, это важный элемент прямой демократии, и к тому же это предложил президент", – уверен председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Но ограничиваться одним думским сайтом, по словам Костина, вовсе не обязательно, таких площадок может быть несколько. Главное – создать регламент рассмотрения интернет-петиций и механизм верификации электронных подписей, привязав их, например, к номеру мобильного телефона, который, в свою очередь, привязан к паспорту россиянина.
"Несомненно и то, что вопрос о законодательной силе подобных петиций должны решать сами парламентарии, иначе начнется бардак. И нет проблемы, даже если петиция будет составлена и подписана ста тысячами граждан после принятия того или иного закона. Если у граждан есть разумные возражения, то в закон всегда можно внести поправки", – заключает Константин Костин.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов добавляет: "Важно только качество процедуры авторизации, и сайт Госдумы вполне подходит для официальной площадки электронных референдумов с высокой степенью защиты".
"Один сайт проблему демократии не решит. В политике один инструмент сам по себе не работает. К электронной петиции, чтобы она была действенной, нужны еще массовые акции, полноценная медийная кампания и весь остальной набор политических инструментов", – говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
По его словам, думский сайт потребует четкого механизма верификации подписей, чего можно достичь, например, заходя на него с портала госуслуг. "Так что копья будут ломаться только по поводу верификации подписей. А по своей сути такой сайт удобен и власти как механизм обратной связи с обществом и как клапан для выпускания пара, и оппозиции тоже по большому счеты выгоден", – уверен Минченко.
Американское пиво и российские сироты
Надо сказать, что подобная интернет-демократия вовсе не ноу-хау нашего президента. Аналогичный сайт для петиций граждан под названием We the People– функционирует в США как раздел портала Белого дома с 22 сентября 2011 года.
Он может дать представление об интернет-демократии в ее понимании администрацией Барака Обамы. Для того чтобы правительство отреагировало на петицию, она должна собрать не менее 25 тысяч подписей граждан в течение месяца. Тогда чиновник Госдепартамента или профильного ведомства отвечает на сайте – иногда общими словами обещает принять во внимание, иногда по существу.
Например, на требование граждан США навести порядок с гражданским оружием после бойни в школе города Ньютаун ответил некто Брюс Рид, глава аппарата вице-президента Байдена, сообщив, что президент"уделяет пристальное внимание", "правительство примет меры" и далее в таком же духе. Все это сопровождал ролик с записью обращения Обамы, позаимствованной с YouTube.
А ответом власти народу по существу может служить реакция Белого дома на петицию граждан США, которые узнали, что их президент поставил в Белом доме портативную домашнюю пивоварню и потребовали обнародовать рецепт президентского пива. Помощник шефа программы здорового питания Белого дома Сэм Касс опубликовал сразу три рецепта портера и эля, которым Обама угощает своих гостей.
С 28 декабря на этом сайте висит петиция с требованием к Обаме своим личным вмешательством помочь бы вывезти из России в США 46 детей, усыновление которых уже было инициировано на момент принятия "закона Димы Яковлева".
В отличие от первой петиции на сайте Белого дома от 21 декабря, требующей выявить и назвать российских чиновников, додумавшихся до запрета на усыновление в Америку и подписанной в основном русскими именами, эту вторую "сиротскую" петицию, судя по именам ее подписантов, поддерживают уже настоящие американские американцы.
На вторник 15 января их набралось 1406 человек. То есть, чтобы она удостоилась внимания Госдепа, до 2 февраля, когда закончится срок сбора подписей, подписать петицию должны еще 23594 американца. Что, судя по темпам подписания, вряд ли произойдет.
И такие вот сюрпризы может приносить интернет-демократия. Это надо тоже понимать в предвкушении появления отечественной интернет-демократии.